Каким образом коллективные знаки, сертификационные знаки и географические указания могут быть полезны для МСП?
Для малого и среднего предприятия (МСП) достижение признания потребителей и верности покупателей представляет собой сложную задачу. Независимо от качества товаров, получение доступа к магазинам розничной торговли, местным рынкам и сетям распределения товаров, а также популяризация продуктов среди потребителей требуют значительных инвестиций, которые могут превысить бюджет многих фирм. С учетом незначительного масштаба производства, многие МСП испытывают трудности в проведении мощной маркетинговой кампании, которая позволит им разместить на рынке их изделия, и создаст репутацию для их товаров, которая будет привлекать потребителей. Какие здесь могут быть варианты?
Старая поговорка гласит: «Если вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним». И в этих словах заложена большая мудрость. Работая вместе, МСП могут организовать совместную маркетинговую кампанию для своих продуктов, используяколлективные знаки. В действительности, многие выскажут довод о том, что одной из главных проблем для МСП является не столько их размер, сколько их изоляция. Коллективные знаки могут быть использованы в качестве полезной основы для установления связей между различными МСП, выпускающими аналогичные продукты, помогая им расширять признание и репутацию своих продуктов.
МСП могут также зарегистрировать свой продукт в качестве географического указания, если они считают, что между их продуктом и географическим районом, в котором он производится, существует четкая связь. Это будет гарантировать исключительность использования географического указания (например «шампанское» или «текила») для рекламы их продуктов.
Наконец, они могут использовать сертификационные знаки для удостоверения соответствия продукта требуемым стандартам, указывая таким образом потребителям на то, что их продукт был проверен организацией, считающейся компетентной в вопросах сертификации продуктов, и удовлетворяет необходимым требованиям. Это также может помочь компании разместить на рынке свои продукты и добиться улучшения ее имиджа среди потребителей.
Коллективные знаки
В законодательстве по интеллектуальной собственности большинства стран имеются положения об охране коллективных знаков. Коллективные знаки обычно определяются как обозначения, которые позволяют отличать географическое указание, материал, способ производства или другие общие характеристики товаров или услуг различных предприятий, использующих коллективный знак. Владельцем такого знака может быть либо ассоциация, в число членов которой входят такие предприятия, или любой другой субъект, включая общественную организацию или кооператив.
Владелец коллективного знака несет ответственность за обеспечение его членами соответствия определенным стандартам (обычно зафиксированным в положениях, касающихся использования коллективных знаков). Таким образом, функция коллективного знака заключается в информировании публики о некоторых конкретных свойствах продукта, в отношении которого используется коллективный знак. Большинство стран требует, чтобы к заявке на коллективный знак был приложен экземпляр положений, регулирующих использование коллективного знака.
Коллективные знаки часто используются для рекламы продуктов, характерных для конкретного региона. В таких случаях создание коллективного знака не только помогает размещать такие продукты на внутреннем, а иногда на иностранных рынках, но также обеспечивает основу для сотрудничества между местными производителями. Фактически, создание коллективного знака должно осуществляться одновременно с разработкой некоторых стандартов и критериев и общей стратегии. В этом смысле коллективные знаки могут стать мощным средством местного развития.
Возьмем в частности продукты, которые могут иметь некоторые отличия, характерные для производителей в данном регионе, связанные с историческими, культурными и социальными условиями данного района. Коллективный знак может использоваться для воплощения таких особенностей, а также в качестве основы для маркетинга упомянутых продуктов, принося таким образом пользу всем производителям.
Поэтому ассоциации МСП могут регистрировать коллективные знаки с целью совместного маркетинга продуктов группы МСП и повышения репутации продуктов. Коллективные знаки могут использоваться вместе с отдельными товарными знаками производителя конкретного товара. Это позволяет компаниям обеспечивать отличие их продуктов от продуктов конкурентов, в то же время пользуясь доверием потребителей продуктов или пользователей услуг, предлагаемых под этим коллективным знаком.
Таким образом, коллективные знаки могут стать для МСП полезным средством, помогающим решать некоторые задачи, связанные с их небольшим размером и изолированностью на рынке. Национальные ведомства промышленной собственности могут предоставить более подробную информацию о процедурах регистрации и использования коллективных и сертификационных знаков.
В качестве практической иллюстрации того, как работают на практике коллективные знаки, смотри пример «Чиримоя Кумбе» и «APDL Кахамарка».
Географические указания