Технология принятия предпринимательских решений
Технология принятия предпринимательских решений представляет последовательность действий, объединенных в логичную систему, обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных возможностей фирмы.
Каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию принятия решений. Решение может приниматься на основе интуиции. Такой метод принято называть интуитивным. Для его использования необходимо иметь большой опыт предпринимательской деятельности.
Однако в основе технологии принятия решений все же лежит реальный метод принятия решений. Данный метод базируется на логически взаимосвязанных и расчетно обоснованных заключениях.
Практически предпринимателем используются оба метода одновременно. По существу комбинированный метод — реалъно-интуитивный. У начинающего предпринимателя в технологии принятия решений преобладает реальный метод. У опытного предпринимателя значительную составляющую в технологии принятия решений представляет интуитивная составляющая.
1 Принятие к рассмотрению возможных альтернатив (проектов).
2 Осмысление альтернатив. Иными словами, выявляет их сущностные черты и логику.
3 К каждому проекту выявляются требования, которые необходимо соблюсти для его реализации (необходимость конкретных ресурсов, технологий, финансирования и т. п.).
4 Определяются конкретные действия, необходимые для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации средств, порядок реализации производства и т. п.). Здесь производится и экономический расчет по стоимостной оценке этих действий.
5 Расчет вероятного экономического эффекта с учетом обоснованной худшей возможности развития событий ,
6 Сравниваются варианты пессимистического и оптимистического расчетов экономического эффекта. Это сравнение показывает вероятный диапазон возможного эффекта.
7 Сравнение принятых к рассмотрению проектов. Это сравнение производится по всей совокупности выявленных на ранних этапах качественных и количественных характеристик. Данный этап технически наиболее сложен.
8 Выбор одной из альтернатив. Он подразумевает принятие решения о реализации выбранной альтернативы.
Следует обратить внимание на то, что с увеличением количества исходных альтернатив процесс принятия по ним решения сильно усложняется. Поэтому на этапе принятия к рассмотрению возможных альтернатив следует стремиться свести к минимуму их количество. Для этого следует максимально использовать априорную информацию и интуицию.
Обычно опытный предприниматель оставляет на этом этапе для дальнейшего рассмотрения 2—3 альтернативы. Последние два этапа всегда требуют определенной доли интуитивного подхода. Отсюда становится понятным, что только постоянная практика в сочетании с теоретической подготовкой обеспечивают успех предпринимательской деятельно
8. Прежде всего, позвольте разобраться, в чем именно заключается особенность комплексного обоснования бизнес-идеи от разработки обычного экономического обоснования проекта. Результаты обоих этих видов исследований могут оформляться в виде документа с названием «бизнес-план». Однако если проект предусматривает незначительные изменения в существующем бизнесе (например, приобретение офиса или замена изношенного оборудования новым), то подготовка бизнес-плана является скорее технической процедурой, которая в большинстве случаев требует только экономической оценки проекта.
В то же время, если проект или бизнес-идея предполагает развитие нового направления бизнеса, реализацию сложного или уникального проекта, то в этом случае оценка проекта и подготовка бизнес-плана является комплексной задачей. При всестороннем обосновании основное внимание уделяется не только экономической эффективности проекта, а маркетинговой стороне дела, наличию потенциала для реализации проекта, разработке схемы финансирования и оценке рисков. Следовательно, экономическая оценка является лишь одной из составляющих комплексного обоснования проекта (бизнес-идеи). Для комплексного обоснования бизнес-идеи нужно выполнить определенный объем работ. Это проведение детального маркетингового исследования, что позволяет выявить тенденции рынка, характеристики потенциальных потребителей, целевой аудитории, емкости рынка, анализ уровня цен и их динамики. Маркетологи помогут понять, какие услуги нужны вашему бизнесу – например, если вы производите какой-то товар, то вам наверняка потребуется перевозка сборных грузов и складские услуги, чтобы доставить его в другие регионы. Также вам опишут основных конкурентов, проведут оценку их сильных/слабых сторон и эластичности спроса, выработают будущую маркетинговую и рекламную стратегию.
Далее необходимо создать детальное описание всех аспектов реализации проекта для выявления технических, организационных, законодательных и других рисков и препятствий. Придется построить с помощью компьютера финансовую модель проекта, что позволяет осуществить качественный экономический анализ, провести диагностику рисков и реализовать разработку мероприятий для их снижения, подобрать и оптимизировать источники финансирования. И предоставить проекту привлекательности в глазах вероятных инвесторов или кредиторов.