Выбор предпринимательской идеи
Выбор идеи связан, как правило, с желанием предпринимателя поставлять на рынок новые или усовершенствованные товары, работы, услуги, обновить производство, повысить доходность либо с опасением пропустить эффективную идею, которую могут воплотить конкуренты. Такие идеи возникают при появлении новых научных открытий и используются предпринимателями, осуществляющими рисковую форму деятельности. Их воплощение позволяет поставлять на рынок новые товары, услуги.
При выборе идеи предприниматель в основном может идти двумя противоположными путями: либо сопоставляя свои возможности с потребностями рынка, либо сопоставляя потребности рынка со своими возможностями.
Чтобы сделать идею реальной и прибыльной, М. Смолл предлагает такие действия:
1) записать возникшую идею (если это новое изделие – сделать зарисовку, если новый процесс - описать его), что позволит уточнить, упорядочить ее;
2) сделать макет или модель. Это даст возможность уточнить
идею;
3) определить ценность идеи;
4) установить, можно ли получить патент на эту идею, если подобных идей нет;
5) если есть собственное дело, решить, можно ли самостоятельно взяться за реализацию идеи;
6) если нет собственного дела, необходимо продумать, можно ли реализовать идею вместе со своим работодателем, застраховав себя от возможных неприятностей соответствующим юридическим документом;
7) совершенствовать идею, при этом не оставляя основной работы;
8) рассмотреть возможности и условия передачи идеи компании, специализирующейся в этой области;
9) продумать возможности организации новой компании, чтобы реализовать идею;
10) не бросать идею до тех пор, пока не появится уверенность, что в ее реализации использованы все моменты.
Общая схема возникновения и реализации идеи представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Алгоритм возникновения и реализации идеи
I. Для зарождения и формирования идей особое значение имеет информация:
- о ситуации на рынке и в отрасли, представляющей интерес для деятельности предпринимателя, в первую очередь выявление товарного дефицита и прибыльности его устранения;
- о достижениях науки и техники в предполагаемой области деятельности, позволяющих производить новые товары, услуги или совершенствовать технологию и организацию производства выпускаемой продукции;
- о не выявленных еще рыночных потребностях и возможности
их удовлетворения;
- о новых сферах применения продукции, услуг;
- о географическом или структурном «разрыве» в системе общественного производства.
Источниками такой информации, а, следовательно, и идей служат:
- потребители (анкетирование потребителей);
- торговые работники, сбытовики товара, дилеры;
- консультанты по производству, дизайну, маркетингу, рекламе, управлению;
- информационные фирмы;
- конкуренты;
- печатные информационные издания (журналы, рекламные и реферативные сборники);
- работники организации, составляющие информационные обзоры, осуществляющие реферирование печатных изданий, занимающиеся исследовательской деятельностью.
Анализ ситуации на рынке и в отрасли призван определить, имеется ли дефицит на продукцию, работы, услуги
Анализ достижений науки и техники требует значительных затрат и предполагает поиск форм совмещения имеющихся достижений и возможностей предпринимателя. При этом внимание уделяется не только товару, но и возможности совершенствования технологического процесса, организации и управления производством товара.
Анализ не выявленных еще потребностей представляет собой большой интерес для генерирования идей. Как известно, удовлетворенные потребности рождают новые, которые потребители могут еще не осознавать. Однако реализация таких потребностей, хотя и перспективна, очень рискованна.
Анализ географических или структурных «разрывов» в системе общественного производства заставляет глубоко вникнуть в процесс производства товара, в схему его продвижения от производителя к потребителю, определить формы его предложения потребителю в целях выявления неэффективных технологий, маршрутов продвижения, излишних посредников, чрезмерно удаленных поставщиков.
Таким образом, на данном этапе предприниматель должен сформулировать представление, какой именно товар будет производить.
П. Важным этапом выбора идеи является анализ предпринимательского потенциала, т.е. материальных, профессиональных и интеллектуальных возможностей предпринимателя, который позволяет выбрать наиболее приемлемый для него вид деятельности. Предприниматель должен получить ответ на вопрос, имеет ли он возможности воплотить в жизнь свои идеи.
Предпринимательский потенциал определяется возможностями предпринимателя:
- профессиональными;
- физико-психологическими;
- интеллектуальными;
- нравственными;
- материальными;
- финансовыми;
- информационными;
- наличием производственных и офисных помещений.
Для анализа предпринимательского потенциала используют тесты, заранее подготовленные вопросы. На их основе выявляется, каким именно видом деятельности предпочтительнее заниматься бизнесмену с учетом его интеллектуальных, психологических и физических данных при наличии определенных материальных ресурсов.
III.Всякая предпринимательская идея нуждается в экспертной
оценке как на начальном этапе - оценка содержания самой идеи,
так и на этапе ее практического воплощения. На начальном этапе
следует оценить, насколько совместимы содержание идеи и возможности предпринимателя.
На данном этапе предприниматель должен определить: имеются ли у него необходимые материально-технические возможности для организации производства; есть ли специалисты, которые смогут его организовать; возможно ли создать необходимые партнерские отношения для реализации идеи.
Результаты экспертной оценки предпринимательской идеи позволяют сделать вывод: следует продолжать разработку идеи или начать работу над другой.
IV. Отбор идей осуществляется по следующим критериям:
- наличию спроса на товарном рынке на продукцию, услуги, которые позволит предложить потребителю реализация идеи;
- соответствию идеи предпринимательскому потенциалу;
- объему инвестиций, необходимых для реализации идеи, возможности и источникам их получения;
- издержкам производства и эффективности возможной реализации идеи;
- периоду внедрения идеи;
- перспективности идеи;
- экономической безвредности.
Если производственный потенциал предпринимателя достаточен для реализации нескольких идей, в первую очередь следует выбирать ту, которая подкреплена наибольшим спросом и принесет наибольшую прибыль.
Выделяют четыре разновидности спроса:
1) дефицитно-ориентированный спрос (не обеспеченная полностью потребность на товары и услуги определенного наименования и качества);
2) профессионально-ориентированный спрос (спрос на товары и услуги для людей определенных профессий);
3) сегментный спрос (изучение спроса определенных демографических и социальных групп с высокими, средними и низкими доходами, детей, пенсионеров и т.п.);
4) территориальный спрос (спрос жителей определенных районов, регионов на товары и услуги).
Методы изучения спроса разнообразны: выборки и группировки, составление и обработка анкет, психоанализ, математическое моделирование, трендовый метод, метод наблюдений, мегод экспериментов, но наиболее распространен опрос потребителей, продавцов и специалистов.
При изучении запросов потребителей широко применяется метод анкетирования, позволяющий своевременно определить сдвиги в структуре потребительского спроса. Для опроса потребителей разрабатывают специальные анкеты. Опрос проводится выборочно среди определенных групп потребителей, различающихся по уровню доходов, месту проживания и т.п.
При опросе специалистов чаще всего используют экспертные медаоды.
Изучение спроса с помощью анкет проводят разными способами: рассылкой анкет по почте; анкетированием одновременно с реализацией продукции и т.п. К проведению анкетирования могут привлекаться специализированные фирмы.
Широко также применяются трендовый метод и метод наблюдений Трендовый метод предполагает поиск исторических аналогий, что дает возможность разработать модель вероятностных изменений потребительских предпочтений в будущем. Он основывается на изучении развития спроса в прошлом, выявлении тенденции развития и перенесении ее на будущее. Этот способ пригоден в тех случаях, когда потребность является относительно стабильной. Метод наблюдений основан на изучении действий и поведения потребителей чаще всего с использованием телекамер, компьютеров, что позволяет учитывать их приток и отток в определенные периоды времени.
При выборе идеи недостаточно наличия высокого спроса на предполагаемую продукцию и предпринимательского потенциала, необходимо учитывать материально-технические, кадровые, финансовые, экологические аспекты, обеспеченность помещениями.
Сложность технических проблем при реализации идеи (сложность или простота технологических процессов, высокая стоимость или уникальность техники, доступность техники для производства) существенно влияют на выбор идеи, как и стоимость необходимой техники, сложность закупки, особенности обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами. Наиболее привлекательны идеи, для реализации которых используется простая в эксплуатации и ремонте техника, а также доступные по способу получения и цене качественные сырье и материалы.
Для разных предпринимательских идей потребность в помещениях (размеры производственных и офисных площадей, их местонахождение, их качественные характеристики, стоимость) различна. Месторасположение предприятия может оказать существенное влияние на предполагаемую прибыль. При его выборе необходимо учитывать разные факторы: уровень спроса на товар и возможности рынка, близость к потребителю или поставщику, уровень доходов населения, конкуренцию, наличие квалифицированной рабочей силы, инфраструктуру, отраслевую принадлежность предприятия и др.
Выбор идеи во многом определяется финансовыми возможностями предпринимателя: его собственным капиталом и капиталом компаньонов, возможностью получения кредитов и займов. В настоящее время при высоких процентных ставках на кредиты и займы наибольшую вероятность выбора имеют те идеи, которые не требуют крупных инвестиций и быстро окупаются, а также те, которые предприниматель сможет осуществить за счет собственных средств.
Обязательным критерием выбора идеи является эффективность ее реализации. Для определения эффективности проводят расчеты затрат и результатов идеи, сроков окупаемости затрат, размера прибыли. Выбор предпринимательской идеи требует усиления внимания к управлению персоналом. В коллективе следует создавать такой климат, который будет способствовать повышению активности всех работников, творческому подходу к выполнению своих обязанностей, приведет к необходимости постоянно повышать квалификацию, сделает невозможными прогулы, пустую трату рабочего времени.
В оценке предпринимательской идеи существенную роль играют условия труда (шум, вибрация, запыленность, вредные выбросы в процессе производства).
При выборе предпринимательской идеи необходимо оценить ее рискованность и решить, идти на риск или нет, каким образом избежать его или уменьшить. К основным видам риска относятся производственный, коммерческий, инвестиционный, финансовый, рыночный В современных условиях большое влияние оказывает производственный риск, в том числе риск изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции, потери имущества, возникновения непредвиденных затрат. Коммерческий риск может быть вызван невыплатами по отпущенным товарам, повышением цен на мшериалыю-технические ресурсы, повышением издержек обращения. Инвестиционный риск связан со снижением стоимости ценных бумаг; финансовый - чаще всего с неплатежеспособностью потребителя; рыночный - с колебаниями национальной и иностранной валют.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что преимущество имеют те идеи, которые соответствуют следующим условиям:
- имеют спрос на потребительском рынке и перспективы егоpocia;
- соответствуют производственному потенциалу предпринимателя;
- затраты на их реализацию соответствуют возможностям предпринимателя (собственный капитал и капитал компаньонов, предлагаемые кредиты и займы);
- реализация идеи принесет выгоду предпринимателю;
- используемая для реализации идеи техника проста в эксплуатации и оптимальна по стоимости, ее несложно приобрести;
- источники получения материальных ресурсов доступны и стабильны; их качество и стоимость соответствуют требованиям предпринимателя;
- необходимые производственные площади и другие помещения соответствуют потенциальным возможностям предпринимателя;
- реализация идеи не окажет вредного воздействия на окружающую среду и человека;
- риск при реализации идеи сведен к минимуму.
V. После получения требуемой информации предприниматель должен провести анализ (экспертную оценку) выбранных идей. В ходе такой оценки предприниматель должен определить:
- сможет ли он приобрести технику, сырье и материалы, привлечь работников необходимой квалификации;
- каковы необходимые размеры инвестиций и источники их получения;
- какова прибыльность идеи.
Предприниматель должен также учитывать и внешние факторы, в том числе' взаимодействие с государственными органами и законодательством; наличие конкурентов, партнеров, источников силового давления (рэкет, взяточники), имидж фирмы.
VI.На основе имеющейся информации и ее экспертной оценки, убедившись в эффективности или неэффективности идеи, предприниматель принимает определенное решение:
- реализовать идею;
- отказаться от идеи;
- отложить реализацию идеи на определенный срок (например, до возможного момента привлечения необходимых инвестиций).
VII. Схема реализации идеи включает в себя такие этапы:
- разработка технической документации на новую или усовершенствованную продукцию, услуги;
- разработка технологии изготовления продукции, выполнения
работ, оказания услуг;
- выбор форм организации труда и производства;
- выбор системы управления производством;
- четкое определение, какая именно и в каком количестве потребуется техника, где она будет приобретена; какие и где будут приобретены инструменты, оснастка, приспособления;
- определение и расчет необходимых материальных ресурсов и источников их приобретения;
- разработка схемы размещения производственных мощностей,
органов управления и обслуживания; вспомогательных подразделений, в том числе складских, ремонтных и других;
- расчет необходимой численности работников, их профессионального состава; определение условий, на которых они будут привлечены;
- четкое распределение функций по реализации идеи между исполнителями и установление персональной ответственности исполнителей;
- выбор схемы сбыта готовой продукции, в том числе потребителей, условий потребления, персональной ответственности работников за реализацию продукции.
Тема 3