Схема 5.2. Стиль поведения в конфликте
Верхняя часть схемы относится к совместным действиям. Если человек предпочитает совместные действия, то он будет пытаться разрешить конфликт вместе с людьми, которые в нем участвуют. Если же предпочитает действовать индивидуально — то будет искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения.
Таким образом, получается матрица из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает кооперативное и индивидуальное, а также пассивное и активное поведение.
Рассмотрим подробнее каждый из этих стилей.
Стиль сотрудничества. Сотрудничество предполагает одновременную ориентацию участника конфликтной ситуации на максимально возможную реализацию как своих интересов, так и интересов партнера. При этом речь идет не столько о процессе взаимных уступок, сколько о поиске такого варианта решения проблемы, который в полной мере отвечал бы интересам обеих сторон.
Основаниями выбора этой стратегии являются взаимное желание обеих сторон, наличие достаточного количества времени, существование возможности приложения интеллектуальных, эмоциональных и других усилий, достаточно важное для вас значение решения проблемы.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);
и вы, и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;
вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Стиль конкуренции. Как показывает схема 5.2, человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения.
Конкуренция является стратегией исключительной ориентации на свои собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера и его позиции.
Основаниями выбора этой стратегии является наличие сильной позиции, обладание определенной властью, нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие, когда человек точно знает, что его решение или подход в данной ситуации правильны, и есть возможность настаивать на этом.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:
исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти для этого;
вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Однако этот стиль не подходит в случае, когда необходимо сохранить хорошие отношения с другими людьми.
Стиль избегания. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению.
Основаниями для выбора этой стратегии являются возможность предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации; случаи, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас; когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении; когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью; те случаи, когда вы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним.
Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль избегания:
напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
исход не очень важен для вас и вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
В других случаях уход от конфликтной проблемы считается нерациональным, так как не обеспечивает условий ее решения.
Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль избегания «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Стиль приспособления. Эта стратегия предполагает отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями.
Основаниями выбора именно этой стратегии являются добрая воля человека, который не хочет высказывать и отстаивать свои собственные интересы, переломный момент в ситуации, когда исход дела чрезвычайно важен для вашего противника и не очень существен для вас.
Эта стратегия считается рациональной, если человек не столь высоко оценивает для себя значимость предмета разногласий, чтобы вступить из-за него в борьбу или даже в переговоры, во всяком случае ущерб, который может быть нанесен в этом случае его отношениям с партнером, кажется ему более существенным; также этот стиль полезен в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей силой и властью.
Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:
вас не особенно волнует случившееся;
вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
вы понимаете, что правда не на вашей стороне;
у вас мало власти или мало шансов победить;
вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или, считая, что он совершает ошибку.
Стиль приспособления может немного напоминать стиль избегания, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой. Когда же вы применяете стиль избегания, вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему.
Стиль компромисса. Этот стиль означает ориентацию участника конфликтной ситуации на поиск взаимоприемлемого решения проблемы путем взаимных уступок, которые иногда называют «сделками» или «торгом».
В результате получается частичное удовлетворение интересов каждой из сторон.
Основаниями для выбора этой стратегии являются случаи, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо.
Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
вы хотите получить решение быстро (у вас нет времени или есть более экономичный и эффективный путь);
вас может устроить временное решение;
вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить первоначально поставленную цель;
компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
Реализация компромиссной стратегии предполагает процесс переговоров, в котором необходимо участие обеих сторон. По мнению специалистов, компромисс имеет ряд существенных недостатков: взаимные уступки, на которые вынуждены идти участники переговоров, не дают им возможности в полной мере реализовать свои интересы, а значит, принятое решение их не совсем устраивает; из-за этого компромиссные решения часто рассматриваются как временные или промежуточные.
Таким образом, выбор той или иной стратегии поведения участников конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностя м и.
Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные, а какие-то, наоборот, эффективными, в конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные.
Резюме
1. К основным признакам кризисной ситуации можно отнести: наличие опасности, угрожающей наиболее важным целям организации, дефицит времени на принятие важных решений, давление окружающих на лиц, принимающих решение, работа в ситуации стресса.
2. Стратегия антикризисного управления по отношению к персоналу предприятия обычно тяготеет к одному из двух, полярных по своей направленности подходов: технократическому или адаптивному.
3. Процесс мобилизации кадрового потенциала кризисного предприятия на реализацию плана финансового оздоровления может быть представлен в виде следующих друг за другом основных фаз деятельности антикризисного управляющего: фаза агитации, фаза профессионального роста и фаза интеграции.
4. Процесс формулирования стратегии изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия включает оценку существующей (будущей) потребности в компетентности персонала, выявление и оценку сложившегося уровня компетентности персонала, установление разрыва в уровнях компетентности — потребной и существующей, построение и реализацию плана устранения указанного разрыва.
5. Проектирование, организация и реализация деятельности, обеспечивающей профессиональное развитие, предполагает ясное понимание целей и результатов этого процесса работниками предприятия, высокий уровень их мотивации, использование растущего кадрового потенциала для повышения уровня професси-ональной компетентности персонала предприятия. Если вновь приобретенные профессиональные качества не используются работниками предприятия на практике, они могут быть быстро утеряны.
6. Кадровый аудит — это диагностика соответствия персонала организации ее целям и ценностям.
7. Недирективные формы сокращения персонала связаны с доведением до индивидуального сознания каждого сотрудника необходимости изменить свое поведение, место в структуре, задуматься о необходимости оставаться именно в этой организации. Основной инструмент недирективного сокращения — эмоционально-ценностные мотивы при формировании решения об увольнении, и, в конечном итоге, принятие каждым решения или преодоление негативного отношения к решению руководства о возможностях ухода из организации.
8. Объективной основой зарождения и развития конфликта является наличие противоречия, столкновения позиций, за которыми стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Несоответствие интересов трансформируются в причины и мотивы действий субъектов. Как правило, в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления. Важность затрагиваемых в конфликте проблем приводит к тому, что все связанное с конфликтной ситуацией приобретает для ее участников эмоциональную окраску, активно ими переживается. Именно эта эмоциональная сторона конфликта и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из возникшей ситуации.
Вопросы и задания
1. Как понимается кризис в организации с позиции сторонника технократического подхода?
2. Какие типы кадровых политик могут быть осуществлены в условиях кризисного предприятия?
3. Охарактеризуйте основные принципы управления персоналом кризисного предприятия.
4. Какие методы могут применяться для преодоления сопротивления изменениям со стороны персонала?
5. В чем состоит стратегия изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия?
6. Перечислите основные направления деятельности по кадровому аудиту.
7. За счет чего недирективные методы позволяют получить экономический и психологический эффект от сокращения персонала?
8. Что понимается под инновационным конфликтом? Какие этапы социального изменения, приводящего к нововведению, вы могли бы назвать?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1