Учет рисков в ставке дисконтирования
Project Expert позволяет учесть риски проекта и в ставке дисконтирования – рассчитать ее по одной из трех моделей – WACC (средневзвешенной стоимости капитала), CAPM (модели оценки капитальных активов), CCM (модели кумулятивного построения).
Оценка стоимости бизнеса
Одним из способов обоснования участия в проекте для инвесторов является оценка возможности выхода из него как на периоде прогнозирования проекта, так и в дальнейшем. Как в этом случае изменится стоимость пакета акций или доли участника? Сделать это позволяет «Оценка стоимости бизнеса».
Доходные методы оценки стоимости бизнеса
Пользователь Project Expert может применять доходные методы: метод дисконтирования денежных потоков для оценки стоимости бизнеса на различные моменты проекта, на прогнозном и на постпрогнозном периодах.
Для оценки стоимости на постпрогнозном периоде в программе реализованы пять методов: модель Гордона, метод чистых активов, ликвидационной стоимости, предполагаемой продажи, экспертной оценки.
Сравнительный метод оценки стоимости бизнеса
Он также реализован в Project Expert: для определения будущих доходов акционеров - дивидендов и планируемой цены продажи акций, прогнозная стоимость компании может быть определена с использованием широкого набора встроенных мультипликаторов. Предусмотрена возможность создания собственных доходных, балансовых и натуральных показателей.
Project Expert позволяет выполнить для акционеров подбор размеров пакетов акций с учетом как сроков владения ими, так и требуемой доходности на вложенный капитал.
Контроль показателей эффективности проекта в ходе и по итогам его реализации
Project Expert предусматривает возможность своевременного внесения корректировок в проект, актуализации данных. Важно учесть, как повлияет на эффективность проекта временные сдвиги этапов календарного плана и динамика статей затрат. Сравнение плановых и достигнутых по итогам проекта показателей особенно важно для принятия дальнейших инвестиционных решений.
Мониторинг текущих изменений и корректировка плана
Project Expert позволяет вам контролировать ход выполнения проекта путем актуализации данных. В систему можно ввести актуальные данные о фактических поступлениях и выплатах и просмотреть актуализированный отчет о движении денежных средств. При работе с системой контролируется соответствие планируемого и фактического объема продаж, планируемых и фактических затрат, сумм прибыли, налоговых отчислений и т. д. В результате сравнения исходных и реальных данных автоматически формируется таблица рассогласования движения денежных средств, и вы вносите необходимые коррективы. Осуществить сравнение планового и фактического вариантов проекта можно в модуле What-if @ Plan-Fact.
Сервисные возможности и удобство освоения
Удобство ввода данных обеспечивается в системе хорошо структурированным, дружественным интерфейсом и различными сервисными функциями, особенно полезными начинающим пользователям.
Экспертные заключения
Часто необходимо подготовить краткое заключение по результатам проведенного анализа. Это удобно реализовано в Project Expert. Система автоматически формирует ряд экспертных заключений, включая заключение по анализу безубыточности.
К тому же реализованный в системе механизм позволяет не только использовать встроенные заключения, но и самостоятельно создавать по результатам анализа проекта шаблоны для собственных экспертных заключений, используя для этого все итоговые и дополнительно вводимые данные.
Анализ изменений
С помощью модуля "Анализ изменений" можно оценить, как внесенные изменения исходных данных проекта повлияют на его результаты, и вернуться, в случае необходимости, к предыдущему варианту расчета.
Формирование отчета.
Автосоздаваемые таблицы
В системе удобно создавать большие таблицы пользователя на основе данных всех итоговых таблиц. Для этого используются прототипы расчетных формул. Применение автосоздаваемых таблиц позволяет быстро ввести шаблоны формул в разные строки таблицы пользователя, а затем преобразовать их в стандартную таблицу с различными расчетными формулами для каждой строки. При формировании пользовательских таблиц можно теперь использовать также данные баланса, характеризующего состояние предприятия на момент начала проекта.
Мастер проектов
В Project Expert встроенный "Мастер проектов" позволяет вам быстро создавать новый проект, учитывая особенности предприятия, отрасли и решаемой задачи. Следуя вашему выбору, система подключает заготовки списков налогов, наборы итоговых таблиц и графиков.
Оперативное изменение параметров исходных данных обеспечивает вам сервисная функция "Редактирование по шаблону". Она освобождает вас от рутинных операций на этапе ввода и редактирования не только перечня продукции, но и других исходных данных проекта.
Пересчет валют
Сервисная функция "Пересчет валют" помимо укрупненного анализа результатов проекта в зависимости от валют выплат и поступлений позволяет вам быстро пересчитать поступления и выплаты из одной валюты в другую. Применяя ее, вы можете описать схемы комбинированных платежей: задать либо процент перевода суммы одной валюты в другую, либо распределение в процентах платежа между двумя валютами. Вы быстро сможете приступить к работе. Электронная регистрация новых пользователей позволяет вам прямо из системы через Internet или по e-mail выслать заполненную регистрационную форму в адрес компании. Вы автоматически получаете статус зарегистрированного пользователя, что дает вам право на различные льготы, включающие и поддержку по "горячей линии". Вы сократите временные затраты и на обучение работе с программой. Теперь доступен электронный учебник, основанный на материалах сертификационных курсов для работы с Project Expert. Учебник содержит необходимый объем теоретических знаний и методику работы с программой. Теперь вы вооружены современным инструментом для работы с инвестиционными проектами и знаете, как получить стратегическое преимущество в получении кредитов, привлечении инвестиций, выборе партнеров по бизнесу и в создании планов перспективного развития предприятия.
Контрольные вопросы к Теме 5.
1. Дайте характеристику программы Project Expert
2. Перечислите возможности использования программы при создании бизнес-плана предприятия ресторанного сервиса
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ)
1. Определите порядок основных этапов процесса планирования
А) выбор основных путей и средств достижения целей
Б) разработка общих целей
В) контроль за выполнением целей и задач
Г) определение конкретных задач
2. Тактическое планирование – это:
А) принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей
Б) совокупность главных целей фирмы и основных способов достижения этих целей
В) определение главных компонентов организационной среды
Г) установление фирмой желаемых направлений и ориентиров своей деятельности
3. Стратегия дифференциации означает:
А) сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка
Б) отказ от производства нерентабельных продуктов
В) создание продукта или услуги с уникальными свойствами
Г) создание торговой марки
4. В процессе постановки целей для всех уровней управления необходимо учитывать, что они должны быть:
А) публично объявлены
Б) измеримы
В) достижимы
Г) определены во времени
5. SWOT-анализ используется в разделе бизнес-плана:
А) план маркетинга
Б) анализ конкуренции
В) оценка рисков
Г) финансовый план
6. Определите порядок действий при оценке риска в бизнес-плане и расположите их в правильной последовательности:
А) проранжировать риски по вероятности их проявления
Б) выявить полный перечень возможных рисков
В) отбросить все риски, вероятность проявления которых ниже определенного уровня
Г) определить вероятность их проявления
Д) оценить ожидаемый размер убытков при осуществлении рисков
Е) определить зону допустимого, критического и катастрофического риска
Ж) установить приемлемый уровень риска
7. Выберите верное утверждение:
А) в бизнес-плане нельзя пренебрегать орфографией и пунктуацией
Б) желательно максимальное использование технических и специальных терминов
В) в бизнес-плане недопустимы приложения
Г) объем бизнес-плана не должен превышать 100 страниц
8. Бизнес-план может быть составлен:
А) Самостоятельно инициаторами проекта
Б) Инициаторами проекта при консультациях эксперта
В) Потенциальным инвестором
Г) Потенциальным партнером
Д) Специализированной консультационной фирмой
9. Внутрифирменное планирование прежде всего позволяет каждому предприятию:
А) распределять время выпуска продукции
Б) определять плановую численность персонала
В) формулировать стратегию ценообразования
Г) планировать и соизмерять свои затраты и результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство. В последние годы в экономике многих стран наблюдался рост сферы услуг, тогда как более традиционные сельскохозяйственные и промышленные сектора переживали спад.
Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.
В целом перед специалистами сферы сервиса встает задача наиболее полного и комплексного представления о ресторанном деле, его сущности, а также о процессах, в нем происходящих. Кроме того, в рамках изучаемой дисциплины необходимо понимать роль и значение, а также технологию бизнес-планирования ресторанного сервиса. Этого можно достичь, постоянно следя за событиями в индустрии питания, контролируя постоянный поток новой информации, систематизируя свои знания, творчески подходя к любой изучаемой проблеме. В этом молодому специалисту должна помочь оптимальная организация процесса самообразования.
При изучении дисциплины изначально студенты должны опираться, главным образом, на знания и умения, полученные на лекционных и практических занятиях. Это в целом дает необходимый базис для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. Однако эти знания необходимо активизировать.
Квалифицированный специалист сферы сервиса должен хорошо осознавать роль и значение организации эффективной работы предприятия в рамках развития современной системы ресторанного сервиса.
Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники информации:
· учебную литературу соответствующего профиля для ВУЗов;
· специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно-популярных журналах;
· средства массовой информации – газеты, Интернет и др.
Из учебной литературы в первую очередь необходимо рекомендовать учебники для ВУЗов с рассмотрением общетеоретических вопросов, а также расширенными подразделами данной тематики. Необходимые темы, как правило, легко найти, используя оглавление, либо предметный указатель в конце издания.
Проблема обновления материала достаточно остро стоит при использовании справочно-энциклопедической литературы. Рекомендуется пользоваться изданиями не более чем 3-5-летней давности. Самая современная информация доступна для пользователей Интернета, однако, в некоторых случаях она нуждается в перепроверке по литературным источникам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебник/ Т.И.Арзуманова, М.Ш.Мачабели.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2010.- 276 с.
2. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие/ М.В.Виноградова и др..- М.: Дашков и К, 2008.- 284 с.
3. Боркова Е.А. Стратегическое планирование: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2009.- 168 с.
4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.- 3-е изд..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с.
5. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие/ М.В.Виноградова, З.И.Панина.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Дашков и К, 2009.- 448 с.
6. Гомола А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие/ А.И.Гомола, П.А.Жанин.- М.: Академия, 2009.- 144 с.
7. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Высшее образование, 2007.- 609 с.
8. Горенбургов М.А. Бизнес-планирование в гостиничном и ресторанном деле: Учебное пособие/ Балтийская академия туризма и предпринимательства; М.А.Горенбургов, А.Л.Медведев.- СПб.: Д.А.Р.К., 2008.- 200 с.
9. Грибанова Н.Н. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ Байкальский государственный университет экономики и права; Н.Н.Грибанова, Ю.А.Шуплецова, М.Г.Самохвалова.- Иркутск: БГУЭП, 2008.- 152 с.
10. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (SOA): ценность для бизнеса, планирование и план развития предприятия= Service-oriented architecture (SOA) compass: Пер. с англ./ Н.Биберштейн, С.Боуз, М.Фиаммант, К.Джонс, Р.Ша.- М.: Кудиц-Пресс, 2007.- 228 с.
11. Организация и планирование производства: Учебное пособие/ Под ред. А.Н.Ильченко, И.Д.Кузнецовой.- М.: Академия, 2006.- 207 с.
12. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2000 № 742).
13. Симунин Е.Н. Планирование на предприятии [ Электронный ресурс]: Электронный учебник/ Е.Н.Симунин, В.М.Васильцова, Т.А.Симунина, В.С.Васильцов.- М.: Кнорус, 2010.- 1 электронный оптический диск ( CD-ROM )
14. Слак Н. Организация, планирование и проектирование производства: Операционный менеджмент/ Пер. с 5-го англ. изд.; Н.Слак, С.Чеймберс, Р.Джонстон.- М.: Инфра-М, 2009.- 790 с.
15. Стратегическое планирование в туризме: Учебное пособие.- Ростов на Дону: Феникс, 2007.- 285 с..-(Высшее образование.)
16. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями
17. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" с изменениями.
18. Черняк В.З. Бизнес-планирование [ Электронный ресурс]: Электронный учебник.- М.: Кнорус, 2008.- 1 электронный оптический диск (СD-ROM)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-планирование - это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. В ходе планирования составляется программный документ (бизнес-план), программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности
Бизнесмен - деловой человек, всякое лицо, действующее в процессе организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг репродуктивно, без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов, осуществляющее или организующее из года в год производство, сбыт, распределение одного и того же товара, в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Бюджет маркетинга - финансовый план маркетинга, система показателей, раздел плана маркетинга предприятия, в котором в детализированной форме (по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга) приведены величины затрат, доходов и прибыли от (для) осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли.
Демпинг - продажа товара по ценам, значительно ниже среднего рыночного уровня, так называемым "бросовым", иногда ниже себестоимости. Во многих западных странах действуют антидемпинговые законодательства, которые защищают прибыль национальных производителей и нередко препятствуют ввозу товаров из других стран, предлагаемых по пониженным ценам в связи с недостаточной конкурентоспособностью.
Диагностика конкурентной среды - специфический, самостоятельный этап маркетингового исследования, необходимый для формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах поведения конкурентов.
Диверсификация - 1. Вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов. 2. Одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации.
Диверсификация горизонтальная - пополнение ассортимента фирмы новыми изделиями, которые не связаны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.
Диверсификация конгломератная - пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам.
Диверсификация концентрическая - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы.
Жизненный цикл товара - определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до вывода с рынка; от него непосредственно зависит уровень прибыли продавца (продуцента) на каждом из этапов (стадий) цикла. В процессе развития продаж товара и получения прибыли обычно выделяют пять этапов: этап разработки товара (дорыночный), этап выведения (внедрения) товара на рынок, этап роста объема продаж товара, этап зрелости (насыщения), этап упадка продаж или элиминации товара с рынка.
Закон Мерфи - рекламный закон, который гласит: "Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег", т.е. экономия на рекламе бессмысленна.
Затраты на маркетинг - совокупность расходов, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности и маркетинговых мероприятий по формированию и воспроизводству спроса на товары и услуги. Основные составляющие затрат на маркетинг: управленческие расходы, заработная плата персонала службы маркетинга, амортизационные отчисления; материалы и ресурсы для нормального функционирования службы маркетинга и соответственно затраты по разработке товарной, ценовой, коммуникативной, сбытовой и дистрибутивной политики.
Имидж - образ товара, сходство, отражение, представление о чем-либо. Социально-психологическое явление, тесно связанное с экономикой товарного рынка. И. товара ассоциируется с репутацией товара, товарной марки, предприятия и страны изготовителя.
Инновация товара - 1. Процесс непрерывного совершенствования продукта, связанного с созданием оригинальных, улучшенных или модифицированных продуктов. Имеет главное значение среди мероприятий по обеспечению продолжительности жизненного цикла товара и рентабельности предприятия. Включает способы дифференцирования и диверсификации продукта. 2. Вывод новых продуктов или новой группы продуктов на рынок.
Коммерциализация - стадия разработки нового продукта; процесс выбора правильного времени выхода на рынок, последовательности и объема деятельности на разных рынках, эффективного метода распределения и продвижения продукта, а также разработки оперативного плана маркетинга.
Коммерция - 1. Разновидность предпринимательства или бизнеса. 2. Торговля и торговое посредничество, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. 3. Торговые процессы, связанные с осуществлением актов купли-продажи, с передачей или приобретением права собственности на товары и/или услуги с целью получения прибыли. 4. Деятельность в сфере товарного обращения, движения товара и/или услуги от производителя до конечного потребителя. 5. Технология торговых действий, их упорядоченной совокупности.
Коммерческая деятельность - 1. Оперативно-производственная и стратегическая работа торговых организаций и предприятий, отдельных предпринимателей или бизнесменов, базирующаяся на философии маркетинга, направленная на организацию и совершение процессов купли-продажи товаров и/или услуг, произведенных в рамках одной или на различных территориях и представленных на региональных, национальных и международных рынках. 2. Организация коммерческих процессов, связанных со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров и/или услуг, а также с обеспечением нормативного осуществления этих операций. 3. Деятельность, состоящая в покупке товаров, услуг или ценностей для дальнейшей перепродажи их (после или без дополнительной переработки), сдачи в наем или передачи, за определенную плату, права пользования ими, или извлечения выгоды. 4. Усилия по сбыту, реализация нужд продавца, торговца, купца по превращению имеющегося у него товара в наличные деньги.
Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) - рецепт маркетинга, использование которого позволяет предприятию наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды. Простейшая структура рецепта маркетинга требует проведения скоординированных мероприятий в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики (известная формула 4P - Product; Price; Place; Promotion).
Конкурентная карта рынка - 1. Классификация конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. 2. Распределение рыночных долей конкурентов, позволяющее контролировать место (лидер, аутсайдер) конкурента (или собственной фирмы) на рынке. Определяется по результатам анализа рыночной позиции конкурентов на конкретных товарных рынках.
Конкурентоспособность товара - 1. Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности. 2. Способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов. 3. Отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления). 4. Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.
Конкуренция - 1. Соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично, в частности, между предпринимателями - за большую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья. 2. Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ. 3. Регулятор рыночных отношений, стимулятор ускорения НТП и эффективности общественного производства.
Контроллинг - 1. Система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. 2. Система управления прибылью. 3. Средство, инструмент экономического управления результатами фирмы. 4. Совокупность функций информационного обслуживания, благодаря системе планирования, нормирования, учета и контроля конечного результата деятельности предприятия и управляющей функции - анализа данных контроля и принятия решений на всех уровнях управления предприятием. 5. Система внутреннего контроля (экономичности работы предприятия и его подразделений) и ревизии, аудита, как средства стратегического контроля. 6. Количественная и качественная подготовка и оценка оперативных и стратегических решений руководства, анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Концепция маркетинга - 1. Философия организации предпринимательства, ведения дел фирмы, организации или человека, осуществляющих деятельность в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль. 2. Система основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности, которые используются для достижения целей предприятия - получение прибыли и удовлетворение потребностей конечного потребителя. В зависимости от конкретного состояния окружающей среды, уровня развития рыночных отношений (рынок продавца или рынок потребителя) выделяют традиционную, производственную, сбытовую, товарную, социально-этическую и сервисную концепции маркетинга.
Логотип - элемент фирменного стиля, представляющий собой оригинальное очертание рекламодателя. Форма товарного знака.
Макросреда - составляющая маркетинговой среды фирмы, представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Маркетинг - 1. Купля-продажа, деятельность на рынке. 2. Реализация, сбыт; 3. Производство товарной продукции. 4. Принцип хозяйствования; система хозяйствования; отрасль хозяйственной деятельности; образ мышления. 5. Философия ведения дела; концепция деятельности на рынке. 6. Процесс создания и воспроизводства спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли. 7. Процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу организации предпринимательской деятельности с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли. 8. Действия по удовлетворению нужд клиентов посредством товара (услуги) и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.
Маркетинг-микс (комплекс маркетинга) - 1. Структура маркетинга; компоненты, элементы системы маркетинга; процессы, составляющие маркетинг. 2. Структура расходов по маркетингу. 3. Рецепт маркетинга. Комплексная программа мероприятий по продвижению товаров или услуг от продуцента до конечного потребителя.
Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами (партнерами) отношения успешного сотрудничества. М.С. слагается из микросреды и макросреды.
Менеджмент - 1. Совокупность функций, необходимых для организации любой деятельности на том или ином иерархическом уровне рыночной экономики. 2. Форма описания, представления деятельности и роли отдельного лица или группы лиц, которые ставят и контролируют задачи по управлению процессами организации, планирования, координации и контроля в той или иной области воспроизводства или экономики в целом. 3. Наука управления рыночной экономикой, включающая теорию систем, теорию решений, социальную психологию, социологию, психологию, математику и др. 4. Руководство фирмы, возглавляющее процесс организации и функционирования производства и ответственное за результаты и выживаемость фирмы в условиях конкурентной борьбы. 5. Управление экономикой, производством, персоналом, ресурсами и т.д. в условиях рынка.
Методы прогнозирования - научное предвидение, основанное на анализе фактических данных прошлого и настоящего исследуемого объекта. По величине периода укрепления выделяют краткосрочные прогнозы (до 1,5 лет); среднесрочные прогнозы - (5 лет); долгосрочные прогнозы - 10-15 лет, основанные на системе прогнозов различных составляющих. По форме представления прогнозы делятся на количественные и качественные; по охвату прогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими и частными.
Методы ценообразования - методы используемые при формировании цен на продукцию и услуги. Выделяют три метода ценообразования - основанный на издержках, основанный на линии покупателей, основанный на ценах конкурентов.
Микросреда - составляющая маркетинговой среды фирмы, представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Мотивация - 1. Процесс интенсификации мотивов индивидуума или их группы с целью активизации их действий по принятию решения об удовлетворении какой-то потребности. 2. Побуждающие действия, оказывающие влияние на активность покупателя в процессе принятия им решения о покупке.
План - предвидимая и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.
Планирование – 1. Вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач; составление программы действий; выявление необходимых ресурсов и их источников; определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них. 2. Оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели.
Позиционирование товара на рынке - действия по обеспеченности товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.
Предприниматель - 1. Лицо, самостоятельно, от своего имени, на свой риск, инициативно организующее и осуществляющее деятельность, направляемую на получение прибыли или личного дохода. 2. Центральная фигура в социально-экономической жизни современного общества, основанного на рыночных отношениях. 3. Бизнесмен, занимающийся непрерывным поиском изменений в потребностях, в спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворением этих потребностей путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированной на самые лучшие новации (бенчмаркинг), приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
Предпринимательская деятельность - 1. Организация предпринимательства. 2. Инициативная, новаторская деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода путем организации, создания и воспроизводства спроса на товары и услуги, удовлетворяющие потребности конечного потребителя.
Предпринимательство - 1. Стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на инновации, нововведения. 2. Процесс организации и осуществления деятельности в условиях формирования, развития и функционирования рыночных отношений. 3. Разработка и принятие решений, связанных с организацией, осуществлением производства, распределением, маркетингом и реализацией товара или услуги до конечного потребителя для удовлетворения спроса и получения прибыли. 4. Процесс взаимодействия рыночных субъектов по поводу взаимопередачи права собственности на какой-либо товар или услугу. 5. Процедура планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого процесса расширенного воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества и получения прибыли.
Разработка нового продукта - процесс создания оригинальных, улучшенных и модифицированных продуктов на базе проведения предприятием НИОКР своими силами. Этот процесс, как правило, включает такие этапы, как генерация идей, отбор идей, разработка концепции нового продукта и ее проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ бизнеса, разработка нового продукта, пробный маркетинг и коммерциализация.
Реклама - 1. Любая платная форма неличного предложения и представления идей, товаров и услуг от имени известного спонсора. 2. Форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей.
Рекламная аудитория - все лица, которые могут прочитать, увидеть или услышать рекламное сообщение, переданное конкретным источником информации.
Рынок - 1. Место встречи спроса и предложения, где происходит выявление степени соответствия характеристик произведенного продукта общественной потребности в нем, осуществляется сравнение конкурентоспособности данного товара с конкурентоспособностью товара-конкурента. 2. Сфера обмена товарами, услугами и другой собственностью. 3. Группа потребителей. 4. Все покупатели данного товара. 5. Организованное место торговли. 6. Источник получения товаров и услуг. 7. Физически или виртуально представленная совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов или услуг. 8. Биржа.
Сегмент рынка - совокупность, группа потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же предлагаемый продукт и на комплекс маркетинга.
Сегментация рынка - разделение, разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.
Сервис - подсистема маркетинговой деятельности предприятия, обеспечивающая комплекс услуг по сбыту и эксплуатации машин, оборудования, средств транспорта.
Спрос - категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. С. выражает постоянно меняющуюся совокупную общественную потребность, представленную на рынке в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием.
Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями. Оно опирается на четко сформированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.
Товар - 1. Экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке. Объект купли-продажи. 2. Совокупность основных потребительских характеристик продукта, которые удовлетворяют определенные потребности покупателя. 3. Предоставляемые потребителем услуги и льготы, дополняющие продукт и облегчающие его реализацию. 4. "Окружение" продукта как такового (дизайн продукта, качество продукта, его оформление, марка, упаковка).
Товарная политика - совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, которые включают выход нового товара или группы товаров на рынок (инновация), модернизацию уже находящихся на <