Модуль 1. введение в предпринимательство
Во всем мире существует гигантский интерес к предпринимательской деятельности. Хотя это утверждение кажется слишком смелым, есть свидетельства, подтверждающие такое суждение, некоторые из них предоставлены организацией GEM (Всемирный монитор предпринимательства). GEM, представляющая собой совместный исследовательский проект Колледжа Бабсон и Лондонской школы экономики, следит за предпринимательской деятельностью в 42 странах, включая Соединенные Штаты. Для GEM особый интерес представляют начинающие предприниматели, включая новообразованные предприятия и предприятия, функционирующие менее 3 с половиной лет. Пример долей рынка, занимаемых начинающими предпринимателями в странах, по которым составляет отчеты GEM, приводится в Таблице 1. В то время как наибольшая доля начинающих предпринимателей характерна для стран с низким средним доходом на душу населения, в которых мало достойных рабочих мест, доля начинающих предпринимателей в странах с высоким средним доходом тоже впечатляет – как, например, в Ирландии (8,2 процента), Испании (7,6 процента) и Соединенных Штатах (9,6 процента). Показатель 9,6 процента, характерный для Соединенных Штатов, означает, что практически каждый десятый взрослый американец активно участвует в организации бизнеса, является собственником или наемным директором предприятия, существующего менее 3 с половиной лет.
Исследование, выполненное GEM, также указывает, каким образом участники опросов начинают новое дело: пытаясь использовать существующие возможности получения прибыли, желая получить финансовую независимость, либо повысить личный уровень дохода вместо того, чтобы добиваться карьерного роста. Большинство жителей стран с высоким средним уровнем дохода становятся предпринимателями в большей степени по первой причине, нежели по второй. В странах с низким средним уровнем дохода все наоборот, люди начинают предпринимательскую деятельность, потому что в этих странах отсутствуют возможности карьерного роста в общепринятом смысле1.
Скепсис относительно предпринимательской деятельности, часто повторяемый в прессе, сводится к тому, что большинство начинающих предприятий разваливается. Фактически это не так. Часто используемые статистические данные о провале 9 из 10 начинающих предприятий являются преувеличением. В соответствии с данными Брайана Хедда, экономиста из Департамента малого бизнеса США, по прошествии четырех лет 50 процентов новых предприятий продолжает функционировать,33 процента разваливаются, 17 закрываются, но считаются успешными своими собственниками2. В целом, такая статистика ободряет, а 33 процента провалившихся предприятий показывают, что одной мотивации для начала и ведения коммерческой деятельности недостаточно; мотивация
1 N. Bosnia, K. Jones, E. Autio, and J. Levie, Global Entrepreneurship Monitor 2007 Executive Report (Babson College and London Business School, 2007).
2 B. Headd, "Redefining Business Success: Distinguishing Between Closure and Failure," Small Business Economics 21 (2003): 51-61.
должна подкрепляться твердой идеей бизнеса, качественным финансовым управлением и эффективным использованием всех возможностей достижения успеха. В этом учебнике мы обсудим массу примеров коммерческих предприятий и факторов, выделяющих успешные проекты на фоне неудачных.
Таблица 1. Доля начинающих предпринимателей в составе активного населения (возраст от 18 до 64 лет)
Страна | Процент населения, начинающего предпринимательскую |
деятельность | |
Бразилия | 12,7% |
Китай | 16,4% |
Гонконг | 10,0% |
Исландия | 12,5% |
Перу | 25,9% |
Россия | 2,7% |
Испания | 7,6% |
Таиланд | 26,9% |
Великобритания | 5,5% |
Соединенные Штаты | 9,6% |
Многие люди склонны рассматривать предпринимательство как привлекательный способ сделать карьеру. Вспомните о своих друзьях и знакомых. Скорее всего, среди ваших знакомых есть один или двое, мечтающих стать предпринимателями – сейчас или в неопределенном будущем. Количество книг, посвященных началу предпринимательской деятельности – еще один показатель роста популярности предпринимательства. Например, в каталоге Amazon.com имеется 45000 книг, посвященных предпринимательству, и еще 118000 книг, посвященных малому бизнесу. В программах колледжей сегодня стремительно растет доля курсов, посвященных предпринимательству. В 1985 году в колледжах Соединенных Штатов было около 250 курсов предпринимательства. Сегодня студентам двухгодичных и четырехгодичных учебных заведений предлагается более 5000 предпринимательских курсов3. Тот факт, что 80 процентов университетов и колледжей в Соединенных Штатах предлагает студентам курсы предпринимательства, также подтверждает высокий спрос на профессию предпринимателя в этой стране4.
Происхождение термина
Слово французского происхождения «entrepreneur» (предприниматель) образовано из двух слов, «entre», означающего «между», и «prendre», означающего «брать». Изначально слово использовалось для обозначения людей, принимавших на себя риск при
3 "Entrepreneurship in American Higher Education," A Report From the Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education (Kansas City, MO: Ewing Marion Kauffman Foundation, 2006).
4 AAC&U News, Building a Better Entrepreneurial Education, www.aacu.org (accessed November 9, 2008).
сделках покупателей с продавцами, а также при основании новых предприятий5. Изобретатели и предприниматели отличаются друг от друга. Изобретатели – это те, кто создает что-то новое. Предприниматель объединяет и совместно использует все необходимые ресурсы – деньги, рабочую силу, бизнес-модель, стратегию и способность рисковать. Это – то, что нужно, чтобы превратить изобретение в прибыльный бизнес6.
Г.Г. Стивенсон и Дж.К. Джарилло, два авторитетных ученых, определяют предпринимательствокак процесс,в ходе которого люди активно используютвозможности, существующие помимо ресурсов, которыми они могут непосредственно управлять7. Другие, такие как венчурный деятель Фред Уилсон, определяют предпринимательство проще, рассматривая его как искусство превращения идей в бизнес. Суть предпринимательской модели поведения заключается в поиске возможностей и реализации полезных идей на практике8. Задачи, решения которых требует такое поведение, могут решаться индивидуально, либо группой людей, они требуют творческого подхода (креативности), энергии (драйва) и готовности рисковать.
Мы сосредоточим наше внимание на предпринимательстве с точки зрения одного предпринимателя или группы предпринимателей, открывающих новое дело. В то же время, сотрудники уже функционирующих предприятий также могут вести себя в стиле предпринимателей. Обычно, деятельность предприятий с сильными предпринимательскими традициями связана с прогнозированием рыночной ситуации, инновациями и рисками. В частности, широко известный пример предпринимательского поведения – компания «Apple Inc.». Аналогично, если мы рассмотрим компанию «Cisco Systems» с ее исключительной способностью к расширению и успеху, мы увидим реализацию принципов предпринимательского поведения на всех уровнях компании9. Кроме того, многие из компаний, котирующихся на NASDAQ, таких как «Yahoo!», «Intuit», «Amazon.com» и «Google», считаются предприятиями с предпринимательским подходом. NASDAQ – крупнейшая электронная фондовая биржа США с более, чем 3200 компаний-участников.
Здесь следует отметить, что для большинства компаний, использующих предпринимательский подход, характерно корпоративное предпринимательство10. Компании можно условно распределить по категориям, от крайне консервативных до крайне рискованных, последние реализуют предпринимательский подход к деятельности. Позиция конкретного предприятия в подобном рейтинге рассматривается как степень
5 B. Bolton and J. Thompson, Entrepreneurs (Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002).
6 P. Sharma and J. J. Chrisman, "Toward a Reconciliation of the Definitional Issues in the Field of Corporate Entrepreneur ship," Entrepreneurs-hip Theory and Practice 23, no. 3 (1999): 11-27.
7 H. H. Stevenson and J. C. Jarillo, "A Paradigm for Entrepreneurship: Entrepreneurial Management," Strategic Management Journal 11 (1990): 17-27.
8 R. D. Ireland and J. W. Webb, "A Cross-Disciplinary Exploration of Entrepreneurship Research," Journal of Management 33 (2007): 891-927.
9 "Cisco to Build R215m Innovation Centre," SouthAfrica.info, www.southafrica.info (accessed November 10, 2008]; M. V. Copeland and O. Malik, "How to Ride the Fifth Wave," Business 2.0, July 2005; D. Bunnell, Making the Cisco Connection (New York: John Wiley & Sons, 2000).
10 R. D, Ireland, J. G. Covin, and D. F. Kuratko, "Conceptualizing Corporate Entrepreneurship Strategy," Entrepreneurship Theory and Practice (2009): in press; J. C. Covin and D. P. Slevin, "A Conceptual Model ofEntrepreneurship as Firm Behavior," Entrepreneurship Theory and Practice 16 (1991): 7-25.
предприимчивости11. Как отмечалось выше, компании с предпринимательским подходом характеризуются как прогнозирующие ситуацию на рынке инновационные коллективы, которые не исключают оцениваемые риски. Напротив, консервативные компании склонны к выжидательному поведению, менее инновационны и уклоняются от рисков.
Одним из наиболее важных показателей степени предприимчивости отдельного человека или компании являются средства, затрачиваемые на ведение дел предпринимательском ключе. Компании с высокой степенью предприимчивости постоянно ищут пути устранения ненужной бюрократии. В частности, компания «Virgin Group», крупнейший британский конгломерат, постоянно работает над поддержанием небольших подразделений и внедрением в них духа предпринимательства. «Virgin» - третий по значимости британский бренд, занятый коммерческой деятельностью широкого спектра, от авиаперевозок до музыкальной индустрии. Ниже мы цитируем слова сэра Ричарда Брэнсона, основателя и председателя совета директоров «Virgin», о том, как его компания реализует предпринимательский подход.