Раздел V. Производственная программа.
Производственная программа (основной раздел бизнес – плана) предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей с учетом выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке, а также определен объем продукции (товара, работ, услуг), который способен “поглотить” соответствующий сегмент рынка.
Производственная программа, рассчитанная на имеющиеся мощности предприятия, сравнивается с объемом потребности рынка соответствующего вида продукции (товаров, работ, услуг) и определяется необходимый и достаточный прирост объемов продукции, который вместе с выпускаемой ранее продукцией будет реализован на рынке.
Исходя из потребностей рынка в объеме продукции определяется необходимый производственный потенциал предприятия.
Основные вопросы, на которые надо ответить в этом разделе бизнес – плана, следующие:
1. Где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии?
2. Какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
3. Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие?
4. Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
5. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
6. Возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
7. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Возможны ли при этом проблемы и какого рода?
Очень полезной здесь может стать схема производственных потоков на предприятии, которая наглядно покажет, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. В схеме должно найтись место и для процессов контроля за качеством.
Завершают данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу. При этом необходимо учесть затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные ограничения со стороны правительственных органов и общественности, и лучше заранее это предусмотреть.
В план производства необходимо также включить такие сведения, как вид требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе (как постоянной, так и временной). Для бизнеса в обрабатывающей промышленности необходимо включить также в этот план политику управления запасами, обеспечения, управления производством. Определите, какие комплектующие будут производиться на своем производстве, а какие необходимо покупать на стороне. Бизнес в сервисе требует особого внимания к местоположению (близость к клиентам становится главным требованием). Хорошее расположение фирмы и сервис снижают накладные расходы и могут обеспечить конкурентное преимущество.
Данный раздел желательно обосновать на перспективу 2 – 3 года. Для крупных предприятий обоснование на перспективу делают на 4 – 5 лет.
Рассмотрим составление этого раздела бизнес-плана подробнее на примере.
Проектируется использование следующего производственного оборудования:
Таблица 1. Производственное оборудование
Наименование оборудования | Количество | Цена | Стоимость |
1. Одноигольные швейные машины 330 кл. с верхним приводом со столами | 26 900 | ||
2. Швейные машины 430 кл. двухигольная плоская со столом | 29 500 | ||
3. Раскройные ножи для тканей | 12 500 | ||
4. Швейные машины 550 кл. рукавные | 7 500 | ||
5. Полуавтомат для пришивки пуговиц | 10 000 | ||
6. Полуавтомат петельный | 7 400 | ||
7. ПТГ – 12 раскрой текстиля | 13 500 | ||
Итого |
Производственное оборудование приобретается в ООО «Игорь», г. Волгоград.
Кроме того, необходимо офисное и торговое оборудование и оргтехника, приобретаемое также в городе Волгограде, ул. Землячки, д.11 «Сервис Маркет»:
Таблица 2. Офисное и торговое оборудование
Наименование оборудования | Количество единиц | Цена за единицу, рублей | Стоимость |
Офисное оборудование (мебель): | |||
1. Стол офисный | |||
2. Стол чертежный | |||
3.Стул | |||
4. Шкаф для бумаг | |||
Вспомогательное оборудование | |||
1.Принтер | |||
2.Компьютер Pentium III | |||
3.Кассовый аппарат Mini 600 | |||
ИТОГО, стоимость основного и производственного оборудования |
Таблица 3. Необходимое торговое оборудование
Стойка | Характеристика | Цена руб. |
Стойка П-образная | ||
HDH-230 | регулир. переклад., 1000х420х1100~1600 мм | |
HDS-901 | регулир. переклад., 900х420х970~1700 мм | |
HDS-962 | регулир. переклад., выдвижная, 1200~1600х420х1000~1700 мм | |
Стойка П-образная, изогнутая | ||
HDH-227 | регулир. переклад., 1000х420х1000~1600 мм | |
HDH-317 | регулир. переклад., с металлической сеткой, 1000х420х1100~1600 мм | |
HDS-903 | регулир. переклад., 900х420х970~1700 мм | 1 040 |
Стойка V-образная | ||
HDS-965 | регулир. переклад., 2-х сторонняя, 1200х530х900~1700 мм | 2 160 |
Стойка | Характеристика | Цена руб. |
Зеркало | ||
HD-970 В | арка, цвет-чёрный, 360х1200 мм | 1 180 |
HD-970 W | арка, цвет-белый, 360х1200 мм | 1 180 |
HDH-969/1 | прямоугольное, классическое, на колёсиках, 400х1600 | 2 700 |
HD-918 | Крючок универсальный (100) | |
Итого |
Таким образом, для успешной работы предприятия необходимы ОПФ на сумму затраты 100 000 руб. (размер УК – 1 500 000 руб.).
Необходимая производственная площадь – 120 кв. м., помещения под офис 45 кв. м. и торговый зал – 40 кв. м. Помещения планируется взять в аренду. Расчет величины арендных платежей в месяц: Апл = 450*0,041*1,2*1,4*205 = 6354 руб.
Помещения не требуют ремонта.
На основе произведенных маркетинговых исследований решено выпускать продукцию следующего ассортимента:
Таблица 4. Продукция, выпускаемая предприятием
Наименование товара | Количество | Цена, руб/ед | Всего, руб. | ||
костюм на мальчика | |||||
костюм на девочку | |||||
юбка (летняя) | |||||
Сарафан лето-весна | |||||
рубашка | на мальчика | ||||
блуза | на девочку | ||||
комбинезон на мальчика | |||||
комбинезон на девочку | |||||
Толстовка | |||||
Ветровка | |||||
шорты | |||||
платье | |||||
Итого | |||||
Данный объем продукции рассчитан на первый квартал деятельности организации, таким образом, в первый месяц предполагается произвести 3420 штук изделий.
Для производства запланированного объема продукции требуется сырья и материалов на сумму 551840 рублей.
Таблица 5. Потребность в сырье и материалах
№ п/п | Наименование | Цена, руб. | Кол-во метров | Стоимость |
1. | ткань костюмная | |||
2. | подкладочная ткань | |||
3. | лен | |||
4. | трикотаж | |||
5. | хлопок | |||
6. | гипюр | |||
7. | джинса | |||
8. | вельвет | |||
9. | нитки | |||
10. | пуговицы | 0,4 | ||
11. | молнии | |||
Итого |
Контракты на поставку сырья предполагается заключить с ЧП Цепанов, ЧП Филимонов, ТД «Царица».
С учетом предполагаемых в первый год деятельности объемов производства планируется ввести следующий штат сотрудников:
Таблица 6.Штат сотрудников
№ п/п | Наименование должности | Количество | З/пл в месяц, рублей | |
На одного работника | На общее кол-во работников | |||
1. | Директор | |||
2. | Бухгалтер | |||
3. | Художник-модельер | |||
4. | Портной-закройщик | |||
5. | Швея | |||
6. | Продавец | |||
7. | Сторож | |||
8. | Уборщик | |||
ИТОГО | 52 800 |
Предполагается по мере увеличения объемов производства и роста прибыли ввести в заработную плату ввести составляющую компоненту – процент от прибыли.
На основе выше приведенных данных проведем расчет экономических элементов затрат на производство продукции за апрель 2006 года.
1. Расходы на потребление воды рассчитывается по формуле (1):
Зв=Q*Р (1)
где Зв – затраты на воду;
Q – объем потребления воды за месяц;
Р – расценка 1м3 воды (1руб. 32 коп.)
Зв = 60*1,32 = 79,2 (руб.)
2. Расходы на электроэнергию рассчитывается по формуле (2):
Эб=Q*Р (2)
где Зв – затраты на электроэнергию;
Q – количество кВт /часов за месяц;
Р – расценка 1кВт/часа (1руб.32 коп.)
Эб =1200*1,32 = 1584 (руб.)
3. Расходы на отопление помещения рассчитывается по формуле (3):
Зот=N*Ц*Q (3)
где Зот – затраты на отопление;
N – отапливаемый период, месяц;
Ц – цена 1 Гкал;
Q – количество ГКал за месяц;
Зот = 1620*1,32 = 2138,4 (руб.) – для первого месяца затрат на отопление нет.
4. Расходы на оплату труда: 52800 рублей.
5. Взносы на обязательное пенсионное страхование определяется по формуле (4):
ВОПС=ФЗП*14 % (4)
где ВОПС – сумма взноса на обязательное пенсионное страхование;
ФЗП – фонд заработной платы;
ЕСН=52 800*14 %= 7392 рубля.
6. Амортизационные отчисления за год рассчитывается по формуле (5):
А=Фс*НА % (5)
где А – годовые амортизационные отчисления;
НА – норма амортизации;
Фс – стоимость ОПФ;
Начисление износа производится по методу уменьшающегося остатка. Решено применять удвоенную норму амортизации. Ликвидационная стоимость объекта – 50000 руб.
Расчет амортизации.
Таблица 7. Начисление амортизации
Период | Годовая сумма износа, руб. | Накопленная амортизация, руб. | Остаточная стоимость, руб. |
конец 2004 года | 1000000*40%=400000 | ||
конец 2005 года | 600000*40%=240000 | ||
конец 2006 года | 360000*40%=144000 | ||
конец 2007 года | 216000*40%=86400 | ||
конец 2008 года | 79 600 | 50 000 |
Амортизация за первый месяц составит 400 000/9=44444 руб.
7. Страховые отчисления строятся с учетом реальной стоимости имущества. Страховые отчисления за месяц рассчитывается по формуле (6):
Остр = 3*СИМ/N*100 (6)
где Остр – страховые отчисления;
СИМ – стоимость страхового имущества;
N-количество месяцев, в течение которых выплачивается оговоренная сумма.
Остр = 3*1 000 000/9*100 = 3 333,33 руб.
8. Расходы на рекламу за первый месяц составят 2 800 руб.
9. Расходы на аренду помещений определяются по формуле:
Апл =Зmin*Кпр * Кразм * Кбл *Ктр*П (7)
где Зmin – минимальный размер оплаты труда,
Кпр – коэффициент приведения,
Кразм – коэффициент размещения (первый этаж – 1,2),
Кбл – коэффициент благоустройства (1,4),
Ктр– коэффициент территориальности (1),
П – площадь арендуемый помещений.
Апл =450*0,041*1,2*1,4*205=6354 руб.
10. Процент, выплачиваемый за кредит, определяется следующим образом:
П = (Кр*Среф+m)/N*100 (8)
где П – %, выплачиваемый за кредит.
Кр – величина кредита,
Среф – ставка рефинансирования,
M – число периодов, за которые производятся отчисления (2),
N – число периодов, за которые необходимо погасить кредит (34),
П=(250 000*16%*2)/34*100%=2352,94 руб.
На основе вышеприведенных расчетов можно определить полную себестоимость деятельности ООО «Бэмби» в первый месяц функционирования.
Таблица 8. Расчет полной себестоимости продукции
№ п/п | Наименование элементов затрат | Всего, руб. |
1. | Сырье и материалы | 183946,70 |
2. | Вода на технологические цели | 79,20 |
3. | Топливо на технологические цели и отопление помещений | |
4. | Энергия на технологические цели и отопление помещений | 1584,00 |
5. | Горючее для автомобиля | 6500,00 |
Всего материальных затрат | 560003,20 | |
6. | Заработная плата производственного персонала | 42500,00 |
7. | Заработная плата руководителей и др. категорий персонала | 10300,00 |
Всего затрат на оплату труда | 52800,00 | |
8. | Взносы на обязательное пенсионное страхование | 7392,00 |
9. | Затраты на амортизацию основных фондов | 44444,00 |
10. | Арендная плата | 6354,00 |
11. | Реклама | 2800,00 |
12. | Налог на рекламу | 140,00 |
13. | Страховые взносы | 3333,33 |
14. | Канцтовары | 450,00 |
15. | Проценты за кредит | 2352,94 |
16. | Прочие неучтенные затраты (5 %) | 16179,05 |
Итого полная себестоимость | 328355,22 |
Следующим этапом необходимо определить удельный вес постоянных и переменных затрат.
11. Удельный вес постоянных затрат определяется по формуле:
Упост=Зпост/Полн.С*100 % (9)
где Упост – удельный вес постоянных затрат,
Зпост – величина постоянных затрат,
Полн. С – полная себестоимость.
Упост = 78596,07/591558,97*100 %=20,92 %
12. Удельный вес переменных затрат определяется по формуле:
Уперем=Зперем/Полн.С*100 % (10)
где Уперем – удельный вес переменных затрат,
Зперем – величина переменных затрат,
Полн.С – полная себестоимость.
Упнрнм = 268053,00/591558,97*100 % = 77,49 %
Для расчета необходимого количества оборотных средств нужно рассчитать текущие, страховые, прочие затраты и затраты незавершенного производства.
Оборотные средства:
Zоборот= Zтекущ+ Zстрах+ Zнезав. пр-ва+ Z прочие (11)
где Zоборот – оборотные средства,
Zтекущ – текущие затраты,
Zстрах – страховые затраты и затраты,
Zнезав. пр-ва – затраты незавершенного производства.
Zпрочие – прочие затраты.
Zтекущ =D*T (12)
D- среднедневной расход материала
T – средний период между двумя поставками (час, дни).
D=Рм/n, (13)
где: Рм – расход материалов на выпуск всей партии продукции,
n – Число дней выпуска продукции,
D=Рм/n= 183946,70/23=7997,68 (руб. /день)
T= Грузоподъемность/ D* (14)
Где: грузоподъемность – грузоподъемность авто,
D* – среднедневной расход материала в натуральном выражении
Т = 1500/73,77=20 дней
Zтекущ =D*T=7997,68*20 = 159953,6 руб.
Zстрах=0,5* Zтекущ (15)
Zстрах = 0,5* 159953,6 = 79976,8 руб.
Zнезав. пр-ва= Сср.*Тц*Кгот (16)
Где: Сср. – среднедневная себестоимость выпуска продукции.
Тц - длительность производственного цикла.
Кгот - коэффициент готовности.
Сср. = Сполная/n (17)
где: Сполная – полная себестоимость продукции,
n – продолжительность производственного цикла(час, дни).
Сср. = 328355,22 / 23=14276,31 руб.
Кгот = (Упост + 0,5 Уперем)/ 100 % (18)
Кгот = (20,92 % + 0,5*77,49 %)/ 100 % = 0,61
Zнезав. пр-ва= 14693,91 *23*0,61= 209535,19 руб.
Z прочие= 25 %( Zтекущ + Zстрах + Zнезав. пр-ва) (19)
Z прочие = 0,25*(159953,60 + 79976,80 + 209535,19) = 112366,4 руб.
Zоборот = 159953,60 + 79976,80 + 206857,27 + 112366,4 = 561832 руб.
Таким образом, основные и оборотные фонды составят:
Фонды = Фосн. + Фоборотн. (20)
Фонды = Фоборот +Фосн = 1063440 руб. + 1147610 руб. = 2211050 руб.
По итогам произведенных расчетов необходимо определить основные экономические показатели деятельности предприятия за первый месяц работы.
1. Валовая прибыль предприятия:
П валовая = Р – С (21)
где: Р – стоимость реализованной продукции,
С – полная себестоимость произведенной продукции
П валовая = 470750,00 - 328355,00 = 142395,00 руб.
2. Рентабельность услуг:
ROE = П валовая/С*100 (22)
ROE =142395,00/328355,00*100 = 43,37 %
Величина данного показателя свидетельствует о правильном выборе стратегии маркетинга.
3. Рентабельность производства:
Rо = П валовая/( Фоборот + Фосн )*100 (23)
Rо = 142395,00/(561832,00 + 1063440)*100 = 8,76 %
4. Фондоотдача основных производственных фондов:
Фо= Р/Фосн *100 (24)
Фо= 470750,00/1063440,00*100 = 44,27 %
5. Фондоемкость является величиной обратной фондоотдаче:
ФЕ= 1/Фо *100 (25)
ФЕ= 1/ 44,27*100 = 2,26 %
6. Фондовооруженность:
Фр= Фосн /Чср (26)
где: Чср - среднесписочная численность
Фосн = Стоимость производственного оборудования + Стоимость офисного + Стоимость торгового оборудования
Фосн = 1000000 + 46950 + 13490 = 1063440 руб.
Фр = 1063440 / 41 = 25937,56 руб/чел.
7. Выработка на одного работника:
В=Р/Ч (27)
В=Р/Ч=470750,00/41=11481,71 руб.
8. Затраты на один рубль товарной продукции:
Зр = С/Р, (28)
где: Зр – затраты на один рубль реализованной продукции.
Зр = 328355,00/470750,00 = 0,70 руб.
Очевидно, что с ростом объемов производства затраты на рубль реализованных услуг будут снижаться.
9. Чистая прибыль:
ПЧ = ПВал – Сумма налогов (29)
Предприятие находится на общей схеме налогообложения.
Отчисления от фонда заработной платы за месяц (52800 руб.) составят:
Таблица 9. Отчисления от фонда заработной платы за месяц, руб.
Статья | Сумма, руб. |
1. Федеральный бюджет (ФБ) – 6 % | |
2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – 2,9 % | |
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 1,1 % | |
4. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2 % | |
5. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ПФР) – 14 % | |
6. Страховые взносы по социальному страхованию от несчастного случая – 0,2% | |
Итого |
Также из фонда заработной платы следуют платежи по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13 % на сумму 6864 руб. Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).
Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются одним из существенных (т. е. обязательных) условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работы и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Учитывая положения ст. 9 ТК РФ, согласно которой коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, работодатель при определении условий оплаты труда обязан соблюсти те гарантии в рассматриваемой области, которые установлены Трудовым кодексом РФ.
Согласно ст. 130 ТК РФ основными составляющими системы государственных гарантий по оплате труда работников являются:
- величина минимального размера оплаты в Российской Федерации. С 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда установлен 1100 руб. (ст. 1 ФЗ от 19. 06. 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 29. 12. 2004 № 198-ФЗ);
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ст. 132 ТКРФ).
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).
При этом законодательством РФ определена нижняя граница оплаты труда: месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
В соответствии со ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Если условиями трудового договора предусмотрено, что надбавки и доплаты производятся в размере, установленном законодательным или правовым нормативным актом, то все выплаты сверх установленного размера не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Но если условиями трудового договора установлен больший размер доплат и надбавок, то в целях налогообложения прибыли учитываются суммы, начисленные в соответствии с договором.
В трудовом договоре следует оговорить форму выплаты заработной платы, сроки и способ выплаты (наличный или путем перечисления на расчетный счет в банке), другие условия.
Системы и формы оплаты труда устанавливают строго определенный порядок начисления заработной платы в организации в целом, для отдельных категорий работников, для каждого отдельного работника в зависимости от количества, качества и результатов труда.
Для оплаты труда руководящего и административно-хозяйственного персонала устанавливается повременная форма оплаты труда. Так как труд данной категории работников невозможно нормировать, а их выполняемая работа не поддается обоснованному учету.
Для оплаты труда вспомогательной службы и службы общественного питания будем использовать повременно-премиальную форму оплаты труда. В коллективном договоре будут установлены конкретные показатели и показателя выручки. Чем больше выручка, тем выше процент премиальных выплат.
Работники получают от работодателя денежные выплаты, которые в целях налогообложения прибыли будут приняты в качестве расходов в том случае, если эти выплаты являются экономически обоснованными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение организацией дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). В случае признания их расходами на эти выплаты следует начислять ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога установлен главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу последних по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Если между организацией и физическим лицом заключен трудовой договор, то объектом налогообложения признаются любые виды начисленных работнику вознаграждений за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемых работ, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (т.е. любые виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, принятой в организации).
Не являются объектом обложения ЕСН выплаты, произведенные в пользу работника, но не связанные с выполнением им трудовых обязанностей (т. е. не признаваемые вознаграждениями за труд).
Не являются объектом обложения ЕСН выплаты в виде материальной помощи.
Объектом обложения ЕСН являются только те выплаты, которые признаются расходами организации в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ заработная плата, начисленная работникам, признается расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, независимо от источника ее выплаты и порядка отражения в бухгалтерском учете.
Выплаты работникам за неотработанное время относятся на расходы в целях налогообложения прибыли при условии, что такие выплаты производятся в случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде.
В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Порядок определения налоговой базы для плательщиков налога на прибыль организаций можно представить следующим образом:
Ставки единого социального налога: сумма ЕСН исчисляется как соответствующая тарифной ставке процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд.
Таблица 10. Ставки единого социального налога
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | ФСС России | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | Итого |
До 280 000 руб. | 20,0 % | 2,9 % | 1,1 % | 2 % | 26,0 % |
От 280 001 руб. до 600 000 руб. | 56 000 руб.+ 7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. | 8120 руб. + 1,0 % с суммы, превышающей 280000 руб. | 3080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб. | 5600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. | 72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. | 11 320 руб. | 5 000 руб. | 7 200 руб. | 104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Применять регрессивную шкалу налогообложения имеют право все налогоплательщики при условии, что исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода размер налоговой базы для отдельного физического лица превысил 280 000 руб.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждения по договорам гражданско-правового характера не включаются в налоговую базу по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС России.
Пример расчета:
Бухгалтеру установлен оклад 3000 руб. Предположим, что никакие другие выплаты в пользу данного работника в первый месяц работы не производились. ЕСН за месяц составляет в части, зачисляемой:
- в федеральный бюджет: 3 000 х 20 % = 600 руб.;
- в ФСС: 3 000 х 2,9 % = 87 руб.;
- в ФФОМС: 3 000 х 1,1 % = 33 руб.;
- в ТФОМС: 3 000 х 2,0 % = 60 руб.;
- страховые взносы по социальному страхованию от несчастного случая: 3 000 х 0,2 % = 6 руб.
Таблица 11. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Для лиц 1966 г. рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии | Для лиц 1967 г. рождения и моложе на финансирование | |
страховой части трудовой пенсии | накопительной части трудовой пенсии | ||
До 280 000 руб. | 14,0 % | 10,0 % | 4,0 % |
От 280 001 до 600 000 руб. | 39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. | 28 000 руб. + 3,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. | 11 200 руб. + 1,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 56 800 руб. | 40 480 руб. | 16 320 руб. |
Если учесть, что бухгалтер 1960 г. Рождения, то на сумму заработной платы следует начислить страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 14 %:
3000 руб. х 14 % = 420 руб.
Раздел VI. Организационный план.
В этом разделе представляется состав партнеров-участников осуществления проекта, а также организационная структура, способствующая наиболее эффективному сотрудничеству всех партнеров по достижению целей, поставленных в проекте, созданию условий для разработки, освоению, производству и поставки на рынок в планируемые сроки и в необходимом количестве новой продукции (товаров, работ, услуг).
В нем рассматриваются также вопросы системы управления осуществлением проекта; организационная структура, состав и организационная схема взаимосвязей всех партнеров-участников осуществления проекта, ее структура; расчет и построение сетевого графика работ по реализации проекта; состав подразделений предприятия, участвующих в осуществлении проекта, их функции; организация координирования и взаимодействие всех служб и подразделений предприятия, участвующих в осуществлении проекта; формирование документационного комплекса проекта; автоматизация системы управления осуществлением проекта.
Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:
определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;
распределить обязанности по вертикальной структуре управления;
дать характеристику главных менеджеров – квалификация, опыт, принципы оплаты труда и др.;
привести описание учредителей предприятия (собственников) – перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.
При разработке организационного плана учитывается потребность в кадрах по профессиям; квалификационные требования (образование, профессиональная подготовка, опыт работы), формы привлечения к работе (постоянная работа, совместительство и т. п.); уровень зарплаты по профессиям; наличие требуемой рабочей силы на предприятии, виды специальной подготовки и особые условия, требующиеся для работников предприятия, участвующих в осуществлении проекта (например, дополнительные материальные льготы); система стимулирования труда основных и вспомогательных работников (как будет использоваться система профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки кадров для обучения работников, занятых реализацией проекта); требуемое количество административно-управленческого персонала (АУП) по категориям для успешного управления проектом; характеристика АУП, руководящего осуществлением проекта (возраст, образование, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, владение акциями (долями), система их персональной ответственности за осуществление проекта, а также система стимулирования труда управленческих работников).
Раздел VII. Стратегия финансирования.
Цель этого раздела – выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии.Один из основных вопросов: как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию (для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными).
Для нового дела предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно детализирует сумму и время притока и оттока денег.
Обычно финансовые прогнозы составляются на 5 лет на 1-й год – помесячно, на последующие два года – поквартально и последние два года – по годам.
В конце финансового плана следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы.
Чистый доход к продажам определяется делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год.
Текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы равен отношению текущих активов к текущим обязательствам. Большинство фирм рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен или больше 2.
Рентабельность рассчитывается делением чистой прибыли на инвестированный капитал.
В этом разделе необходимо представить или рассмотреть следующие вопросы:
1. отчет о прибылях и убытках. Показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль. Как правило делается по трем вариантам:
оптимистический;
пессимистический;
наиболее вероятный.
Отчет о прибылях и убытках по существу является прогнозом финансовых результатов. В нем, как правило, отражаются все виды налогообложения.
2. Баланс денежных расходов и поступлений. Этот ан