Типология организационных культур по л. константину
Организационная культура. Это различные представления, метафоры, символы, истории, легенды, может быть, свой язык (термины, местный жаргон и др.), ценности, идеалы, нормы, принципы, церемонии, ритуалы, система поощрения, влияние формального и неформального в организации, внешнее окружение, дизайн в организации.
Способов существования организации очень много, но они могут быть сведены к четырем базовым .моделям.
Закрытая система. Организации этого типа очень стабильны, действия четко определены, функции сотрудников жестко заданы, решения принимаются быстро. Эта модель базируется на традиционной иерархии управления в виде управления. Организации держатся на традициях и ориентированы на преемственность.
Для сохранения стабильности основными ценностями считается конформность, лояльность и послушание сотрудников. Групповые ценности ставятся выше индивидуальных. Реакция на угрозу — увеличение ригидности, появление суперконтроля, т.е. система еще больше сплачивается, закрывается.
Случайная система. Черпает энергию из изменений и инноваций. Персонал ориентирован на постоянные нововведения. Ценится индивидуальное творчество. Ценности конформизма. Интересы индивидуальные выше групповых. Свободное циркулирование информации. Отсутствие строго регламентированных ролей. Каждый член системы — творец. Ценится индивидуальный вклад. Такой системе присуща независимость. Ее терпят за то, что она дает инновации.
Открытая система. Как модель групповой работы построена на свободном и открытом обсуждении проблем, обмене информацией и принятии решений на основе консенсуса. Переговоры и адаптивность — основа организаций с подобной организационной культурой. Интересы индивида не ущемляются. Жизнь группы регулируется через сотрудничество. Роли каждого определены, но их определение осуществляется взаимным согласием. Ценится авторство. Успех организации зависит от личностных особенностей ее членов.
Синхронная система. Философия организации — спокойная гармония. Действия координируются разделением сотрудниками общего представления об организации и совместной деятельностью. Роли распределяются на основе имплицитных ожиданий. Для этой организационной культуры характерны: предвидение, бесконфликтность, абсолютное разделение ценностей, тонкое чувствование других людей. Каждый знает, что ему делать, и делает это. Все идут в одном направлении и достигают цели организации. Каждый должен чувствовать себя вовлеченным и идентифицировать себя с организацией.
Типы организационных культур по Л. Константину можно разместить в двумерном пространстве с осями координат: гибкость организации — сплоченность организации.
Под низкой гибкостью понимаются стабильность, порядок, предсказуемость, под высокой — предпочтение нововведений, адаптация к изменениям. Под сплоченностью понимаются силы внутренних связей в организации, функциональные коммуникации.
Приложение 2
Описание групповых ролей
Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.
В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:
работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;
организация групповой работы — оптимальное оформление процессов групповой деятельности, постановка групповых целей, соблюдение этапов групповой деятельности, распределение ролей в группе;
создание благоприятной социально-психологической атмосферы в группе — анализ состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие возникающих в процессе групповой работы напряжений, эмоциональных конфликтов.
Для эффективной работы по содержанию в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;
генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;
эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;
критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;
разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.
Для эффективной организации групповой работы в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и формулирующий задания отдельным исполнителям;
координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);
контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;
тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.
Для создания благоприятного климата, рабочих и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:
эмоциональный лидер — человек, являющийся авторитетным для членов группы, обладающий влиянием вне зависимости от своего должностного положения;
диагност — человек, способный проводить анализ состояния социально-психологического климата в группе, а также выявлять особенности всех других участников группы, их положение по отношению к партнерам;
интегратор — человек, способный сплачивать группу для решения отдельных задач, обладающий частью лидерского потенциала и целенаправленно осуществляющий необходимую коррекцию состояния групповой атмосферы.
Приложение 3
Методы проведения работ по анализу деятельности
Методы проведения работ по анализу деятельности можно разделить на две группы — описательные и количественные (рис. П2).
Описательные методы. Существует четыре основных описательных метода анализа работы, которые в том или ином сочетании могут быть применены к процессам сбора информации:
наблюдение;
интервью;
опросные листы; журнал респондента.
Наблюдение. Содержание этого метода состоит в прямом наблюдении того, что работник делает. Наблюдение может дать большую часть информации, требуемой для ответа на вопросы о самой работе и о личностных требованиях, предъявляемых к работнику.
Данный метод дает наиболее достоверную информацию при анализе работ, где стандартизованные операции с коротким циклом являются нормой. Более сложные работы в области менеджмента менее пригодны для анализа путем наблюдения.
Наблюдение может быть сплошным и выборочным. При выборочном наблюдении информация собирается в произвольные интервалы времени во время полного рабочего цикла.
Целью каждого наблюдения является получение моментальной картины того, что работник делает в исследуемом интервале, и фиксация частоты выполнения конкретных операций.
Метод наблюдения достаточно прост и эффективен, его эффективность резко повышается при использовании в комбинации с другими методами, например собеседованием.
Интервью. Это прямой диалог между аналитиком и работником и/или его руководителем.
Когда существует надобность проанализировать большое количество сходных работ, можно применить «групповое» интервью-собеседование с группой работников, выполняющих одну и ту же работу.
Интервью можно считать самым распространенным способом определения обязанностей и ответственности данного работника. Интервью позволяет выявить важные виды работ, возникающие эпизодически, или производственные связи с другими работниками, не зафиксированные в организационной структуре организации или в должностной инструкции.
Недостатком этого метода можно считать относительность точности информации, получаемой в процессе собеседования. Одни и те же операции могут по-разному восприниматься исполнителями работы, и интервьюеры также по-разному могут воспринимать (и записывать) полученную информацию. Для увеличения валидности данной методики целесообразно разработать процедуру ее подготовки путем консультаций с непосредственным начальником анализируемого работника либо путем регулярной стыковки записей различных интервьюеров/аналитиков по схожим операциям/работам.
Комбинация собеседований с другими методами анализа работы дает более достоверную информацию.
При анализе работ на ключевых должностях надо начать с описания работы отдела или сектора, а затем вернуться к личным обязанностям руководителя и обсудить их по следующим аспектам:
цели, задачи и стандарты работы, каковы они и кто их устанавливает;
какие и каким образом составляются планы, и какую ответственность руководитель несет за планирование;
каковы действия руководителя по отношению к организационной структуре своего подразделения;
каковы его обязанности в отношении подчиненного персонала;
какую работу выполняет он лично в своем отделе, какие проблемы ему чаще всего приходится решать, его положение в организации и финансовые полномочия;
каким образом он осуществляет контроль за работой своего подразделения, какие существуют формы отчетности, по какой системе оценивается эффективность работ;
каков общий объем финансовых и материальных ресурсов, находящихся под контролем руководителя;
какие еще имеются критерии объема работ (например, пропускная способность, количество управляемых руководителем подразделений, число клиентов);
какова общая цель работы;
основные задачи по работе;
какое оборудование находится в ведении руководителя; каковы контакты руководителя внутри и за пределами организации;
в чем заключается наиболее сложная или ответственная часть работы;
какие знания и навыки требуются для выполнения работы; какой опыт требуется для выполнения работы; какое образование/подготовка требуются (включая знание языков);
какие личные качества необходимы для достижения успеха в работе;
каковы возрастные ограничения;
есть ли какие-либо особые требования, например, заграничные командировки, долгие рабочие часы, опасная или требующая физического труда работа;
каковы условия найма (размер дохода, социальное обеспечение, наличие командировок и т.д.).
Опросные листы. Преимущество опросных листов состоит в том, что они, во-первых, структурированы и могут быть разработаны для того, чтобы охватить совокупность рабочих операций и, во-вторых, представляют собой экономичный метод (во временном плане) сбора информации от большого количества людей, работающих на разных рабочих местах. Данные, полученные с использованием этого метода, могут быть легко выражены в количественной форме и введены в компьютер. Структура и содержание опросных листов должны быть разработаны таким образом, чтобы ответы на вопросы давали максимум достоверной информации.
Недостатком данного метода является следующее: указанные вопросы могут быть по-разному интерпретированы отвечающими. Формальный подход к разработке опросных листов может привести к поверхностным результатам. Для получения достоверных результатов вопросник должен быть детально подготовлен, протестирован и в случае необходимости переработан.
Типичные вопросы, применяющиеся при данной методике:
в чем заключается выполняемая работа;
основные должностные обязанности;
где работает данный сотрудник;
основные требования к подготовке, образованию, навыкам; каковы обязанности и ответственность на рабочем месте; какие нормативные документы регламентируют работу на данном рабочем месте;
что конкретно влекут за собой мероприятия, в которых работник принимает участие; степень ответственности; условия работы;
степень физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки работника на данном рабочем месте;
условия работы с точки зрения безопасности труда. Журнал респондента. Суть данного метода состоит в том, что самих работников просят вести журнал, в который они должны заносить подробный список заданий, выполняемых на рабочем месте, и времени, затрачиваемого на выполнение этих заданий. После анализа данных, занесенных в ежедневник, проводится опрос с участием работника и его непосредственного линейного руководителя. Данный метод может помочь получить достаточно полную картину работы, но применим не для всех типов работ.
Лучшим подходом при проведении анализа работы можно считать комбинацию из нескольких указанных методов, например, комбинации структурированного интервью и вопросника. При использовании подобной методики можно добиться получения достаточно точных и достоверных сведений о работе за сравнительно короткий промежуток времени. Методика учитывает, что руководители и другие лица, участвующие в процессе найма и отбора кадров, часто не имеют достаточных навыков или времени для проведения сложного анализа. Она дает линейным руководителям и работникам отдела кадров возможность получать информацию о работе, а также о тех навыках и способностях, которые необходимы для ее выполнения.
Перечисленные выше описательные методы сбора информации для анализа работы являются наиболее популярными. Однако существует ряд ситуаций, когда описательные методы не дают необходимой информации (например, когда необходимо сравнить несколько видов работ). В таких случаях целесообразно использовать количественный подход к анализу работы.
Методы количественного анализа. Позиционный опросный лист. Это структурированный опросный лист, который заполняет специалист по анализу работы, уже ознакомленный с анализируемой работой. Суть данного метода состоит в том, что анализируется профиль любой работы по балльной шкале по таким основным позициям:
принятие решений; профессиональные навыки; степень физической нагрузки; управление оборудованием; обработка информации.
Достоинством этого метода является то, что он позволяет классифицировать работы, т.е. дает количественную оценку каждой работе. Информация, полученная в результате анализа, может быть использована для определения уровней заработной платы на рабочих местах.
Функциональный анализ работы. В основе данного метода лежит оценка того, что работник делает в отношении людей и предметов.
Функциональный анализ работы позволяет не только установить рейтинг данной работы по таким параметрам, как данные, люди и предметы, но и учесть следующие четыре измерения:
меру, в которой для выполнения данного задания необходимы специальные инструкции;
меру, в которой способность рассуждать и делать заключения необходима для выполнения данного задания;
навыки вербального общения и языковая подготовка для выполнения данного задания.
Данный метод позволяет также определить стандарты качества выполнения работы и требования к профессиональной подготовке.
Структурированное собеседование с применением количественных оценок. Структура собеседования включает следующие пункты:
место в данной организации. Определяется место данной работы в структуре организации по отношению к другим работам;
главная цель работы. Общая часть или цель данной работы должна быть выражена в виде нескольких коротких предложений;
основные обязанности, виды или направления деятельности. Главную цель данной работы можно разбить на более детальные подчиненные операции. Выделяется главная обязанность (вид направления деятельности) по ее важности для данной работы и количеству времени, затраченному на ее выполнение.
Применяются следующие шкалы оценок важности данной работы:
4 — исключительно важно;
3 — очень важно;
2 — средняя степень важности;
1 — неважно.
Количество времени для выполнения конкретного вида работы:
4 — очень значительно — более 66 % времени;
3 — значительно — от 33 до 66 % времени;
2 — среднее — от 10 до 33 % времени; 1 — мало — менее 10 % времени;
принятие решений и виды ответственности (степень контроля, количество контролируемых людей, характер принимаемого решения, виды используемого оборудования);
контакты внутри организации и с клиентами (типы людей, с которыми вступает в контакт исполнитель, какими способами, как часто и по каким причинам;
физическая среда (характеристики рабочего места).
Аналитик перед проведением собеседования должен ознакомиться с материалом для собеседования и с данной работой. Нужно всегда помнить что, будучи, хотя и специфичным, собеседование для анализа работ представляет собой собеседование, поэтому к нему применимы все принципы хорошей методики собеседования.
Приложение 4