Прогноз объема продаж и цен.
Структура оплаты продукции покупателями.
Запасы готовой продукции.
Сырье и материалы.
Затраты труда.
Общепроизводственные затраты.
Коммерческие и административные расходы.
Инвестиционная деятельность.
Дивиденды.
Налог на прибыль.
Баланс предприятия.
3.9. Оценка финансовой реализуемости планируемой
производственной программы
Схема оценки финансовой реализуемости программы является типовой. Оценка реализуемости по другим параметрам проводится по аналогичной схеме, различие состоит в составе используемых показателей. После того как значения Fr для каждого блока r на очередной j-ой итерации практически (например, менее h%) не будут отличаться от соответствующих значений Fr предыдущей (j-1)-ой итерации, процедура ОРП прекращается с фиксацией результата – показателя реализуемости проекта. Число итераций обычно не превосходит двух-трех.
По приведенной схеме может проверяться:
• обеспеченность по срокам разработки;
• напряженность производственной программы научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы проекта;
• напряженность производственной программы промышленной базы проекта;
• обеспеченность опытно-экспериментальными и испытательными средствами;
• технологическая обеспеченность работ;
• обеспеченность новыми материалами;
• обеспеченность капитальными вложениями; обеспеченность работ по кооперации.
Основные мероприятия по сбалансированию потребных и располагаемых ресурсов заключаются:
• в уточнении номенклатуры, объемов и сроков выполнения работ в соответствии с их приоритетами;
• в определении ограничений по финансовым и производственным ресурсам;
• в перераспределении объемов работ с целью выравнивания загрузки исполнителей проекта; в оптимизации кооперации.
Решение задачи определения объемов финансирования и прогнозирования сроков завершения отдельных работ и мероприятий проекта заключается в следующем:
• в ранжировании отдельных работ и мероприятий по приоритетам;
• в определении потребного финансирования работы или мероприятия в зависимости от состояния их выполнения в данный момент времени; в приведении объемов финансирования по каждой работе (мероприятию) проекта в соответствие с ограничением по суммарному объему финансирования проекта. Распределение финансирования должно осуществляться в фиксированных ценах, с учетом дисконтирования затрат.
В качестве основных критериев оценки работ и мероприятий проекта, определяющих их ранжирование по приоритетам, принимаются: значимость отдельных работ и мероприятий для реализации конечных целей проекта, состояние работ (близость к завершению).
В основу методики распределения финансирования между конкретными работами проекта и приведения в состояние равновесия потребных и располагаемых финансовых ресурсов должны быть положены следующие прагматические соображения:
Для каждой работы существует потребный уровень финансирования, который определяется стадией (степенью завершенности), на которой она находится, и нормативным сроком ее завершения.
Сумма всех потребных уровней, как правило, превосходит объем располагаемого финансирования сумм (иначе оценка реализуемости по показателю финансовых возможностей теряет смысл).
В условиях дефицита средств ЛПР должно определить степень сокращения (секвестирования) объема финансирования каждой или некоторых работ по сравнению с потребной величиной, с тем чтобы уложиться в заданные ограничения. При этом предполагается, что все работы предварительно проранжированы по приоритетам.
Очевидно, что в общем случае более приоритетные работы в меньшей степени должны подвергнуться сокращению финансирования, чем менее приоритетные. Степень различия между ними по глубине сокращений (степень жесткости проводимой исполнителем проекта финансовой политики) определяется как субъективными, так и объективными факторами.
Субъективным фактором является прежде всего «решительность» ЛПР.
К объективным факторам относятся: величина дефицита финансовых средств (чем он больше, тем больше должны быть различия по глубине сокращений финансирования между работами различной приоритетности, вплоть до прекращения ряда менее приоритетных работ для сохранения приемлемого уровня финансирования важнейших из них); перспективы снижения этого дефицита в обозримом периоде (чем лучше они, тем большую номенклатуру ведущихся работ надо сохранять в текущее время, имея в виду их дальнейшее проведение).
Выбранная степень жесткости проводимой политики должна быть компромиссом между распылением средств по более обширной номенклатуре работ, приводящим к чрезмерному затягиванию сроков их завершения, с одной стороны, и необходимостью проведения возможно более широкой номенклатуры работ для сохранения всех необходимых направлений и поставленных целей проекта, с другой.
Задача определения такой степени жесткости практически неформализуема и единственный путь ее выбора – это экспертные оценки прогнозируемых результатов ее последовательной реализации в течение расчетного периода (с необходимой коррекцией).
Этот процесс итерационный. Основные требования к его сходимости при решении задачи следующие:
• простота. Желательно, чтобы управление степенью жесткости осуществлялось минимальным числом параметров;
• нейтральность к конкретной шкале приоритетов;
• монотонность;
• соответствие смыслу задачи при крайних значениях приоритетов:
а) при нулевом приоритете работы средства временно не должны выделяться;
б) при сколь угодно большом значении приоритета поправочный коэффициент к потребному финансированию не должен превосходить единицы.
Таким образом, рассмотренный системный подход позволяет определить: динамику возможного финансирования каждой из работ, входящих в проект, при располагаемых объемах финансирования; динамику потребного финансирования всей совокупности, а также отдельных работ и мероприятий проекта; основные показатели, такие как время завершения работ, прогнозируемый объем финансирования на проектный период или его часть и др. Кроме того, формализованное описание настоящей методики позволяет автоматизировать процедуры и расчеты по оценке реализуемости работ проекта и в сжатые сроки проводить многовариантные исследования различных уровней его финансирования.
Способы преодоления
локальных дефицитов денежного потока
Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.
3.10. Менеджмент в антикризисном управлении
Методологические аспекты менеджмента
Менеджмент организации – вид управления, отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Управление как сложное явление в развитии производства и общества характеризуется многими факторами. Различия обуславливаются не только особенностями объекта управления, но и уровнем его технологического, социально-психологического и иного развития. Управление во многом будет различаться на небольшом предприятии в малом бизнесе и в крупной производственной компании.
Основные цели менеджмента организации – прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника, а также организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности компании, его стабильного положения на рынке.
Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов:
• определение целей развития;
• выявление приоритетных задач, очередности и последовательности путей их разрешения;
• разработка и реализация стратегии развития компании;
• подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки;
• оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения; установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий;
• эффективное управление людьми.
МЕТОД – СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Методология – теоретическое обоснование применяемых в науке методов познания реальной действительности. Методология менеджмента как науки представляет совокупность методов, применяемых при изучении процессов управления. При исследовании возникновения и функционирования управленческих отношений в разных социальных системах используются различные методы: общенаучные методы, применяемые в большинстве наук (системный метод, методы сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, интуиции). Так, системный метод позволяет объединить всю совокупность приемов и способов для изучения свойств и структуры анализируемого объекта, представляя его как сложную социальную систему. Данный метод – комплексное исследование объекта как единого целого с точки зрения системного анализа. Здесь предлагается учет всей совокупности взаимосвязей, изучение структурных частей, выявление места каждой из них в процессе функционирования системы, а также определение воздействия системы на конкретные ее элементы.
Применяются и другие методы, которые действуют в пределах разных специальных наук (математические, статистические, социологические, психологические, кибернетические и др.).
Принципы – основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой–либо сфере или правило поведения личности.
Принципы управления: правовая регламентация управления, ранжирование объектов управления по их важности, единство теории и практики управления.
Принцип – одно из ключевых понятий в управлении. Оно включает широкий спектр внутренних отношений и связей компании с окружающей средой (государством, общественными организациями, другими компаниями). Наиболее часто в понятие принципов вкладываются убеждения, которым компания следует в своей практической деятельности.
Объективной основой принципов являются экономические законы и системы ценностей, действующих в обществе, таких как отношение к человеку, понимание социальной справедливости и др. Нормативный характер принципов придает им практическую направленность рекомендаций, которые доводятся до сведений всех работников и становятся образом их мышления. К общим принципам менеджмента относят принцип экономической эффективности, социальной ответственности, разграничения функций, ориентации на потребителя, принцип системности.
Функции управления
Современный менеджмент представляет управление в виде процесса взаимосвязанных функций управления.
Управленческая функция – это серия непрерывных взаимосвязанных действий, представляющих процесс управления, который является общей суммой всех функций. Можно выделить основные функции управления:
планирование – организация – мотивация – контроль.
Связующим звеном функций управления является решение.
Решение принимается на основе информации, полученной в процессе коммуникации, которые как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса управления.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, а многообразно переплетаются. Приемы, методы и возможности применения каждой функции строго индивидуальны.
Ведущая роль в системе функций управления, по мнению многих авторов, принадлежит планированию, включая стратегическое планирование.
Процесс стратегического планирования является зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, он обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут организацию к достижению своих целей.
ЭТО И ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Цикл менеджмента в организациях – последовательное выполнение функций управления: планирование – организация –мотивация – контроль.
Организационные формы управления предприятием
Любая производственная система (предприятие, фирма, НИИ, концерн и т.д.) состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления. Это форма разделения труда по управлению предприятием.
Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций управления или работ. При этом должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение функций и достижение поставленной цели.
Упорядоченная совокупность функций и их взаимосвязь для выполнения целей фирмы составляют функциональную структуру предприятия.
Функциональная структура предприятия зависит от особенностей производственного процесса и совершенно не зависит от размеров фирмы. В малых предприятиях функции могут объединяться (и в предельном случае могут быть возложены на одного или нескольких человек), в крупных – дифференцируются.
На основе функциональной структуры строится производственная структура предприятия, то есть, конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия.
Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы:
• линейной;
• функциональной;
• линейно-функциональной;
• дивизиональной;
• матричной;
• тензорной (множественной).
В промышленном производстве наиболее широкое распространение получила линейно-функциональная организационная структура управления. Линейные руководители при ней являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора по производству, начальник цеха, начальник участка, старший мастер, мастер, бригадир). Функциональные руководители (главный инженер, главный экономист, главный бухгалтер и т.д.) составляют штаб директора и руководят функциональными службами (ОГК, ОГМ, ОГЭ и т.д.).
Организационная структура – это структура объекта управления (системы, предприятия, компании), обеспечивающая взаимодействие между его элементами. Формы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, дивизиональными, адаптивными (проектными, матричными и др.).
Линейная структура характеризуется несколькими уровнями руководства. Каждое подразделение (отдельный работник) подчиняется одному вышестоящему органу управления и руководствуется полученными от него указаниями. Данный орган управляет подчиненными ему подразделениями, самостоятельно выполняет все управленческие функции. Линейная структура эффективна при решении хозяйственных однотипных задач. Недостаток такой структуры заключается в том, что руководитель обязан обладать широким диапазоном знаний, а это обычно сложно совместить в одном лице. В данном случае каждое звено управления ограничено в возможностях решения функциональных задач, а текущие проблемы преобладают над стратегическими. При линейной структуре сложно приспосабливаться к новым целям и задачам.
Функциональная форма базируется на разделении труда в системе управления. Здесь любой руководитель имеет все распорядительные права в рамках его компетенции. В пределах фиксированных функций управления формируются функциональные органы, передающие подчиненным звеньям обязательные для последних решения. Подразделение (исполнитель) действует по указаниям в рамках его круга задач и от непосредственного руководителя, и от функциональных органов. В этом случае требуется осуществление всех функций управления, разделение которых призвано устранять дублирование. При расширении компетенции органов управления формируются условия, когда исполнители могут получать порой противоречивые распоряжения. Управленческая информация от различных руководителей обычно не увязана во времени с возможностями исполнителей.
Линейно-функциональная форма– синтез линейного и функционального управления. Здесь функциональные звенья теряют право принятия решений и непосредственного руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, помогают линейному руководителю в реализации отдельных функций управления. Руководители функциональных служб через вышестоящего линейного руководителя взаимодействуют с основными управленческими звеньями. Недостаток этой формы – нередкая несогласованность в действиях функциональных подразделений. Ответственность распределяется между различными подразделениями, что обычно усложняет принятие оптимальных решений.
Бюрократическая структурахарактеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам, своей рациональностью.
Дивизиональная структурапредусматривает деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.
Структуры, ориентированные на покупателя – организационные структуры.
Адаптивные структурыдля проектных организаций.