Некоторые важные шаги, которые необходимо продумать при разработке стратегии в области интеллектуальной собственности
- Проверьте базы данных по товарным знакам, чтобы избежать использования существующего товарного знака и обеспечить охрану товарных знаков до выпуска нового продукта или услуги с новой фабричной маркой. При этом важно подумать об экспортных рынках и избежать использования фабричных марок, которые могут иметь нежелательное значение на каком-либо иностранном языке.
- Выявить патентоспособный объект и убедиться в том, что он запатентован достаточно оперативно, с тем чтобы избежать утраты изобретения в пользу конкурентов.
- Убедиться, что патентоспособные изобретения не принадлежат также другим лицам и не опубликованы до подачи патентной заявки. Чтобы отвечать критерию патентоспособности, изобретения должны считаться “новыми”. Раннее раскрытие изобретения (например через публикацию) существенно снизит шанс того, что изобретение будет считаться новым и поэтому патентоспособным.
- Убедитесь в том, что промышленные секреты охраняются на предприятии, и подготовьте, если это необходимо, соглашение о конфиденциальности (см. http:/www.ipr-helpdesk.org/t_en/t_001_en.asp) при ведении переговоров и обмене информацией с бизнес партнерами, с тем чтобы обеспечить охрану промышленных секретов.
- В случае фирм, ориентированных на экспорт, необходимо убедиться в том, что ИС охраняется на всех потенциальных экспортных рынках. В случае патентов важно учитывать тот факт, что предприятие, как правило, имеет 12 месяцев с даты подачи национальной заявки для подачи такой же патентной заявки в других странах.
- Используйте ваш портфель ИС в качестве рычага при поиске источников финансирования вашего бизнеса (например включите активы ИС, особенно патенты, полезные модели и промышленные образцы в ваш бизнес-план, поскольку он может помочь вам убедить инвесторов в рыночных возможностях вашего предприятия).
- Используйте патентную информацию, имеющуюся в базах данных по патентам, для разработки вашей стратегии в сфере бизнеса.
- При проведении совместных исследований с другими предприятиями или исследовательскими институтами убедитесь в том, что вам достаточно ясно, кому будет принадлежать потенциальная ИС, созданная в результате исследовательского проекта.
- Проконтролируйте рынок и убедитесь в том, что ваши активы ИС не нарушаются. Если вы обнаружили нарушение ваших прав ИС, можно посоветовать вам установить контакт с юристом (см. также «Что должно делать ваше МСП для урегулирования споров, связанных с интеллектуальной собственностью»).
- Если вы не уверены относительно того, как наилучшим образом охранять нематериальные активы вашей компании, проведение инвентаризации ИС может быть первым хорошим шагом для выявления всей ценной информации вашей компании и разработки стратегии в сфере ИС. Иногда компании просто не имеют представления о ценности активов, которыми они обладают в виде информации, творческих идей и ноу-хау и поэтому, возможно, не принимают надлежащих шагов для их защиты.
Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим. Имеются некоторые базовые стратегии, которые были с успехом внедрены предприятиями, в полной мере включившими права ИС в свою стратегию в сфере бизнеса.
Практические вопросы ИС при разработке бизнес-плана
Чем вам может быть полезен бизнес-план?
Бизнес-план - это механизм, обеспечивающий рентабельное использование деловых ресурсов или активов на протяжении всего периода деятельности по разработке и сохранению конкурентоспособности на рынке. Для нового предприятия - это схема для достижения успеха, а для действующего предприятия - обзор состояния дел на настоящий момент, каким образом предприятие оценивает себя и какими путями оно достигает свои цели, чтобы стать и оставаться успешным.
Составление хорошего бизнес-плана требует значительной работы. Тогда возникает вопрос, что оправдывает время и энергию, которые вы затрачиваете на создание такого плана? Бизнес-план может быть использован в разнообразных целях:
- для изучения целесообразности вашей деловой идеи: Изложенный на бумаге бизнес-план заставляет компанию продумать все ключевые вопросы, в частности потенциальную потребность в ее продуктах или услугах, характер конкуренции, барьеры на пути к проникновению на рынок, единое предложение о продаже новых или улучшенных продуктов или услуг, необходимые ресурсы, критическое число рабочей силы, соответствующие технологии и стратегические партнеры, получение фондов, прогнозируемые начальные издержки, стратегия маркетинга и пр.
- для доступа к начальным услугам и финансированию: Деловые инкубаторы и потенциальные инвесторы и кредиторы требуют наличия хорошо сформулированного и реалистичного бизнес-плана. Как правило это не так, поэтому неудивительно, что около 80% бизнес-планов, полученных инвесторами и бизнес инкубаторами, отвергаются.
- для обеспечения стратегического руководства: Бизнес-план является отправной точкой, предоставляющей вам и вашей руководящей команде объективную основу для определения способности предприятия реализовать свои цели в течение намеченного времени и при использовании имеющихся в наличии ресурсов.
- для установления стандарта/статистической базы, на которые должны ориентироваться дальнейшие деловые решения и результаты. в процессе развития предприятия этот стандарт/статистическая база могут изменяться и в качестве такового, бизнес-план является динамичным документом, который должен пересматриваться на основе новых и развивающихся обстоятельств.
Почему необходимо интегрировать в ваш бизнес-план интеллектуальную собственность?
Новые или оригинальные знания и творческое выражение идей является движущей силой успешного предприятия в 21-м веке. Поэтому гарантия таких знаний и творческого выражения от нежелательного раскрытия или неправомерного использования конкурентами становится все более важной для развития и сохранения преимуществ конкуренции. Создание предприятия также требует различных видов других ресурсов, включая целые сети взаимосвязей и источников финансирования. Система охраны интеллектуальной собственности (ИС) предоставляет ключевой инструмент для (1) сдерживания недобросовестных конкурентов, (2) развития взаимосвязи с сотрудниками, консультантами, поставщиками, субподрядчиками, деловыми партнерами и покупателями и (3) получения фондов.
В целях принятия деловым инкубатором или привлечения инвестиций необходимо подготовить качественный бизнес-план, который объективно рассматривает перспективы предлагаемого предприятия. Для того, чтобы убедить инвесторов вам будет необходимо показать, что (1) ваш продукт пользуется спросом на рынке, (2) ваш продукт по своим качествам превосходит конкурирующие продукты, при наличии таковых, и (3) вы предприняли достаточные шаги в целях предотвращения «безбилетного» использования вашего успеха недобросовестными конкурентами.
Большинство предпринимателей выдвигает аргумент, что их продукция является новаторской, уникальной или превосходит по своим качествам продукцию конкурентов. Но так ли это в действительности? Если вы полагаете, что это так, вы должны будете доказать это и самым лучшим доказательством новизны продукции может быть патент (или результаты проведенного надежного патентного поиска).
Фирменные наименования, товарные знаки и названия доменов могут являться первостепенными элементами, отличающими вашу продукцию от продукции конкурентов. Поэтому предлагаемые вами фирменное наименование, товарный знак (знаки) и предлагаемое название (названия) доменов должны тщательно отбираться и в вашем бизнес-плане должны быть отражены шаги, предпринятые в направлении регистрации таких объектов.
Кроме того, на начальном этапе провайдеры услуг и инвесторы захотят убедиться, что предлагаемый вами к продаже продукт не использует без разрешения коммерческую тайну других компаний, материалы, охраняемые авторским правом, патентами или другими правами ИС, поскольку это может привести к краху вашего предприятия в ходе дорогостоящего судебного разбирательства. В некоторых секторах высоких технологий риск нарушения прав ИС, принадлежащих третьим сторонам, очень высок и на начальном этапе провайдеры услуг и инвесторы с неохотой берут на себя такой риск, если вы не докажете (путем проведения поиска в области патентов или товарных знаков), что такого риска не существует.
Для многих отраслей деловой практики конфиденциальность деловой информации (такой, как подробности процесса производства, секретные изобретения, а также техническое, финансовое и связанное с маркетингом «ноу-хау») сама по себе может быть источником конкурентных преимуществ. В таких обстоятельствах важно уведомить на начальном этапе провайдеров услуг и инвесторов, что ваше предприятие обладает правами собственности и важной деловой информацией, известной под названием «коммерческая тайна», и что вы предприняли необходимые шаги для ее охраны от своих работников и конкурентов. Фактически, даже ваш бизнес-план по существу является секретным документом, который не должен раскрываться, за исключением случаев необходимости и даже здесь, как правило, после того, как сотрудник, инвестор или другое заинтересованное лицо сначала подпишет соглашение о нераскрытии или конфиденциальности информации.
Короче говоря, если ИС является важным активом вашего предприятия (т.е. если вам принадлежат патенты или патентуемые технологии, промышленные образцы, коммерческие секреты, зарекомендовавшие себя товарные знаки или экономические права на произведения, охраняемые авторским правом), то это должно стать ключевой частью вашего бизнес-плана. Адекватная ссылка на активы компании и ее рыночный потенциал должна быть сделана не только путем перечисления материальных активов (т.е. фабрик, оборудования, капиталов и пр.), но также и нематериальных активов, поскольку они приобретают все более важное значение для успеха компании в исключительно конкурентной среде. Как таковое любое указание, которое подтверждает факт надлежащего управления активами ИС, скорее всего будет играть важную роль на начальном этапе в успешном убеждении провайдеров услуг и инвесторов в потенциальных возможностях вашей компании.
Каким образом ИС могут быть интегрированы в процесс составления бизнес-планов?
Написание плана требует хорошей подготовки. Перед составлением проекта вашего бизнес-плана вам необходимо продумать ряд вопросов. Вам необходимо осознать характер вашего предприятия; какие ресурсы потребуются для достижения ваших деловых целей; какими будут ваши целевые рынки; какова жизнеспособность и потенциал роста предприятия и пр. Вам также придется идентифицировать коммерческую актуальность активов ИС, либо принадлежащих вам, либо к которым вы имеете законный доступ, а также ресурсов, необходимых для получения и сохранения этих активов.
Приводимый ниже обзор перечисляет некоторые ключевые моменты в связи с ИС, которые вам необходимо рассмотреть при подготовке вашего бизнес-плана. Важность различных вопросов будет зависеть от особенностей вашей ситуации и характера предприятия. Кроме того, этот перечень не является исчерпывающим и в зависимости от ваших обстоятельств могут быть рассмотрены многие дополнительные вопросы. Однако, ответы на эти вопросы могут помочь вам интегрировать активы ИС в процесс составления вашего бизнес-плана.