Расчет риска с помощью метода
экспертных оценок (матричный метод)
Метод экспертных оценок представляет собой обобщение экспертных оценок, касающихся перспектив развития того или иного экономического объекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном и анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Цель метода экспертных оценок в бизнес-планировании заключается в том, что, опираясь на опыт, знания и компетенцию специалистов и практиков выявить производственные факторы, влияющие на основные технико-экономические показатели в бизнес-планировании.
Расчет факторов (рисков) выполняется в следующей последовательности:
1) отбираются факторы (риски), по которым будет проводиться оценка;
2) определяе6тся число экспертов, которые будут проводить оценку;
3) в зависимости от количества отобранных факторов (рисков) уславливается большая шкала оценок;
4) оценку каждого из экспертов заносят в специальную таблицу, которая называется матрицей рангов опросов;
5) на основании полученных оценок рассчитывают суммы значений рангов по каждому фактору (риску) и среде арифметическое значение суммы рангов спроса;
6) по результатам вычислений определяется степень согласованности мнений экспертов
(35)
где: W – степень согласованности мнений экспертов;
m – число экспертов;
N – количество факторов, взятых для оценки
åXi – суммарное значение рангов по каждому фактору
– среднеарифметическое значение суммы рангов опроса.
Если из этой формулы мы получаем W < 0,3, то согласованность мнений экспертов неудовлетворительна.
Если 0,3 < W > 0,7, то мнение экспертов среднее, т.е. мы не можем экспертизу отвергнуть, но и принять тоже не надо.
Если W > 0,7, то согласованность мнений экспертов высокая.
Плановые риски. Расчет по упрощенной схеме
Раздел состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане могут быть полностью или частично не достигнуты, поэтому оценка производится по стадиям проекта бизнес-плана:
1. Подготовительная
2. Строительство
3. Функционирование
По характеру воздействия риски (во втором варианте) подразделяются на простые и составные.
Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой.
Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т. е. каждый из них рассматривается как независящий друг от друга.
Поэтому первой задачей по второму варианту плана риска является составление исчерпывающего перечня рисков.
Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска по всей их совокупности.
Третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящегося к каждому простому риску.
Четвертая задача – подсчет риска по каждой группе простых рисков.
Ниже представлены таблицы, содержащие примерный перечень простых рисков по стадиям.
Оценка вероятности наступления событий и определения удельного веса осуществляется методом экспертных оценок (вариант № 2). Для проведения этой работы желательно иметь не менее трех экспертов, хорошо знакомых с существом проблемы. Ими могут быть руководитель предприятия; человек, занимающийся экономическими вопросами и анализом; человек хорошо знающий производство, т. е. технолог.
Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень рисков по всем стадиям проекта и предлагается оценить вероятность их наступления и удельный вес каждого, руководствуясь следующей системой оценок:
0 – 15 Риск рассматривается как несущественный
16 – 25 Риск скорее всего не реализуется
26 – 50 О наступлении риска ничего определенного сказать нельзя
51 – 75 Риск скорее всего проявится
76 – 100 Риск реализуется
Оценки экспертов подвергаются анализу на их непротиворечивость, которые должны удовлетворять следующим правилам:
1. макс çАi - Вi ç ≤ 50
i – количество экспертов 1,2,3…N
Аi, Вi – оценка каждой i-той пары экспертов.
Правило означает, что максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору должна быть меньше 50. Сравнение производится по модулю, т. к. знак “ – ” не учитывается.
Это правило направлено на недопущение различий в оценках вероятности наступления рисков.
2.
Правило 2 направлено на согласование экспертных оценок в среднем. Оно используется после выполнения правила №1 для расчета расхождения между экспертами, для чего оценки суммируются и результат делится на число простых рисков.
Оценки экспертов могут признать не противоречивыми друг другу, если полученная величина не превышает 25.
В том случае, если в мнениях экспертов будут обнаружены противоречия (невыполнение правил № 1 и 2), то эксперты встречаются для выработки согласованной позиции по конкретному вопросу. Результаты экспертов оформляются таблицей
Таблица 17. Оценка риска экспертами
Простые риски | Эксперты | Результат Vi | ||
1-й | 2-й | 3-й | ||
Следующей задачей является подсчет риска и удельного веса по каждой группе простых рисков. И далее можно оформить следующей таблицей.
Таблица 18. Подсчет риска и определение его удельного веса
Простые риски | Удельный вес Wi | Вероятность Vi | Баллы Wi×Vi |
(36)
Р – вероятность наступления риска
Рассмотрим этот раздел бизнес-плана на примере:
Для оценки вероятности рисков использовались мнения трех экспертов: Экономист – маркетолог сторонней маркетинговой организации (1); Директор аудиторской фирмы (2); главный специалист инвестиционного отдела коммерческого банка (3).
Разработчиками проекта был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:
- 0 – риск рассматривается как несущественный;
- 25 – риск, скорее всего, не реализуется;
- 50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
- 75 – риск, скорее всего, проявится;
- 100 – очень большая вероятность реализации риска.
Оценки экспертов подвергались анализу на их непротиворечивость согласно принятой методике.
Три оценки сведены в среднюю, которая используется в дальнейших расчетах. Обоснование приоритетов также было выполнено разработчиками проекта. После определения вероятностей по простым рискам была проведена интегральная оценка риска в два последовательных этапа: сначала определялась оценка риска для каждой из стадий, предварительно рассчитав риски для подстадий (композиций), стадии функционирования - финансово-экономической, технологической, социальной и экологической. После этого можно работать с объединенными рисками и дать оценку риска всего проекта на основе оценок риска отдельных стадий.
Для получения оценки объединенных рисков использовалась процедура взвешивания. Процедура определения веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта, проводилась согласно следующим правилам:
- все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т. д.;
- все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса;
- сумма весов равна единице, веса являются числами положительными, в диапазоне от 1 до 0.
Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране. Так как она существенным образом связана с неплатежами, то все риски, связанные с системой расчетов, имели первый приоритет.
Второй приоритет был отдан социальным факторам. Все остальные факторы получили третий приоритет.
Анализ рисков настоящего инвестиционного проекта приведен в табл. 19.
Таблица 19. Оценка простых рисков
№ | Простые риски | Эксперты | Средняя | Прио- ритет Pi | вес Wi | оценка Ii | ||||||||||||
Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | ||||||||||||||||
Подготовительная стадия | 11,92 | |||||||||||||||||
1 . | Непредвиденные затраты | 50,00 | 50,00 | 75,00 | 58,33 | 0,09 | 5,25 | |||||||||||
2 . | Валютный риск | 75,00 | 50,00 | 75,00 | 66,67 | 0,09 | 6,00 | |||||||||||
3 . | Недостатки проектно-изыскательских работ | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 0,01 | 0,33 | |||||||||||
4 . | Несвоевременная поставка материалов | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 0,01 | 0,17 | |||||||||||
5 . | Несвоевременная подготовка оборудования и рабочих | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,04 | 0,00 | |||||||||||
6 . | Недобросовестность подрядчика | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 0,01 | 0,17 | |||||||||||
Функционирование | ||||||||||||||||||
Финансово-экономические: | 26,83 | |||||||||||||||||
7 . | Неустойчивость спроса | 50,00 | 75,00 | 50,00 | 58,33 | 0,09 | 5,25 | |||||||||||
8 . | Появление альтернативного продукта | 50,00 | 75,00 | 50,00 | 58,33 | 0,01 | 0,58 | |||||||||||
9 . | Снижение цен конкурентами | 75,00 | 100,00 | 75,00 | 83,33 | 0,09 | 7,50 | |||||||||||
10 . | Рост налогов | 50,00 | 25,00 | 50,00 | 41,67 | 0,01 | 0,42 | |||||||||||
11 . | Неплатежеспособность потребителей | 50,00 | 50,00 | 25,00 | 41,67 | 0,09 | 3,75 | |||||||||||
12 . | Рост цен на сырье, материалы, перевозки | 75,00 | 50,00 | 75,00 | 66,67 | 0,09 | 6,00 | |||||||||||
13 . | Зависимость от поставщиков | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 0,01 | 0,33 | |||||||||||
14 . | Недостаток оборотных средств | 25,00 | 25,00 | 50,00 | 33,33 | 0,09 | 3,00 | |||||||||||
Социальные: | 5,33 | |||||||||||||||||
15 . | Трудности с набором квалифицированной рабочей силы | 75,00 | 50,00 | 50,00 | 58,33 | 0,04 | 2,33 | |||||||||||
16 . | Угроза забастовки | 25,00 | 0,00 | 0,00 | 8,33 | 0,04 | 0,33 | |||||||||||
17 . | Отношение местных властей | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 0,04 | 0,67 | |||||||||||
18 . | Недостаточный уровень заработной платы | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 0,04 | 0,67 | |||||||||||
19 . | Квалификация кадров | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 0,04 | 1,33 | |||||||||||
Технические: | 0,50 | |||||||||||||||||
20 . | Нестабильность качества сырья и материалов | 25,00 | 0,00 | 25,00 | 16,67 | 0,01 | 0,17 | |||||||||||
21 . | Новизна технологии | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 0,01 | 0,17 | |||||||||||
22 . | Недостаточная надежность технологии | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 0,01 | 0,17 | |||||||||||
23 . | Отсутствие резерва мощности | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,01 | 0,00 | |||||||||||
Экологические: | 0,25 | |||||||||||||||||
24 . | Вероятность залповых выбросов | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,01 | 0,00 | |||||||||||
25 . | Вредность производства | 50,00 | 25,00 | 0,00 | 25,00 | 0,01 | 0,25 | |||||||||||
Суммарный риск проекта | 0,99 | 44,83 | ||||||||||||||||
Как показывает таблица, суммарный риск проекта составляет 44,83 балла и может быть охарактеризован как средний.
На основе расчетных данных таблицы видно, что наиболее высоким уровнем риска обладают подготовительная стадия и финансово-экономические факторы функционирования. Риск подготовительной стадии связан, прежде всего, с возможным валютным риском и непредвиденными затратами. Более конкретно влияние этих факторов будет рассмотрено при анализе чувствительности проекта. Особую опасность представляют непредвиденные затраты, из – за которых может снизиться общая рентабельность проекта.
Из результатов расчета финансово-экономических рисков следует, что риск составляет примерно 60 % от общего показателя риска проекта, причем, доминирующими причинами этого является возможное снижение спроса и непредвиденное снижение цен конкурентами, а также неплатежеспособность потребителей и рост цен на сырье. Уровень социальных рисков составляет 5,33 (11,9 %), причем их подавляющая часть обусловлена возможными трудностями с набором персонала и его квалификацией.
Рассматриваемый проект не связан со значительными техническими и экологическими рисками. Риск проекта, как правило, в первую очередь связан с небольшим числом особо опасных факторов. В табл. 20 приводятся наиболее значимые риски.
Таблица 20. Наиболее значимые риски проекта
Вид риска | Уровень |
Непредвиденные затраты | 5,25 |
Валютный риск | 6,00 |
Неустойчивость спроса | 5,25 |
Снижение цен конкурентами | 7,5 |
Рост цен на материалы | 6,00 |
В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1) страхование имущества и ответственности работников фирмы, заключение договоров с фиксированными суммами, детальная проработка подготовительной стадии проекта с целью снижения риска непредвиденных затрат;
2) заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с четкими условиями и штрафными санкциями;
3) использование механизмов страхования валютных рисков (хеджирование, закрытие открытой валютной позиции и др.).
Раздел IX Заключение
В заключенииобобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, отражающие сущность проделанной работы.
Раздел X. Список используемой литературы.
В списке литературыуказываются использованные при написании курсовой работы источники (в том числе те, на которые имеются ссылки в тексте).
Раздел XI. Приложение
Приложения к бизнес – плану включают все обосновывающие его показатели, приведенные в виде справок, счетов – фактур, коммерческих предложений, договоров, контрактов, предварительных договоров и т.п.
Рассмотренные в данном издании вопросы составления бизнес – плана инвестиционного проекта, направленного на организацию финансирования инвестиций, являются только частью такой сложной темы как стратегическое и тактическое планирование деятельности коммерческой организации. Однако представленный материал должен помочь студентам, изучающим вопросы организации и финансирования инвестиций снизить риск неудач при реализации инвестиционных проектов.
Для успешной разработки бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия с помощью изложенных в настоящем издании вопросов требуются определенные знания по микро экономике предприятий. Эти знания могут быть получены либо в результате организованной учебы по специальной программе, либо самостоятельно путем изучения приведенной ниже литературы.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:
1. Титульный лист (Приложение 1);
2. Содержание работы с указанием страниц соответствующих разделов (Приложение 2);
3. Введение;
4. Основная часть, состоящая из нескольких разделов;
5. Заключение;
6. Приложения.
7. Библиографический список (Приложение 3).
Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210´297 мм). Текст реферата излагается на одной стороне листа; шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5.
Каждая страница работы оформляется следующими полями: левое – 30 мм; верхнее – 15 мм; правое – 10мм; нижнее – 20 мм.
Абзацы в тексте начинаются отступами равными 15-17 мм.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от содержания до последней, без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставится в правом верхнем углу листа без точки. Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы. Листы формата A3 нумеруются как одна страница.
Титульный лист, обычно, оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты, как указано в Приложении А. Допуск к защите выпускной работы подтверждается подписью преподавателя на титульном листе.
Содержание работы помещается после титульного листа и нумеруется вторым листом курсового проекта. Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень заголовков разделов и подразделов курсового проекта, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Разделы в курсовом проекте должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы каждого раздела курсового проекта должны иметь нумерацию в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и непосредственно номера подраздела в данном разделе, отделенного от номера раздела точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Пример оформления содержания работы приведен в Приложении Б.
В курсовом проекте название разделов записывают в виде заголовков с прописной буквы без точки в конце, без подчеркивания. Наименование подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) и также без подчеркивания. Переносы слов в наименовании разделов и подразделов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Если наименование раздела, подраздела состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел дипломного проекта (работы) следует начинать с новой страницы. Содержание разделов и подразделов можно разбивать на пункты. Номер пункта состоит из номеров подраздела и пункта, разделенных точкой. После номера пункта в тексте точка не ставится. Пункты могут не иметь заголовков.
Расстояние между заголовком и текстом составляет 15 мм (пустая строка), расстояние между заголовком раздела и подраздела – 8 мм (интервал 1,5).
При написании текста работы не допускается применять:
1) обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы (это разговорная форма употребляемых терминов и понятий - раздатка, платежка и т. д.);
2) различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;
3) иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
4) сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровке буквенных обозначений, входящих в формулы;
5) математический знак минус (–) перед отрицательным значением величин (вместо знака надо писать слово «минус»);
6) математические знаки без цифр, например: «<» (меньше). В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Каждая позиция перечисления записывается с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Пример:
а) ______________________;
б) ______________________;
1) __________________________;
2) _____________________.
Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.
Наименование команд в тексте следует выделять кавычками, например: «Ввод».
Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой точностью, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Не допустимо приводить следующий ряд величин: 45; 67; 76,8; 87,98. Данный ряд должен выглядеть следующим образом: 45,00; 67,00; 76,80; 87,98.
Римские цифры следует применять только для обозначения кварталов, года, полугода, валентности химических элементов, сорта.
В тексте работы не следует приводить значения, в которых количество значимых цифр более трех. Не следует указывать 56,7893, для использования в тексте работы лучше округлить величину до 56,8 или выразить величины целыми числами. Использование числовых значений с количеством значимых цифр более трех возможно, когда четвертый и более значимый знак имеет большое значение. Например, если возникает необходимость сравнить два полученных результата 56,7893 и 56,7899, то без приведенной точности до четвертого значимого знака не обойтись.
В тексте работы числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словом. Например: «Выборка документов осуществляется пять раз, при этом общая сумма по денежным документам должна быть не менее 9 руб.», «Выборка осуществляется 15 раз». Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещенных в таблице.
Если в тексте для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одних и тех же единицах измерения, то единицы измерения указываются после последнего числового значения диапазона, например: «количество переплат на сумму от 1 до 5 руб.».
Если в тексте работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одних и тех же единицах измерения, то единицы измерения указывают только после последнего числового значения, например: «200, 300, 400 руб.».
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках по краю поля.
Пример: Коэффициент автономии Ка рассчитывается по формуле:
, (1)
где СС – собственные средства, руб.; А – итог баланса, руб.
Одну формулу обозначают «(1)». Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «....в формуле (1)». Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, «формула (В.1)». Математические знаки следует применять лишь в формулах, а в тексте их необходимо пояснять словами. Встречающиеся в тексте формулы необходимо располагать посредине строки, при необходимости допускается перенос выражений формулы на другую строку на знаках равенства, сложения, вычитания и умножения. На знаке деления перенос делать нельзя. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х». Знак, на котором делается перенос формулы, писать дважды: в конце первой и в начале следующей строк. Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.
Для придания наглядности материалу в работах обычно используется большое количество иллюстраций (схемы, графики, эскизы). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы (если для понимания иллюстрации нужен текст – это плохая иллюстрация).
Иллюстрации должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. На поле рисунка справа и слева текст не располагается.
Все иллюстрации в дипломном проекте (работе) называются рисунками и нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Рисунок 1, Рисунок 2. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рисунок A3». Иллюстрации должны иметь тематическое наименование, а при необходимости и пояснительные данные (подрисуночный текст), соответствующий содержанию иллюстрации. Слово «Рисунок» и наименование рисунка помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: «Рисунок 1 - Организационная структура». Пояснения к рисункам можно давать и в тексте. Допускается размещать иллюстрации в конце документа или в приложении. Если иллюстрированный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к тексту иллюстрации или к названию иллюстрации.
В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, производят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых производится в поясняющих данных.
На одном графике не следует приводить более трех кривых. Если одна кривая значительно отличается от остальных, то количество кривых может быть и больше трех.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с ГОСТ 7.32. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1». Таблицы приложений обозначают отдельной нумерацией с добавлением перед цифрой буквенного обозначения приложения, например «Таблица БЗ». Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей с абзацного отступа.
Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа так, чтобы можно было ее читать, повернув лист по часовой стрелке.
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей после заголовка таблицы через запятую.
Таблицы слева, справа, снизу, как правило, ограничиваются линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Слова «более», «не более», «менее», «не менее», «в пределах» следует помещать рядом с наименованием соответствующего параметра в боковике таблицы или в заголовке графы. Если цифровые данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк. Заголовки граф записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости, допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом, в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы горизонтальную линию не проводят.
В таблицах числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз. В названии, головке и боковике таблицы следует использовать минимальное количество аббревиатур, даже если они оговорены в перечне применяемых сокращений.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначение нормативных документов не допускается. Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из однотипных слов, чередующихся с цифрами, заменяют кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее – кавычками. Если последующая фраза является частью предыдущей, то допускается заменить ее словом «то же» и добавлять дополнительные сведения. При наличии горизонтальных линий текст необходимо повторять. Цифры в таблице должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Порядок оформления ссылок по тексту такой же, как и оформление ссылок на иллюстрации. Если таблица содержит данных значительно больше, чем читатель может охватить одним взглядом, то такую таблицу следует помещать в приложение. Нумерация таблиц осуществляется аналогично нумерации иллюстраций.
В работе приводятся примечания, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблицы или графическому материалу. Примечания не должны содержать требований. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которой относится это примечание, и печатать с прописной буквы, располагать с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка, и текст примечания пишется с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется. Несколько примечаний нумеруют арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.
Пример:
Примечание.__________
Примечания:
1)___________________ ;
2)____________________.
Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Приложения в дипломном проекте (работе) приводятся после списка литературы. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т. д.
Приложения оформляют как продолжение данной работы на последующих листах. Приложения выполняют, как правило, на листах формата А4. Допускается выполнять приложения на листах формата А3, А4хЗ, А4х4, А2 и А1. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху в центре слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (для отличия от близких по начертанию букв и цифр). Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальной работой нумерацию листов. Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их обозначений и заголовков.
В работе используются, как правило, общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: РФ, ЦБ РФ и т. п.
Если в работе принята особая система сокращений слов и наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов. Если в работе принята специфическая терминология, то в конце работы (перед списком литературы) должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.
Если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются надстрочными знаками сноски: 1) цифровой номер на верхнюю линию шрифта; 2) цифровой номер на верхнюю линию шрифта с косой чертой, закрывающей круглой скобкой или звездочкой на верхнюю линию шрифта; 3) одна или несколько звездочек (астерисков) на верхнюю линию шрифта в зависимости от порядкового места на полосе фрагментаосновного текста, к которому относится сноска (у первого одна звездочка, у второго - две и т. д.)
Примеры знаков сноски:
осн. текст1 осн. текст1/ осн. текст1) осн. текст1* осн. текст*
1сноска 1/сноска 1)сноска 1*сноска *сноска
Внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки, отделенный от основного текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Если необходимо привести библиографическую ссылку к данным, расположенным в таблице, то текст ссылки помещают внизу таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом самой ссылки. В самом тексте ссылки должны соблюдаться правила библиографического описания источника. Для библиографической ссылки характерна краткость. Вот пример оформления библиографической ссылки[1]. Применять более четырех звездочек на одной странице не рекомендуется.
Ссылки на используемую литературу дают по тексту в квадратных скобках, внутри которых ставится номер по списку литературы, приводимому в пояснительной записке. При ссылках на стандарты и технические условия указываются только их обозначения, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в конце пояснительной записки. При ссылках на текст выполняемой работы указывают номера разделов, подразделов, пунктов.
При оформлении ссылок на нормативные источники следует приводить текст этих документов из официальных изданий: «Собрания законодатель