Роль малого бизнеса в экономике государства
Роль малого бизнеса в экономике государства
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой
частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес
обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса,
являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право
на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и
иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Права и свободы человека и
гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности
осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого
гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать
в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их
противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской
Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную,
муниципальную и иные формы собственности.
Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства
возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого
бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания
уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим
характером их функционирования.
Государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству, и
народу.
_______________________________________________________________________
1. | Введение | ||
2. | Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность | ||
3. | 1.1. Основной критерий малого бизнеса | ||
4. | 1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий | ||
5. | 1.3. Государственная регистрация предприятия. | ||
6. | 1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. | ||
7. | 1.5. Управление предприятием. | ||
8. | 1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. | ||
9. | Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. | ||
10. | 2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России. | ||
11. | 2.2. Государственная поддержка малого бизнеса | ||
12. | 2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке | ||
13. | Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике | ||
14. | Заключение | ||
15. | Список используемой литературы | ||
16. | Рецензия на курсовую «Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке» | ||
17. | Приложение 1 | ||
18. | Приложение 2 | ||
Введение.
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. А также рассмотреть характер развития малого бизнеса на Дальнем Востоке.
Управление предприятием.
Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).
Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания.
Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).
Заключение.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче-ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
_____________________________________________________________________
РОЛЬ
В последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
Резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с экономическим кризисом. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятии и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход [4, С.24].
По вкладу малого бизнеса в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25% [2, С. 54]. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых МП, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.
Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17% [2 , С.54].
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий [3, С.10].
Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства и бурно развивающейся на этапе его становления, хотя в последние годы темпы роста основных показателей замедлились, что говорит о насыщении рынка по этому виду деятельности.
Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании [3, С.10].
Несмотря на достаточно высокую производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось на 6,7%, а численность занятых – на 4%.
По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число предприятий и занятность сократились на 1,5%), на предприятиях транспорта и связи сократились число предприятий на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6% [2, С.54]. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом.
Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.
Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2010г. в объеме бытовых услуг – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме услуг правового характера достигает 96% [2, С.54].
Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходиться 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4 всех занятых в этой сфере.
Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу, можно рассматривать как второй центр роста этого хозяйства. Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах [1, С. 110].
Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж иоказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Первое условиесвязано с формированием благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей, В этих целяхнадо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т п.
Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;
- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательскойдеятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
- создание современных элементов инфраструктуры бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле.
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ совместно с Торгово-промышленой палатой РФ, Российским агентством малых предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА [5, С.46]. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Роль малого бизнеса в экономике любой страны достаточно высока. Небольшие предприятия играют важную и значимую роль и в российской экономике.
Начать следует с того, что подобные организации берут на себя выполнение функций, которые либо вовсе не могут быть выполнены большими компаниями, либо выполнятся ими недостаточно. Роль малого бизнеса в этом смысле трудно переоценить. Кроме того, именно такие компании в основном и создают условия для здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг. Огромное число различных предприятий, их гибкость и относительная свобода ценообразования в итоге «работают» в интересах страны и населения.
Нельзя не отметить и «обслуживающую» функцию подобных субъектов предпринимательской деятельности. Нередко они помогают крупным фирмам в решении вспомогательных задач. Это позволяет крупному бизнесу сконцентрировать внимание на своей непосредственной деятельности. Передача им вспомогательных функций сторонней организации – верный путь к увеличению рентабельности производства.
Считается, что развитие малого бизнеса сопровождается солидными капиталовложениями. На самом деле, любая предпринимательская деятельность, (за очень редким исключением) требует определенных вложений. В этом смысле малые предприятия находятся в более выигрышном положении, так как их содержание сопровождается меньшими финансовыми затратами, нежели содержание крупных предприятий.
Роль малого бизнеса во многом определяется его особенностями: значительной гибкостью управления, оперативностью реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и т.д.
Нельзя также не упомянуть тот факт, что, наряду с крупными компаниями, малые отвечают за занятость населения, предоставляя гражданам рабочие места. При этом нередко уровень зарплаты в небольших фирмах выше, нежели в крупных организациях. Нельзя не отметить и управленческую гибкость таких компаний, достаточно высокий уровень мотивации персонала, большие возможности для него проявить себя и т.д.
Не последнюю роль малый бизнес играет и во внедрении в экономику новых товаров и услуг, научных инноваций, формировании бюджета, и т.д. Роль малого бизнеса в экономике страны достаточно велика. Не случайно государство оказывает всевозможную поддержку малому и среднему бизнесу. Его развитию уделяется сегодня достаточно серьезное внимание.
Роль малого бизнеса в экономике государства
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой
частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес
обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса,
являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право
на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и
иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Права и свободы человека и
гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности
осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого
гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать
в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их
противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской
Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную,
муниципальную и иные формы собственности.
Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства
возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого
бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания
уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим
характером их функционирования.
Государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству, и
народу.
_______________________________________________________________________
1. | Введение | ||
2. | Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность | ||
3. | 1.1. Основной критерий малого бизнеса | ||
4. | 1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий | ||
5. | 1.3. Государственная регистрация предприятия. | ||
6. | 1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. | ||
7. | 1.5. Управление предприятием. | ||
8. | 1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. | ||
9. | Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. | ||
10. | 2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России. | ||
11. | 2.2. Государственная поддержка малого бизнеса | ||
12. | 2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке | ||
13. | Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике | ||
14. | Заключение | ||
15. | Список используемой литературы | ||
16. | Рецензия на курсовую «Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке» | ||
17. | Приложение 1 | ||
18. | Приложение 2 | ||
Введение.
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. А также рассмотреть характер развития малого бизнеса на Дальнем Востоке.