Из чего может быть сформирован уставный капитал?

Уставный капитал юридического лица формируется за счет взно­сов учредителейпри регистрации нового юридического лица (создании компании).

Взносы в уставный капитал могут быть внесены денежными сред­ствамикак в рублях, так и в валюте. В случае, если вы вносите устав­ный капитал в валюте, то в балансе будет отражена рублевая стоимость по курсу ММВБ на дату внесения средств.

Помимо денежных средств уставный капитал может быть сформи­рован из материальных ценностей(предметы мебели, техники, канце­лярские товары и др.), нематериальных активов(программы, патенты, ноу-хау, товарный знак и др.). Если взносы будут вноситься не денежными средствами, то вам понадобится независимый оценщик, который сможет оценить в денежном эквиваленте ваш вклад в уставный капитал.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер иму­щества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная сто­имость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества

Общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами РФ о ценных бумагах.

Размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бу­маг осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного со­вета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должно осу­ществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответ­ствии с уставом общества ему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества о размещении обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается со­ветом директоров (наблюдательным советом) общества единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимо­сти и процентов) в установленные сроки.

В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия погашения облигаций.

Выпуск облигаций обществом допускается после полной оплаты его уставного капитала. Облигация должна иметь номинальную стоимость. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества и (или) величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами. При отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчет­ности за два завершенных финансовых года. Указанные ограничения не применяются для выпусков облигаций с ипотечным покрытием и в иных случаях, установленных федеральными законами о ценных бумагах.

Общество может размещать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определен­ные сроки.

Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске.

Общество вправе размещать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества общества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими ли­цами, и облигации без обеспечения.

Облигации могут быть именными или на предъявителя. При выпу­ске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев. Утерянная именная облигация возобновляется обществом за разумную плату. Права владельца утерянной облигации на предъявителя восста­навливаются судом в порядке, установленном процессуальным законо­дательством РФ.

Общество вправе предусмотреть возможность досрочного погаше­ния облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпу­ске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

Общество не вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение кото­рых предоставляют такие ценные бумаги.

1.4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39 – ФЗ

«О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при эмис­сии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эми­тента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Даны определения основных терминов.

Закреплены следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская; дилерская; по управлению ценными бу­магами; по определению взаимных обязательств (клиринг); депозитарная; по ведению реестра владельцев ценных бумаг; по организации торговли на рынке ценных бумаг. Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельно­сти на рынке ценных бумаг. Иные ограничения на совмещение устанавли­ваются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Рассматриваются вопросы деятельности фондовой биржи.

Самостоятельный раздел Закона посвящен эмиссионным ценным бумагам. Он закрепляет: основные положения (формы выпуска таких бумаг, принятие решения о выпуске и т.д.), процедуру эмиссии и ее эта­пы, положения об обращении эмиссионных ценных бумаг. Закрепляется понятие недобросовестной эмиссии – действий, выражающихся в нару­шении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг или признании его несостоявшимся, а также для приостановления эмиссии ценных бумаг.

Регулируются вопросы информационного обеспечения: раскрытия информации о ценных бумагах, использования служебной информации и рекламы на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществля­ется путем:

• установления обязательных требований к деятельности эмитен­тов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

• регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; и др.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению го­сударственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг че­рез определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Определяются ее состав, функции, полномочия.

За нарушения законодательства о ценных бумагах предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опу­бликования.

Виды ценных бумаг

Ценные бумаги– необходимый атрибут рыночной экономики. Как объекты гражданских прав они относятся к вещам, будучи их особой раз­новидностью. В советской экономике оборот ценных бумаг по необходи­мости был весьма обеднен и представлен в основном государственными ценными бумагами – облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигравшими лотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчет­ный чек. С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг воз­рос, стал формироваться их рынок. Однако главное внимание при этом было уделено так называемым «инвестиционным» ценным бумагам – акциям и облигациям частных коммерческих структур. Кризис бюджета и денежного обращения заставил использовать некоторые новые виды государственных ценных бумаг (например, казначейские обязательства) и традиционные векселя. Между тем количество разновидностей цен­ных бумаг в развитом обороте достигает многих десятков.

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

1 класс – основные ценные бумаги;

2 класс – производные ценные бумаги.

Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, как правило на товар, имущество, различного рода ресурсы, деньги, капитал и др.

Основные ценные бумаги подразделяют на две подгруппы: первич­ные и вторичные ценные бумаги.

Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага – это бездокументарная форма выра­жения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги бирже­вого актива. Если несколько упростить это определение и сделать его менее строгим, то можно было бы сказать, что производная ценная бу­мага – это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (обычно, биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.п.); на цены основных ценных бумаг (обычно, на индексы акций, на облигации); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы) и т.п.

К производным ценным бумагам относятся фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообра­щающиеся опционы. Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.

Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг. Классификации ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи. Классифика­ции видов ценных бумаг – это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классифика­ции. Например, акция – один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.

Эмиссия

Эмиссия– это последовательность действий эмитента по выпуску и размещению серии ценных бумаг

Эмиссионная ценная бумага – это такая ценная бумага, которая раз­мещается серийно и имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения этой ценной бумаги инвестором.

Пример. Акция – это всегда эмиссионная ценная бумага; облигация может быть как эмиссионной, так и не эмиссионной (в случае единичного выпуска). Вексель – это не эмиссионная ценная бумага (исключение со­ставляют серийно выпускаемые финансовые векселя).

Целью эмиссии ценных бумаг является привлечение необходимо­го объема денежных средств в минимально возможные сроки. Эмиссия может быть первичная или дополнительная. Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества. Допол­нительная эмиссия проводится, если фирма нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств. Дополнительный выпуск акций может быть осуществлен после утверждения общим собранием итогов предыдущей эмиссии, внесения в уставный капитал изменений, обуслов­ленных фактической реализацией ранее выпущенных акций и погашени­ем нереализованных акций. Кроме этого, при дополнительной эмиссии ценных бумаг акционеры – владельцы голосующих акций имеют преиму­щественное право на их приобретение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О рынке ценных бу­маг» эмиссионная ценная бумага – это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с со­блюдением установленных законодательством форм и порядка;82 Антикризисное управление 83 Глава 1. Правовое обеспечение процедур банкротства

• размещается выпусками;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В соответствии с указанным законом в России эмиссионными цен­ными бумагами являются акции и облигации.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Предпринимательская фирма может эмитировать простые и привилеги­рованные акции.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процен­та от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Фирма-эмитент может выпускать облигации с единовременным сроком пога­шения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следую­щих форм:

• именные ценные бумаги документарной формы выпуска (имен­ные документарные ценные бумаги);

• именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные ценные бумаги на предъявителя).

Процедура эмиссии ценных бумагпредпринимательской фирмой включает в себя несколько этапов, которые схематично изображены на рисунке ниже.

При принятии предпринимательской фирмой решения о выпуске ценных бумаг предварительно осуществляются следующие основные мероприятия:

• проводится анализ конъюнктуры фондового рынка;

• осуществляется оценка инвестиционной привлекательности эмитируемых ценных бумаг;

• определяются цели эмиссии;

• определяется объем эмиссии;

• определяются форма, номинал и количество эмитируемых цен­ных бумаг.

Решение о предполагаемой эмиссии фирма должна принимать лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности эмити­руемых ценных бумаг.

Анализ конъюнктуры фондового рынка, как правило, включает в себя: анализ спроса и предложения ценных бумаг, анализ динамики уровня цен их котировки, анализ объемов продаж ценных бумаг новых эмиссий и анализ ряда других показателей. В результате такого анали­за фирма должна определить уровень чувствительности реагирования фондового рынка на появление эмитируемых ценных бумаг.

Кроме этого предпринимательская фирма должна оценить инвести­ционную привлекательность эмитируемых ценных бумаг. Такая оценка проводится с позиции учета перспективности развития отрасли деятель­ности фирмы в сравнении с другими отраслями, конкурентоспособности производимой продукции, а также с учетом результатов анализа финан­сового состояния фирмы. В итоге определяется возможная степень инве­стиционной предпочтительности акций данной фирмы по сравнению с обращающимися акциями других компаний.

Эмиссия ценных бумаг – это достаточно сложный и дорогостоящий процесс, поэтому цели эмиссии должны быть значимыми для стратеги­ческого развития предпринимательской фирмы.

Основными целями эмиссии ценных бумаг могут быть:

• осуществление реального инвестирования, связанного с расши­рением или диверсификацией производственной деятельности;

• изменение структуры используемого капитала, т.е. повышение доли собственного капитала, например, с целью повышения уровня фи­нансовой устойчивости фирмы;

• другие цели, которые требуют от фирмы быстрой аккумуляции значительного объема капитала.

Принятие эмитентом решения о о выпуске эмисионных ценнх бумаг

Регистрация выпуска эмисионных ценных бумаг

Изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной форм выпуска)

Размещение эмисионных ценных бумаг

Регистрация отчета об итогах впуска эмиссионных ценных бумаг

1.5. Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14 – ФЗ

«Об обществах с ограниченной ответственностью»

Настоящий закон, принятый в соответствии с ГК РФ, определяет общество с ограниченной ответственностью как учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документа­ми размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы мест­ного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Число участников обще­ства не должно быть более пятидесяти. В противном случае общество должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в про­изводственный кооператив. Участники общества могут обладать до­полнительными правами и нести дополнительные обязанности, уста­навливаемые уставом общества. Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. Общество осуществляет свою деятельность на основе учредительного договора и устава. В случае не­соответствия положений учредительного договора и положений устава преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. Уста­вом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участ­ника общества и возможность изменения соотношения долей участников общества. Такие ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников общества, должны содержаться в уставе обще­ства и приниматься на общем собрании участников общества едино­гласно. Настоящий Федеральный закон введен в действие с 1 марта 1998 г. Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью, число участников которых на момент введения в действие настоящего закона превышает пятьдесят, должны до 1 июля 1998 г. преобразоваться в акци­онерные общества или производственные кооперативы либо уменьшить число участников до установленного настоящим законом предела. При преобразовании таких обществ (товариществ) с ограниченной ответ­ственностью в акционерные общества допускается их преобразование в закрытые акционерные общества без ограничения предельной числен­ности акционеров закрытого акционерного общества, установленной Федеральным законом «Об акционерных обществах». Причем к такой реорганизации в ЗАО не применяются положения настоящего закона о праве кредиторов общества на досрочное прекращение или исполнение соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Учредительные документы общества

с ограниченной ответственностью

Учредительным документом общества с ограниченной ответствен­ностью является устав. С момента государственной регистрации требо­вания устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Права и обязанности участников общества

с ограниченной ответственностью

Права участников общества

Участники общества вправе:

• участвовать в управлении делами общества;

• получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом;

• принимать участие в распределении прибыли;

• продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу;

• выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли;

• получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставле­ны участнику (участникам) общества по решению общего собрания участ­ников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Дополнительные права, предоставленные определенному участни­ку общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобрета­телю доли или части доли не переходят. Прекращение или ограничение дополнительных прав, предостав­ленных всем участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение или ограничение дополнительных прав, пре­доставленных определенному участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большин­ством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Участник общества, которому предоставлены дополнительные пра­ва, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополни­тельных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнитель­ные права участника общества прекращаются.

Учредители (участники) общества вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определен­ным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидаци­ей общества. Такой договор заключается в письменной форме путем со­ставления одного документа, подписанного сторонами.

Обязанности участников общества

Участники общества обязаны:

• оплачивать доли в уставном капитале общества в порядке, в раз­мерах и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным за­коном и договором об учреждении общества;

• не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (до­полнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреж­дении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участ­ников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, го­лосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Дополнительные обязанности, возложенные на определенного участника общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят.

Дополнительные обязанности могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

1.6. Кодекс Российской Федерации об

административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции РФ, общепри­знанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об администра­тивных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их приме­нения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим фе­деральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

4) порядка производства по делам об административных правона­рушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении администра­тивных наказаний.

В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонаруше­ниях судам.

В соответствии с законодательством о защите прав несовершенно­летних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об адми­нистративных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолет­них и защите их прав.

В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомствен­ность дел об административных правонарушениях, предусмотренных на­стоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти и орга­нам исполнительной власти субъектов РФ.

Административная ответственность

Одна из форм юридической ответственности – ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. К административной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. Военнослужащие несут ответствен­ность за административное правонарушение по дисциплинарным уста­вам. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания.

Административная ответственность, ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного админи­стративного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. При админи­стративной ответственности обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим административная ответ­ственность отличается от ответственности дисциплинарной.

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осу­ществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятель­ность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, вклю­чая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о при­влечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в до­полнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмо­трения дела арбитражный суд выносит определение.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное за­седание представителя административного органа, а также лица, в от­ношении которого составлен протокол об административном правонару­шении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа.

По делам о привлечении к административной ответственности обязан­ность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составле­ния протокола об административном правонарушении, не может быть воз­ложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составив­шим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответ­ственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его со­вершения лицом, в отношении которого составлен протокол об администра­тивном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административ­ная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры админи­стративной ответственности.

Основными видами административных взысканийявляются: предупреждение, штраф, арест, исправительные работы, временное ли­шение специальных прав, конфискация имущества, административное выселение (см. Взыскание административное, а также статьи об от­дельных видах административных взысканий: штраф, исправительные работы). О каждом административном проступке, кроме случаев, когда взыскание налагается на месте, должен быть составлен протокол (акт) с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также свидетелей. Дела об административных нарушениях рассматрива­ются административными комиссиями. Право наложения штрафов без об­ращения в административные комиссии сохранено за органами милиции, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспор­та, таможенными органами, должностными лицами ряда государствен­ных инспекций и др.

Виды административных правонарушений

В зависимости от источника, устанавливающего состав администра­тивного правонарушения, можно выделить административные правона­рушения, установленные КоАП РФ, и административные правонаруше­ния, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

1) права граждан (на избирательные права граждан, порядок про­ведения выборов и ознакомления с итогами голосования или резуль­татов выборов, а также права в сфере трудовой деятельности, свободе совести и свободе вероисповедания, касающиеся сведений о несовер­шеннолетних, нуждающихся в передачи на воспитание или незакон­ных действий по усыновлению (удочерению), отказ в предоставлении информации и другие);

2) здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и об­щественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и восстановления нарушенного права;

3) право собственности (гл. 7 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и о восстановлении нарушенного права, возмеще­ния морального или материального ущерба;

4) общественные отношения в области охраны окружающей при­родной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ). В этой главе особое значение имеет административное наказание юридических лиц, наносящих большой вред окружающей среде. Наказание юридическо­го лица, не освобождает от юридической ответственности руководите­ля или собственника и наоборот;

5) общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ);

6) общественные отношения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);

7) общественные отношения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ). За грубое нарушение этих правил, повлекших существенные вредоносные последствия, например тяжелые травмы людей или смер­тельные случаи, виновные по результатам административного расследо­вания могут быть привлечены к уголовной ответственности.

8) общественные отношения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ);

9) общественные отношения в области предпринимательства (гл. 14 КоАП РФ);

10) общественные отношения в области финансов, налогов и сбо­ров, а также рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ);

11) общественные отношения в области таможенного дела (нару­шения таможенных правил) (гл. 16 КоАП РФ);

12) институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ);

13) общественные отношения в области защиты Государственной границы и режима пребывания иностранных граждан и лиц без граж­данства на территории России (гл. 18 КоАП РФ);

14) порядок управления (гл. 19 КоАП РФ), общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ);

15) общественные отношения в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ).

Все эти административные правонарушения рассматриваются и по ним принимаются обоснованные решения о конкретном виде админи­стративной ответственности физических и юридических лиц по подве­домственности.

По степени общественной опасности среди административных пра­вонарушений выделяют

Наши рекомендации