Порядок создания нового предприятия
Организация нового предприятия. Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов, последовательность которых приведена на рис. 5.1. На начальном этапе определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы.
Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.
Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:
• заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;
• устав предприятия;
• решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
• договор учредителей о создании и деятельности предприятия;
• свидетельство об уплате государственной пошлины.
По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр. Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.
Если предприятие создается как акционерное общество (АО), то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, число и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конференции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее чем через год после регистрации акционерного общества.
Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу, в частности, входит:
• создание акционерного общества;
• утверждение устава АО;
• размер уставного фонда после завершения подписки на акции;
• выборы руководящих органов АО.
После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества, и оно может начинать функционировать.
Отечественный экономист А.П. Потемкин в своем «Открытом письме» сравнивает процедуру государственной регистрации создания предприятия в России с подобной процедурой в Германии1. По его подсчетам, чтобы официально получить все разрешительные документы, позволяющие начать бизнес в России, предприятию необходимо потратить 1346 дней. Он называет все бюрократические организации, которые следует обойти предпринимателю, и указывает предельные сроки преодоления каждой из них. Между тем создание предприятия в Германии требует лишь трех процедур: 1) заверения уставных документов у нотариуса (занимает один час); 2) открытия счета предприятия в банке (20 минут); 3) регистрации автотранспорта фирмы (40 минут). Итого вся процедура укладывается в два часа. При этом после первых двух процедур предприниматель, не дожидаясь регистрации своего вновь созданного предприятия в Торгово-промышленной палате ФРГ, может заниматься любым бизнесом: производством, торговлей, сервисом - всеми видами деятельности, которые не противоречат законам Германии.
Автор утверждает, что подобная процедура характерна для всех стран Европейского сообщества. Он считает, что своему процветанию ФРГ в значительной степени обязана простой разрешительной процедуре создания новых предприятий.
Разновидности предприятий за рубежом.За рубежом сложились определенные типы предприятий. Представляют интерес шесть возможностей собственного будущего предприятия, рекомендуемых известным экономистом Г. Берлом: инкубаторы; надомный бизнес; блошиные рынки; предприятия, выполняющие заказы почтой; передвижные предприятия, или предприятия временного характера; продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товаров.
Все названные типы бизнеса имеют общие черты: индивидуальный характер деятельности и очень низкие либо очень гибкие требования к первоначальному капиталу. Предполагается, что такие предприятия весьма подвижны и переменчивы. Различаются они рядом особенностей.
Широкое развитие в мире получили так называемые бизнес-инкубаторы - небольшие организации, призванные обеспечить физическое пространство и необходимые условия для создания и функционирования новых, как правило, малых предприятий. Бизнес-инкубаторы предоставляют таким предприятиям различные помещения, оборудование, технические средства и услуги в области ведения бизнеса по доступным ценам. Это существенно облегчает начальную стадию развития нового предприятия, способствует уменьшению затрат и издержек, снижает вероятность неудачи такого предприятия. В настоящее время в мире действует около 1000 бизнес-инкубаторов, главным образом в США и в Европе. В России система бизнес-инкубаторов не получила еще должного развития, хотя зачатки таких подходов имеются.
Преимущество системы бизнес-инкубаторов состоит в том, что они создают необходимую микросреду для поддержки малого бизнеса на ранних его стадиях. При относительно небольших финансовых затратах хорошо организованный бизнес-инкубатор способен помочь в создании 50-70 новых фирм. Как правило, он носит характер партнерства между правительством и частным сектором на основе взаимной выгоды.
Надомный бизнес должен быть «тихим», не нарушающим правил общежития в данном районе. Эта деятельность не обязательно ограничена домом. Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например, настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д. При надомном бизнесе могут понадобиться домашний телефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер, пишущая машинка.
Блошиные рынки широко распространены ныне в России, хотя называть их так пока не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы. Во всем мире такие рынки очень популярны. Здесь можно изучить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для перепродажи и т.п., и все это - при минимальных затратах.
Больших специальных знаний, опыта, усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес «услуги-почтой». Для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов может быть очень небольшим, и для того чтобы выжить и получить прибыль, нужно делать большую наценку на товар.
В последние годы в России получили широкое распространение передвижные, или временные, торговые точки, где продаются одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства и др. Здесь же предлагаются горячие сосиски, пироги и т.п. Как правило, эти сооружения или место для торговли арендуются на незначительный или неопределенный срок. Оснащение таких торговых точек минимальное, складские помещения не требуются. Поэтому следует выбирать товар, который имеет быструю оборачиваемость и не является конкурентным по отношению к товарам окружающих вас постоянных продавцов на данном рынке.
Наконец, торговля на вечеринках и по образцам по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности требует относительно меньше хлопот и затрат. Однако предпринимателю надо иметь возможность попадать на различные приемы и домашние вечеринки.
Все рассмотренные типы бизнеса на первый взгляд кажутся очень простыми. Вместе с тем только глубокое изучение каждого из них, отдельные исследования, наблюдения позволят сделать правильный выбор при организации нового собственного дела.
Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
• политические - стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
• социально-экономические - состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная кон
куренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы;
• правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.
Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирают форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
4.2. Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана
Технико-экономическое обоснование.При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО) предприятия. В состав ТЭО рекомендуется включить следующие позиции.
1. Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, планируемые к производству.
2. Производственные показатели:
2.1.Наличие конструкторской, технологической и другой требуемой документации.
2.2.Производственная программа.
2.3.Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструмента, других элементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов.
2.4.Наличие производственных мощностей или пррект их создания.
2.5.Имеющееся в наличии оборудование и другие элементы основных производственных фондов.
2.6.Рентабельность отдельных видов продукции или услуг.
2.7.Амортизационные отчисления.
3. Финансовые показатели:
3.1.Намечаемая выручка от реализации продукции или оказания услуг.
3.2.Размер материальных и других приравненных к ним затрат.
3.3.Предполагаемые отчисления в бюджет.
3.4.Чистая прибыль.
3.5.Фонд оплаты труда.
3.6.Размер создаваемых прочих фондов.
4. Социальные показатели:
4.1.Предполагаемая численность работников.
4.2.Ожидаемый размер оплаты труда.
4.3.Средняя реализация на одного работающего.
4.4.Возможность использования труда инвалидов и пенсионеров.
Бизнес-план.Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы. По нашему мнению, наиболее предпочтительным можно считать бизнес-план, включающий семь разделов (рис. 5.2.).
Рис. 5.2. Предпринимательский бизнес-план
Раздел 1. «Цели и задачи предпринимательской сделки». Это центральный раздел бизнес-плана.
Главная цель предпринимательского бизнеса - получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с ожидаемой суммой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение абсолютного прироста денег.
При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта нужно также учесть, что сумма получаемой прибыли Должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в Сберегательный банк (иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке).
Наряду с главной целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: социальные, повышение статуса предпринимателя, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность.
Раздел 2. «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана». Это сводный раздел, представляющий собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.
Показатели обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность); специальные показатели (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата).
Раздел 3. «Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю». Здесь должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики (описания, модели, фотографии и т.д.); сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять (прогноз платежеспособного спроса на товар); данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно исходя из анализа и прогноза станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности.
Раздел 4. «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж». Этот раздел непосредственно продолжает изучение потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой - на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Разные ситуации возникают в зависимости от размеров и сроков проектов. В случае кратковременных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволит сделать вывод об объемах продаж. При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация: изменения спроса на предпринимательский товар, его продажи, потребление будут определяться при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке разд. 4 необходимо также учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Раздел 5. «План (программа) действий и организационные меры». Его содержание во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая). Программа предпринимательских действий обычно включает: а) маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); б) осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.
Организационные меры составляют неотъемлемую часть программы действий и включают: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.
Раздел 6. «Ресурсное обеспечение сделки». Раздел содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.
Ресурсное обеспечение охватывает ресурсы: материальные (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.); трудовые; финансовые (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, ценные бумаги); информационные (статистическая, научно-техническая информация).
Раздел?. «Эффективность сделки». Завершающий раздел бизнес-плана. В нем приводится сводная характеристика эффективности предпринимательской сделки. В числе сводных показателей эффективности основными служат показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.
Международная практика обоснования проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе:
• чистая текущая стоимость;
• рентабельность;
• внутренний коэффициент эффективности;
• период возврата капитальных вложений;
• максимальный денежный отток;
• норма безубыточности.
Показатель чистая текущая стоимость (называемая нередко в отечественных источниках интегральным экономическим эффектом) представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).
Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или как отношение прибыли к акционерному капиталу Для каждого года реализации предпринимательского проекта рентабельность рассчитывается и как среднегодовая величина, при этом учитывается и налогообложение.
Внутренний коэффициент эффективности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным,
если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.
Показатель период возврата капитальных вложений широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. Он представляет собой число лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Остается дискуссионным вопрос о том, как следует его рассчитывать: с дисконтированием или без него.
Максимальный денежный отток - наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.
Норма безубыточности - минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», т.е. когда доход от продаж равен издержкам производства. Определяется по формуле
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов в западных банках. В этом случае бизнес-план включает, как правило, следующие разделы.
1. Введение и общая информация. В разделе указывается юридическая форма, даются краткое описание деятельности, истории предприятия, недавних и текущих важных событий.
2. Оценка вклада. Показываются отдельные важные характеристики деятельности предприятия (позиции на рынке, репутация, система продаж и др.)
3. Описание продукции и рынка сбыта.
4. Исследования и разработки. Отражаются основные направления исследований, включая важнейшие программы и инициативы.
5. Производство и производственные мощности. Описывается состояние производства и производственных мощностей предприятия.
6. Персонал и трудовые отношения.
7. Организация и управление. Помимо общих организационных схем приводятся краткие биографические данные высших должностных лиц и других руководящих сотрудников.
8. Юридические материалы. Кратко описываются наиболее значимые прошлые и настоящие судебные и арбитражные дела в связи
с производственной деятельностью.
9. Финансовая информация. Рассматриваются финансовые отчеты за последние пять лет и приводится пятилетний прогноз финансового состояния.
10.Ликвидность. Приводятся результаты анализа задолженности, состояния оборотных средств, описание статей налогообложения компании, ее долгов.
11.Договоры. Дается описание всех договоров или соглашений, в которых участвует предприятие.
12.Другие вопросы бухгалтерского учета. Кратко характеризуется незарегистрированное имущество (квартиры, гостиницы, больницы, профилактории и др.).
Еще более краткая схема бизнес-плана предлагается Г. Берлом1. Она включает следующие разделы.
1. Цель заявки, включая необходимую сумму средств, способы погашения займа и его обеспечение2.
2. Личные средства. Здесь важно показать собственный вклад основателя дела, его партнеров, членов его семьи.
3. Описание бизнеса. Приводятся количественные показатели, указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, адрес, число занятых. Здесь надо показать товары или услуги, которые будут производиться или выполняться, изложить краткую историю предприятия, перспективы развития, представить зону маркетинга, конкуренцию потребителей и поставщиков фирмы.
4. Управление. Этот раздел включает сведения об образовании и предыдущем опыте каждого из владельцев, а также тех, кто непосредственно будет управлять предприятием.
5. Финансовые прогнозы и показатели предприятия. Если это новое предприятие, то необходимо показать собственный капитал владельца, составить плановый баланс, привести прогнозные оценки. При этом следует зарезервировать определенные средства на неожиданные взлеты и падения. Если это действующее предприятие, то потребуется представить балансовые отчеты о прибылях и убытках за последние два-три года, а также данные о его сегодняшнем состоянии.
Указанные пять разделов предусматривают составление 11 вспомогательных форм:
Форма 1. Цель и обоснование заявления на предоставление займа.
Форма 2. Личная финансовая декларация.
Форма 3. Подробное описание предприятия.
Форма 4. Анализ рынка.
Форма 5. Конкуренты.
Форма 6. Размещение предприятия.
Форма 7. Работники предприятия.
Форма 8. Управление.
Форма 9. Финансовая информация для создаваемого или расширяющегося предприятия.
Форма 10. Финансовая информация при покупке действующего предприятия.
Форма 11. Краткое резюме для руководителя.
Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес-плана. Его внешний вид, качество бумаги, печати, папки, крепления листов могут произвести на читающего документы определенное впечатление. Безукоризненно написанный, напечатанный без ошибок документ должен демонстрировать уверенность в успехе и вызывать доверие.
Г.Берл приводит характеристику образцового бизнес-плана, которую одобрил предпринимательский форум - мозговой трест деловых руководителей девяти районов различных штатов США1:
• объем - не более 40 страниц;
• спиральное крепление;
• на обложке - название компании;
• на титульном листе - название компании, адрес и номер копии;
• план начинается кратким резюме на двух страницах, рассказывающим о сегодняшних операциях компании и о ее планах;
• имеется оглавление;
• в тексте приведены подробные сведения о ведущих работниках и инвесторах;
• приводятся отзывы консультантов по бухгалтерскому учету и юрисконсульта, в особенности подтверждающие прогнозы развития.
У бизнес-плана, признанного образцовым, была еще одна особенность: каждая страница запечатана только с правой стороны. Левая сторона оставалась пустой, за исключением небольшого параграфа, в котором в коротких, четких предложениях перечислялись особенности содержания текста, помещенного в правой части страницы. Прочитав текст на левой стороне, интересующийся мог за короткое время получить полное представление о содержании всего бизнес-плана. При желании он мог вернуться назад и прочитать весь текст, помещенный на страницах справа.
Особое внимание при разработке бизнес-плана следует обращать на краткое резюме, т.е. сжатое изложение всего, что содержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованное лицо или банковский работник читать остальные разделы бизнес-плана. Резюме должно быть кратким, охватывать все разделы бизнес-плана и содержать следующую информацию:
• название предприятия, его юридический адрес;
• лицо для контакта, его телефон;
• тип бизнеса;
• цель бизнеса;
• необходимый (требуемый) заем;
• цель займа;
• имеющиеся активы;
• продукт - рынок (краткая характеристика продукта, реальныевозможности для его реализации);
• управление (краткая характеристика основного владельца и его
• помощников);
• финансовые планы;
• цели роста объема продаж и прибыли.