Внутрифирменное предпринимательство
В развитой рыночной экономике в последнее время наблюдается становление внутрифирменного предпринимательства, сущность которого заключается в организации в крупнейших компаниях малых внедренческих предприятий для апробации изобретений, полезных моделей и т.д.
Как показывает опыт, внутрифирменное предпринимательство может развиваться, если творческие работники фирмы (отдельные подразделения) «обеспечиваются» со стороны руководства фирмы следующими условиями, позволяющими всесторонне проявить свой инновационный характер деятельности:
во-первых, свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта;
во-вторых, самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда;
в-третьих, возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта;
в-четвертых, распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта;
в-пятых, принятие на себя части риска при осуществлении проекта.
Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрапренер) должен быть нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. Руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения - венчурные группы, отделы нововведений и др. Первое слагаемое создаваемой сети - формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.
Как показывает зарубежная практика, это могут быть обще-корпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов. Но чтобы использовать эти фонды и источники финансовых средств, внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом для организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда и внутреннего хозрасчета.
Интерес представляет механизм создания системы малых предприятий как основы реорганизации японской компании «Омрон» с целью создания сети отдельных фирм, ориентированных на главные рынки компании. Ее руководство ставило главной целью стимулирование духа предпринимательства в создаваемых компаниях, действующих в рамках большой компании. Так, в рамках одного из крупнейших подразделений компании «Омрон», сделки которого составляли около 70% всех продаж компании, было создано 11 малых внутренних фирм; в целом внутри компании «Омрон» было создано 20 малых фирм - 20 компаний риска в рамках единой большой компании. Они были названы подразделениями стратегического бизнеса и наделены правом осуществлять любую деятельность - от исследовательских работ и изобретательства до выпуска продукции на внутренний рынок, а в отдельных случаях - на внешний рынок. Низовым предприятиям предоставлено право в меру своих способностей заниматься краткосрочным планированием, усовершенствованием уже созданных товаров и разработкой новых. Руководитель внутреннего (низового) предприятия стал нести ответственность не только за прибыль и убытки, но и за общий объем продаж, следить за поступлением наличных платежей, за всеми нюансами бухгалтерского баланса. На руководителя низового подразделения возлагаются обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании «средней руки», поэтому низовым подразделениям не оставалось ничего другого, как стать предприятиями риска. В практику деятельности внедрились принципы «Реагировать немедленно!» и «Действовать молниеносно!».
Развитие внутрифирменного предпринимательства, введение трех главных линий менеджмента (изучать запросы покупателя, по достоинству оценивать каждого работника, поощрять дух соревновательности) позволили компании добиваться устойчивых успехов.
Тема 7
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
7.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами Малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации как по федеральному закону, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
7.2. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве
В Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
• район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указанные границы;
• они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских
и дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых организаций;
• среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть:
в промышленности и строительстве - 100 человек и меньше;
в других отраслях сферы материального производства - 100 человек и меньше;
в отраслях непроизводственной сферы - 60 человек и меньше.
Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако не включение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для не предоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.
Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:
• регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
• принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными
актами Москвы;
• хранения и актуализации информации о субъектах реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
• решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства в Москве;
• проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
• сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.
Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные Необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям. Держателем реестра является Департамент поддержки и Развития малого предпринимательства правительства г. Москвы. Ведение реестра осуществляется в соответствии с «Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы», утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г № 367-РМ.