ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
Организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:
а) описание прекращаемой деятельности:
б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;
в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;
г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относящихся к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой в соответствии с правилами составления сводной бухгалтерской отчетности. Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности устанавливается организацией, на которую возложена обязанность по составлению сводной бухгалтерской отчетности.
По мере выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, организация раскрывает непосредственно в отчете о прибылях и убытках или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности сумму прибыли (убытка), связанную с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.
Для тех активов и обязательств, по которым организация заключила договор(а) купли-продажи, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются продажная цена актива (после вычета расчетных расходов на выбытие), сроки поступления денежных средств и отражаемая в бухгалтерском балансе сумма соответствующих активов и обязательств.
По резервам по прекращаемой деятельности организация раскрывает информацию в соответствии с требованиями ПБУ «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01.
Сумма снижения стоимости актива подлежит раскрытию в отчете о прибылях и убытках, за исключением случаев, когда соответствующими нормативными актами по бухгалтерскому учету требуется относить сумму снижения стоимости актива на уменьшение добавочного капитала в пределах сумм переоценки, накопленных по такому объекту, либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм.
Организация раскрывает информацию по прекращаемой деятельности, начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой в соответствии с п. 7 настоящего Положения, до отчетного периода (включая его), когда завершается прекращение деятельности, то есть когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена (несмотря на то, что расчеты по ней могут быть не закончены) или организация от нее отказалась.
Резерв по прекращаемой деятельности подлежит пересмотру и корректировке по состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. По завершении прекращения деятельности оставшаяся сумма резерва подлежит использованию в течение времени, установленного исходя из сроков погашения обязательств, связанных с прекращением деятельности.
На конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой, организация, исходя из требований п. 9 настоящего Положения, признает убыток от снижения стоимости активов. При этом в бухгалтерском балансе суммы активов показываются с учетом признанного снижения их стоимости, а сумма снижения стоимости активов раскрывается в отчете о прибылях и убытках в составе прочих расходов (за исключением случаев, когда сумма снижения стоимости активов отражается непосредственно на счете по учету добавочного капитала либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм).
По состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация уточняет отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов, исходя из возможного изменения их рыночной стоимости. При повышении текущей рыночной стоимости актива организация признает прочий доход в пределах сумм ранее признанного убытка от снижения стоимости этого актива.
3.1.6. Аудит кризисного предприятия
Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Осуществляется в случаях:
• организация имеет организационно–правовую форму открытого акционерного общества;
• организация является кредитной, страховой, товарной или фондовой биржей, инвестиционным или государственным внебюджетным фондом;
• объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять им содействие в проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие объяснения и подтверждения в устной и письменных формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответсвии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам.
Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц.
Организация имеет право ввести в штат внутреннего аудитора. Цель внутреннего аудита соответствует вышеуказанной цели аудита, но он не вправе выдавать аудиторское заключение, так как аудитор должен быть лицом независимым.
Внутренний аудит– организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Под внешнимаудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультирование по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам.
3.1.7. Порядок проведения инвентаризации активов
и обязательств юридического лица
Инвентаризация имущества и обязательств организации
В соответствии с требованиями законодательства все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Цель инвентаризации – обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, это один из наиболее действенных механизмов внутреннего контроля за сохранностью имущества организации, полнотой и своевременностью осуществления расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам по уплате налогов и сборов, соблюдением требований законодательства при осуществлении и учете финансово-хозяйственной деятельности организации, своевременным выявлением ошибок в учете и внесением исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности.
Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов определяются следующими законодательными и нормативными актами:
• Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 129 – ФЗ);
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (введено в действие с 1 января 1999 г.);
• постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г.
№ 88 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (введено в действие с 1 января 1999г.);
• Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49 (далее Методические указания).
С введением в действие Закона № 129 – ФЗ и вышеуказанных нормативных актов отдельные положения Методических указаний утратили силу. Поэтому их следует применять с учетом вновь установленных требований (например, по документальному оформлению результатов инвентаризации и их отражению в бухгалтерском учете).
С учетом специфики деятельности отдельных отраслей порядок проведения инвентаризации и документального оформления ее результатов регулируется также инструкциями соответствующих министерств и ведомств.
В ходе инвентаризации решаются следующие задачи:
• выявление фактического наличия имущества;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения в учете обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством. Установленный порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год или ряд лет утверждается руководителем организации одновременно с принятием учетной политики как самостоятельный документ либо отражается в приказе по учетной политике как одно из ее направлений.
Инвентаризация может быть:
Обязательной и инициативной
В соответствии со ст. 12 Закона № 129 – ФЗ проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством.
Плановой и внеплановой
Инвентаризация, проводимая в соответствии с утвержденным порядком, характеризуется как плановая. Кроме того, организации могут проводить внеплановую (внезапную) инвентаризацию с целью обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества у материально ответственных лиц или по другим причинам.
Полной и частичной (по степени охвата проверяемых объектов)
При осуществлении полной инвентаризации проверке подлежат все объекты имущества и обязательств организации, подлежащие инвентаризации в соответствии с установленным порядком ее проведения. При частичной – проверяются один или несколько видов имущества и обязательств.
Объектами инвентаризации являются:
• все имущество организации независимо от его местонахождения;
• все виды финансовых обязательств организации;
• имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки);
• имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Периодичность и сроки проведения инвентаризации определяются в соответствии со спецификой деятельности организации с учетом установленных законодательством требований.
Имущество и обязательства организации подлежат инвентаризации в обязательном порядке и в полном объеме ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за исключением:
а) имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
б) основных средств, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года;
в) библиотечных фондов, инвентаризация которых может проводиться один раз в пять лет;
г) организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Для обеспечения полноты и своевременности расчетов с поставщиками и покупателями по договорным обязательствам за приобретенные и реализованные товары, работы и услуги, с налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими органами по налогам и обязательным платежам, а также прочими дебиторами и кредиторами представляется целесообразным проводить ежеквартальноинвентаризацию соответствующих расчетов.
Для усиления контроля за сохранностью наличных денежных средств целесообразно проводить инвентаризацию кассы ежемесячноперед составлением внутренней бухгалтерской отчетности организации, а также внезапные ревизии кассы в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в РФ.
Как правило, в организациях ежемесячно проводится инвентаризация остатков производственных запасов, сырья, материалов, ГСМ и других товарно-материальных ценностей для контроля соответствия их расходования отраслевым нормам или нормам, разработанным самой организацией.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ, а также для проведения внеплановой и частичной инвентаризации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии.
В состав инвентаризационных комиссий включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.), а также могут быть включены специалисты внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и свевременность оформления результатов инвентаризации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
При малом объеме работ проведение инвентаризации допускается возлагать на ревизионную комиссию(при ее наличии в организации).
Порядок проведения инвентаризации устанавливается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (форма ИНВ – 22), который является письменным заданием на ее проведение.
В приказе (постановлении, распоряжении) указываются:
• состав рабочей инвентаризационной комиссии;
• перечень инвентаризируемого имущества и обязательств;
• сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);
• причины инвентаризации.
Приказ (постановление, распоряжение) регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма ИНВ – 23) и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
3.1.8. Вопросы практики проведения
инвентаризации активов и обязательств должника
До начала инвентаризации
До начала проверки фактического наличия имущества в инвентаризационную комиссию передаются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на «–» (дата)», что служит основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.
С материально ответственных лиц берутся расписки о том, что на начало инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.
В ходе инвентаризации
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи и акты (в дальнейшем – описи), оформленные на бланках унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ, а также форм, утвержденных Минфином РФ и отраслевыми министерствами и ведомствами, с учетом специфики отдельных отраслей.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной выборочной проверке в натуре части этих ценностей.
Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.
Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Наименование инвентаризируемых объектов, а также их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Описи могут заполняться вручную или с использованием средств вычислительной или другой организационной техники.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно.
Не допускается оставлять в описях незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Не допускаются также помарки и подчистки.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
Имущество, которое в момент инвентаризации находится вне места расположения организации, инвентаризируется до момента временного выбытия.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описи по товарно-материальным ценностям, переданным в переработку другой организации, указываются наименования перерабатывающей организации и ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. п. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно структурное подразделение организации, по которым осуществляется групповой учет, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится, как правило, в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденное, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В случае обнаружения материально ответственными лицами ошибки в описи об этом немедленно заявляется председателю инвентаризационной комиссии. Комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения вносит соответствующие исправления в опись в установленном порядке.
По окончании инвентаризации
Оформленные в установленном порядке описи по результатам инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где с учетом содержащихся в них данных составляются сличительные ведомости, в которых показываются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (формы ИНВ – 18, ИНВ – 19).
По окончании инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения ее. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, в котором проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок оформляются актом (форма ИНВ – 24) и регистрируются в Книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма ИНВ – 25).
Обязанности арбитражного управляющего
по проведению инвентаризации
Основной обязанностью временного управляющего является проведение инвентаризации имущества – как принадлежащего должнику, так и не принадлежащего – вне зависимости от учета в бухгалтерских документах. Внешний управляющий осуществляет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность (обычно этим занимается его команда – специалисты в области права и экономики), ведет реестр требований кредиторов, принимает меры по взысканию задолженности, заявляет возражения против предъявленных должнику требований кредиторов.
3.2. Финансовый анализ
3.2.1. Сущность и задачи финансового анализа в
процедурах банкротства
Финансовый анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. При помощи финансового анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций финансового анализа в системе управления производством порождает многообразие его целей и задач, содержания, методов и организационных форм. Особую роль финансовый анализ играет в рыночной экономике, где он во многом носит ситуационный характер, приспосабливаясь к условиям неопределенности, характерным для рыночной экономики.
Задачи Финансового анализа
К числу важнейших задач следует отнести:
1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки;
2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по данным учета и отчетности;
3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
5) выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
6) испытание оптимальности управленческих решений.
Финансовый анализ деятельности предприятий возник и развивался как анализ по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. К настоящему времени анализ уже давно вышел из рамок материалов, ограниченных бухгалтерскими сведениями. Современный финансовый анализ базируется на использовании огромного круга экономической информации о деятельности организации (предприятия, фирмы). Однако основой для анализа по-прежнему остается периодическая бухгалтерская отчетность. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности называют классической формой анализа.
Данные системного бухгалтерского учета позволяют углубить содержание анализа в его классической форме.
Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных основных форм: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. В России бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте РФ (для предприятий всех форм собственности, в том числе и с долевыми или полными инвестициями иностранного капитала).
Каждая форма отчетности позволяет решать определенные задачи. Так, бухгалтерский баланс есть основа для анализа финансового положения организации, отчет о прибылях и убытках говорит о финансовых результатах предприятия – главной цели коммерческой организации, отчет о движении денежных средств характеризует денежные потоки предприятия и его платежеспособность.
Различные стороны деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
В общем случае под финансовым результатом деятельности организации понимается разница между ее доходами и расходами. В том случае, если доходы организации превышают ее расходы, финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, в противном случае – убыток.
Выбор направлений анализа финансовых результатов определяется целями управления. Например, администрацию предприятия интересует сумма полученной прибыли, ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации о всех слагаемых прибыли, подлежащей налогообложению: прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.
У предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии, зачастую конечным финансовым результатом деятельности является убыток. В данном случае необходимо также оценить его величину, структуру и определить факторы, приведшие к его образованию, то есть фактически определить «узкие» места в текущей деятельности предприятия и на основании проведенного анализа разработать антикризисные меры и, что важно, спрогнозировать финансовый результат, ожидаемый от их реализации.
3.2.2. Проведение финансового анализа должника
Проведение анализа финансового состояния должника определено Правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»и является одной из важнейших обязанностей временного управляющего в период наблюдения, поскольку без результатов такого анализа невозможно сделать выводы о наличии возможности или невозможности восстановления платежеспособности, а также заключение о достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния на этапе наблюдения временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Проведение анализа финансового состояния должника является общей обязанностью для арбитражных управляющих, осуществляющих свои функции в различных процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве). Очевидно также, что без предварительного анализа финансового состояния должника внешний управляющий не может выполнить одну из своих обязанностей - разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, успешная реализация утвержденного кредиторами плана внешнего управления невозможна без постоянной работы по проведению финансово-экономического анализа деятельности должника, сопоставления отчетных показателей с планируемыми и выработки мер, обеспечивающих выполнение плана.
Анализ финансового состояния – одна из важнейших обязанностей временного управляющего, определяющих основное содержание процедуры наблюдения. В процессе наблюдения временный управляющий имеет возможность тщательно рассмотреть финансовое состояние должника, чтобы представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, перспективы восстановления платежеспособности в случае введения внешнего управления, анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника, его положение на товарных рынках. Проведение такого анализа дает конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.
Анализ финансового состояния должника в различных процедурах банкротства должен осуществляться при соблюдении общих методических подходов, используемых при анализе финансового устойчивых предприятий, хотя выбор конкретных методов, круга анализируемой информации, глубины и комплексности проработок в каждом отдельном случае проводится с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника и иных конкретных обстоятельств.
Финансовый анализ представляет собой процесс исследования и оценки, главной целью которого является выработка наиболее обоснованных предложений и построение прогнозов по изменяющимся финансовым условиям деятельности предприятия.
Наиболее простым методом прогнозирования финансового состояния является трендовый анализ, который состоит из следующих этапов: строится график развития организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Расчетными периодами являются месяц или квартал.
Нормативные модели – это модели, базирующиеся на сравнении фактических результатов деятельности предприятия с ожидаемыми (прогнозируемыми). В основном эти модели используются при проведении внутреннего финансового анализа и сводятся к установлению нормативов по каждой статье расходов технологического процесса, видам изделия и т.д., и выявлению отклонений фактических данных от нормативных.
Помимо перечисленных на практике применяются и другие методы финансового анализа.
Сравнительный (пространственный) анализ применяется как при внутрихозяйственном анализе сводных показателей отчетности, так и при сравнении с показателями конкурентов и среднеотраслевыми показателями. Его суть состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления сходных черт и различия между ними. С помощью сравнения изучаются тенденции и закономерности в развитии предприятия, оцениваются перспективы развития. Основные виды сравнения:
• сравнение фактических показателей с плановыми (нормативными);
• сравнение с показателями предшествующего периода;
• сравнение со средними данными;
• сравнение с другими предприятиями в рамах отрасли;
• сравнение с различными вариантами решений с целью выбора наиболее оптимального.
Для получения объективных показателей сравниваемые величины должны быть соизмеримы и качественно однородны.
Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов (причин) на конечные результаты. Причем он может быть прямым (когда итоговые показатели дробятся на составные части), так и обратным (когда отдельные элементы соединяются в общий итоговый показатель).
Наиболее часто применяемым методом факторного анализа является метод цепных подстановок, который используется при исчислении влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Суть данного метода заключается в последовательной замене одних факторов для определения влияния других, то есть последовательной замене базисной величины частных показателей фактической величиной этих показателей. После каждого подсчета итоговый результат сравнивается с результатом, полученным до замены этого показателя. Однако данный метод финансового анализа используется только тогда, когда имеется зависимость между изучаемыми явлениями.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет рассчитывать отношения между отдельными показателями отчета или показателями разных форм отчетности и определять взаимосвязи показателей.
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:
• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетног<