Концепция управления материальными ресурсами – MRP.
Интегрированные системы управления производством управляют ассоциированными потоками информации и материалов, сокращают производственный цикл, уменьшают противоречия и в конечном итоге способствуют снижению цен.
С целью оптимального управления производством в середине 60-х гг. были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу систем класса MRP (Material Requirement Planning - планирование материальных потребностей). Эти системы предназначены для расчёта возможности выполнения нового заказа к указанному сроку при заданной загрузке производства. При условиях невозможности выполнения данного заказа к конкретному сроку система способна ответить на вопрос, во что обойдётся выполнение нового заказа, если заказчик всё же настаивает на первоначальном сроке.
Планирование потребностей в материалах (MRP) и календарное планирование производственных ресурсов (MRP II - Manufacturing Resources Planning) - это первое и второе поколение средств, которые позволяют компаниям лучше управлять своими производственными системами (путем распределения материалов и составления графика производства).
Концепции планирования производственных ресурсов – MRP II и управления предприятием – ERP. Концепция ERP как развитие концепции MRP II. Концепция ERP как основа создания интегрированной корпоративной информационной системы управления предприятием.
Концепция планирования производственных ресурсов – MRP II появилась в 70-х гг. тогда же появились системы класса MRP II (Manufacturing Resources Planning - планирование производственных ресурсов), основным назначением которых было прогнозирование, планирование и контроль производства, которые осуществлялись по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой конечного продукта потребителю. В общем случае они обеспечивали решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах и финансовое планирование в денежном выражении.
Базовая идея MRP осталась той же и ныне. Наиболее важные дополнения в концепцию MRP II были внесены в области интеграции. Она соединила планирование материальных ресурсов (управление закупками) с источниками заявок (ввод заказов конечных пользователей, прогноз спроса) и поддерживающими функциями (финансовое управление, анализ продаж, сбор данных). Компьютеры, интегрированные в производство, связали MRP II с инжинирингом и САПР, программируемыми контроллерами, специальными средствами накопления данных, но, по сути, не изменили ни подхода, ни основных функций.
Рисунок 2 – Реализация концепции MRP II
С появлением исполнительных производственных систем (Manufacturing Execution System - MES) компании сумели навести мосты между MRP II и производством. На основе планов производства, полученных из MRP II или других средств календарного планирования и создания специфических производственных заказов, MES расставляют приоритеты и управляют производственным оборудованием, людьми и связанными ресурсами. Разработчики программных средств пытаются снабдить системы MRP II MES-функциональностью.
Дальнейшие инновации были внесены двумя исследовательскими группами: Advanced Manufacturing Research (AMR, США, город Бостон) предложила COMMS (Customer-Oriented Manufacturing Management System - клиент-ориентированные системы производственного управления), а Gartner Group (США, штат Коннектикут) - ERP (Enterprise Resource Planning - система планирования ресурсов предприятия). Фактически обе концепции представляют следующий уровень MRP II. Оба новых понятия включают то, что мы называем сегодня MRP II, плюс дополнительные функции в таких областях, как качество, сервис, управление поддержкой, дистрибуция, логистика, маркетинг, управление запасами. Кроме того, они (и это очень важно) специфицируют технические требования: графический пользовательский интерфейс (GUI), реляционные базы данных, использование языков четвертого поколения (4GL) и CASE-средств (Computer-Aided Software Engineering), клиент-серверная архитектура и идеология открытых систем.
Появление с конца 80-х гг. систем класса ERP считается следующим этапом в развитии КСУП. Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как:
централизация данных в единой базе;
режим работы, близкий к реальному времени;
сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей;
поддержка территориально распределённых структур;
работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.
Другими важными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам, являются: применение графики; использование CASE-технологий для дальнейшего развития системы; поддержка архитектуры типа «клиент-сервер» и реализация их как открытых систем.
Концепция QM (Quality Management) – концепция управления качеством. Международный опыт управления качеством и международные стандарты ИСО. Связь концепции QM (управления качеством) с системой ERP и направление на её совершенствование.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название – Всеобщее управление качеством или TQM (Total Quality Management).
TQM – нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.
TQM – это адаптация классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды, когда нормы выработки как метод управления становятся неэффективны. В основу концепции положено качество – качество материалов, процессов, продукции, доставки, обслуживания. Причин некачественного выполнения работы может быть много: плохие материалы, технология, организация поставок, неудачное освещение, перебои в электропитании, необученность и нетренированность персонала и многое-многое другое. Лишь халатность и злой умысел связаны с намеренным недостижением необходимого уровня качества. Все остальное – не вина, а беда, привнесенная плохим менеджментом.
В теории TQM принято выделять восемь принципов менеджмента на основе качества.
1) Ориентация на потребителя – организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;
2) Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;
3) Вовлечение работников – работники всех уровней составляют основу организации, и их полная вовлеченность дает возможность организации с наибольшей выгодой использовать их способности;
4) Процессный подход – желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
5) Системный подход к менеджменту – выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как система вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее цели;
6) Постоянное улучшение – постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;
7) Принятие решений, основанное на фактах – в основе эффективных решений лежит анализ данных и информации;
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками – организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента на основе качества образуют базу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ISO 9000.
Опыт внедрения TQM в отечественную практику позволяет выделить пять основных составляющих:
создание документированных систем качества;
взаимоотношения с поставщиками;
взаимоотношения с потребителями;
мотивация к улучшению качества;
обучение в области качества.
Современный рынок требует, чтобы вся продукция удовлетворяла общепризнанным стандартам качества, которые касаются не только качества конечного продукта, выставляемого на рынок, но и всего процесса производства этого изделия, начиная от выбора поставщиком комплектующих и заканчивая сервисным обслуживанием готового продукта. В настоящее время всемирное распространение получил комплекс стандартов на систему качества предприятия, разработанный ISO (International Standards Organization - Международная организация по стандартизации, ИСО). Этот комплекс стандартов имеет общее название ISO 9000 (ИСО 9000). Часть стандартов этого комплекса регламентирует функциональные элементы, присутствующие в корпоративных системах управления предприятием.
Контрольные вопросы по теме 4:
1. Раскройте понятие «Концепция управления материальными ресурсами – MRP».
2. Опишите концепции планирования производственных ресурсов – MRP II и управления предприятием – ERP.
3. Опишите концепцию QM (Quality Management) – концепцию управления качеством, а также заменившую её концепцию «Всеобщее управление качеством» или TQM (Total Quality Management).
4. Опишите международный опыт управления качеством и международные стандарты ИСО.
5. Раскройте связь концепции QM (управления качеством) с системой ERP и направление на её совершенствование.