Зарубежная практика банкротства
В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой институт несостоятельности состоит из следующих ключевых элементов:
1) законодательство;
2) судебная система;
3) система принудительного исполнения судебных актов (исполнительное производство);
4) государственные органы по несостоятельности;
5) профессиональные специалисты по несостоятельности;
6) общественное мнение о несостоятельности.
Государство не регулирует банкротство, а осуществляет его, то есть банкротство есть одна из сфер государственной деятельности наряду с такими сферами, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность и пр.
Как показывает исследование зарубежного законодательства о несостоятельности и направлений его трансформации, требования, предъявляемые к данному институту в разных странах, трансформировались под влиянием внутренних и внешних факторов.
Представление зарубежных специалистов меняется о сущности и целях института несостоятельности по мере развития рыночной экономики. Так например, в 90-ые годы прошлого века одни специалисты утверждали, что институт несостоятельности в странах с рыночной экономикой необходим для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Несостоятельность способствует поддержанию устойчивых экономических связей, финансовой дисциплины, а также реорганизации неэффективных организаций или их цивилизованному уходу с рынка.
Таким образом, институт несостоятельности является важной составляющей рыночной экономики и обеспечивает гарантии как отечественным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.
Другие ведущие зарубежные специалисты в середине 90-х гг. к основным целям института несостоятельности относили следующие:
1. Защита активов организации – должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов.
2. Возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованной действующей организации либо использование отсрочки или сокращения долга организации в случае наличия возможности восстановления ее платежеспособности.
3. Максимальное использование существующих возможностей «спасения» организации или ее частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены и вносить свой вклад в экономическое развитие общества.
4. Обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися организациями и аннулирования неправомерных сделок».
Таким образом, приведенные выше понимания целей института несостоятельности зарубежными исследователями несколько отличаются друг от друга. Вместе с тем, зарубежные специалисты единодушны в том, что институт несостоятельности является неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Австралии, Швеции и др.), одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными функциями по вопросам несостоятельности, способного контролировать практику применения соответствующего законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству относительно действий последнего в данной области.
К функциям государственных органов по несостоятельности в зарубежных странах относятся:
1. Разработка законодательства по несостоятельности и выступление в этой сфере с законодательной инициативой.
2. Сбор, анализ и представление Правительству статистической информации о делах по несостоятельности.
3. Сбор и анализ результатов осуществления и последствий реализаций процедур банкротства.
4. Выработка рекомендаций Правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности.
5. Разработка нормативных правовых актов (инструкций, положений, правил) осуществления процедур банкротства, регламентирующих деятельность представителей Государственного органа по несостоятельности и арбитражных управляющих.
6. Профилактика, предупреждение, выявление и предусмотренное законом реагирование на криминальные нарушения закона арбитражными управляющими.
7. Обеспечение соответствия процедур банкротства действующему законодательству и подзаконным нормативным правовым актам.
8. Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по несостоятельности.
9. Разработка и утверждение правил определения вознаграждения арбитражных управляющих.
10. Обеспечение функционирования эффективной системы страхования профессиональной ответственности арбитражных управляющих.
11. Взаимодействие с системами и организациями саморегулирования арбитражных управляющих.
12. Организация контроля отдельных аспектов деятельности арбитражных управляющих:
• соблюдение профессионально-этического кодекса;
• наличие страхования профессиональной ответственности;
• отчетность по выявленным активам;
• соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений;
• соответствующее распределение средств от реализации активов;
• правильное признание исков;
• сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности;
• получение вознаграждения в строгом соответствии с утвержденной шкалой и правилами его назначения и одобрения.
13. Консультирование судей, юристов и специалистов по несостоятельности.
14. Осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации организации без активов (отсутствующих должников).
15. Обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных организаций в случае нехватки конкурсной массы.
16. Контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, представляемой судам.
17. Контроль качества управления несостоятельными организациями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных руководителей.
18. Защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении организациями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательство в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве.
19. Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.