Выбор подходящей идеи (анализ идей)

  • Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме.
  • Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д.
  • Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложности Варианты решения
Споры по расстановки приоритетов и отсеивания нереалистичных идей. Сделать перерыв на 5-7 минут перед началом выбора идеи. Модератор предлагает критерии оценки идеи (бюджет, сроки исполнения, и.т.п.). Расставляет приоритетность критериев и в соответствии с ними отбирает идеи.
На этапе проработки деталей – идея становиться нереалистичной. Проработать слабые места или взять следующую идею.
Возникает дилемма две идеи, не знаем, какую выбрать. Использовать метод ментальных карт при решении дилемм. Сгенерировать 3-ю идею, которая будет иметь сильные стороны первых двух идей.

Вывод: Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

Метод экспертных оценок

Существует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется.

В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Метод экспертных оценок применяетсядля сравнения каких-то параметров объектов (напр., комфортность самолета, сравнение автомобилей и др.), находящихся в одном "классе", одинаковой категории, иотносится к разновидности мозгового штурма.

Нарисуем таблицу:

Параметр Вес А Б В Г Д Е
               
               
               
               
               
Сумма              

Где: А, Б, В, Г, Д - это сравниваемые объекты (автомобили, самолеты, телефоны и т.д.)

Столбец "Параметр" - это, непосредственно, параметры, которые мы будем сравнивать для объектов.

Столбец "Вес" - вес параметра от 0,15 до 0,3 в зависимости от степени важности для нас.

Итак, как работает Метод экспертных оценок:

1. Выбираем объект для экспертной оценки;

2. Выбираем параметры для сравнения;

3. Определяем вес каждого параметра;

4. Задаем сравнительную шкалу;

5. Сравниваем.

Рассмотрим пример метода экспертных оценок:

1. Сравниваем самолеты Боинг, Туполев, аэробус, бомбардир, альбатрос .

2. Выбираем параметры сравнения.

Параметров желательно выбирать не менее 4 и не более 7, т.к. большее количество параметров влечет расфокусировку и отсутствие четкого понимания результата. То же самое и с количеством сравниваемых объектов - от 4 до 7.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Аэробус) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность              
Вместимость              
Расход топлива V              
Комфорт              
Стоимость эксплуатации              
Сумма              


3. Далее распределяем "Вес" между параметрами таким образом, чтобы в сумме он был равен 1. Наиболее приоритетным параметрам мы выделяем большее значение. причем каждый параметр варьируется в диапазоне от 0,015 до 0.3.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Аэробус) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2            
Вместимость 0,15            
Расход топлива V 0,25            
Комфорт 0,15            
Стоимость эксплуатации 0,25            
Сумма              

4. Задаем описательную сравнительную часть для объектов (самолетов):

Объекты сравнения по параметру "Максимальная дальность" сравниваются по 10-тибальной шкале. Максимальное значение 10 баллов присваивается, если (возможные варианты):

а) самолет пролетает без дозаправки более 5 000 км
б) самолет с дозаправкой пролетает более 10 000 км
в) если данный класс самолета имеет максимальную дальность беспосадочного перелета в своем классе.

При уменьшении расстояния перелета по данным параметрам на каждые 500 км снимается 1 балл.

Параметр "Стоимость эксплуатации" (в нашем случае это самый важный параметр, т.к. ему присвоен максимальный вес):

Самолету присваивается 10 баллов, если (возможные варианты):

а) стоимость эксплуатации самолета за квартал не более 100 000 долларов
б) стоимость эксплуатации не превышает 10 % от номинальной стоимости самолета

И так далее по всем параметрам.

В итоге наша таблица выглядит следующим образом:

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Аэробус) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2  
Вместимость 0,15  
Расход топлива V 0,25  
Максимальная скорость 0,15  
Стоимость эксплуатации 0,25  
Сумма              

Далее необходимо наши баллы умножить на вес данного параметра. В последний столбец "Е" ставится максимальное значение получившихся чисел. В строке "Сумма" складываем сумму "весов" параметров для каждого самолета.

Параметр Вес А (Боинг) Б (Туполев) В (Аэробус) Г (Бомбардир) Д (Альбатрос) Е
Магистральная дальность 0,2 9*0,2 = 1,8 6 *0,2 = 1,2 10*0,2 = 2 8*0,2 = 1,6 7*0,2 = 1,4
Вместимость 0,15 7*0,15 = 1,1 10*0,15 = 1,5 10*0,15 = 1,5 6*0,15 = 0,9 8*0,15 = 1,2 1,5
Расход топлива V 0,25 8*0,25 = 2 7*0,25 = 1,75 9*0,25 = 2,25 9*0,25 = 2,25 8*0,25 = 2 2,25
Максимальная скорость 0,15 10*0,15 = 1,5 8*0,15 = 1,2 9*0,15 = 1,35 8*0,15 = 1,2 7*0,15 = 1,1 1,5
Стоимость эксплуатации 0,25 6*0,25 = 1,5 8*0,25 = 2 9*0,25 = 2,25 10*0,25= 2,5 8*0,25 = 2 2,5
Сумма   7,9 7,65 9,35 8,46 7,7  

5. Таким образом, самолет "В" оказался самым эффективным. Далее мы уже анализируем, надо ли нам покупать самолет В, оказавшийся самым эффективным, либо , например, склониться в сторону самолета Г с самыми маленькими эксплуатационными расходами, так как именно этот параметр ключевой.

Метод Дельфи

Метод Дельфи позволяет с помощью нескольких последовательных голосований прийти к наилучшему по данному вопросу решению. При этом голосования анонимные, что "исключает влияние толпы". Метод реализуется следующим образом.

Ставится задача - вопросы на которые нужно ответить. При этом ответ должен выражаться численно.

  1. Отбирается экспертная группа - группа людей (обычно 10 или больше), которые являются специалистами в данной области. Они и будут голосовать.
  2. Проводиться первый тур голосования. При этом эксперты:
    • Выставляют оценку себе (Самооценка). Это численное значение из заранее определённого диапазона, которое показывает на сколько объективным или весомым считает своё мнение эксперт.
    • Даёт численную оценку по вопросу голосования. Оценка может быть как из какого-то диапазона так и без ограничений. Например при оценке качества услуг какой-то фирмы может быть введена шкала баллов от 0 до 10 - это оценка с ограничениями. А в случае, когда голосование прогнозирует, скажем, изменение курса доллара нельзя заранее предвидеть в каком диапазоне будут находится ответы экспертов (в этом случае это даже не имеет смысла).
    • Комментарий. Эксперт должен как можно подробнее обосновать своё мнение, почему он поставил именно эту оценку.
  3. После этого аналитическая группа проводит анализ данных. Вычисляются:
    • Среднегрупповая оценка. Число, равное среднеарифметическому всех самооценок.
    • Простая оценка. Среднеарифметическое всех поставленных оценок.
    • Средневзешенная оценка. Вычиляется как сумма произведений оценки эксперта на его самооценку и делёное это всё на сумму всех самооценок.
    • Медиана. Для вычисления медианы упорядочиваются все оценки по возрастанию и выбираются две средние по номеру (скажем, если оценок всего 12, то берётся 6я и 7я, если 11 то два раза берётся 6я), оценки, высчитывается их среднеарифметическое. Это и будет медиана.
    • Высчитывается доверительный интервал. Для этого считаются так называемые квартили - 1/4 от разницы между максимальной оценкой и минимальной. Нижней границей доверительного интервала будет (минимум + квартиль), верхней (максимум - квартиль).

5. Далее всем экспертам рассылаются результаты. Они изучают их, в частности комментарии других экспертов. Проводится второй тур, в котором эксперт может как остаться при своём мнении, так и поменять его. Свою новую оценку эксперт должен прокомментировать.

6. По новым данным вновь вычисляются все характеристики из пункта 4. пункты 4-6 повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению. Критерием этого может быть, например, длина доверительного интервала - как только он станет меньше, чем заранее заданная величина голосование прекращается.

Рассмотрим на примере.

Задача.

Требуется оценить качество продукции колбасы. При этом просят выставить оценку по 10 балльной шкале. Результаты голосования оказались следующие:

Выбор подходящей идеи (анализ идей) - student2.ru

Вычислим характеристики:

  • Средняя самооценка = (4 + 10 + 7 + 8 + 6 + 4) / 6 = 6.5;
  • Простая оценка = (8+3+5+9+7+8) / 6 = 6.7;
  • Средневзвешенная оценка = (4*8 + 10*3 + 7*5 + 8*9 + 6*7 + 4*8) / (4 + 10 + 7 + 8 + 6 + 4) = 243/39 = 6.23
  • Медиана. Упорядочим по возрастанию оценки (3 5 7 8 8 9). Серединными в этом случае являются 7 и 8. Медиана = (7+8)/2 = 7.5;
  • Доверительный интервал. Кварталь = (9 - 3) / 4 = 1.5. Доверительный интервал [3 + 1.5 , 9 - 1.5] = [4.5 , 7.5]

После этого проводится второй тур голосования (все эксперты ознакомились с результатами). Некоторые изменили своё мнение.

Выбор подходящей идеи (анализ идей) - student2.ru

По полученным данным не сложно провести расчёты

Пример 2

Духовная сфера

С помощью опроса по методу Дельфи сотрудники Нижегородского государственного художественного музея могут приблизительно узнать, насколько интересна будет нижегородцам предстоящая выставка литографий Сальвадора Дали из частной итальянской коллекции, какие группы населения она привлечет.

Пример 3

Экономическая сфера

На Сормовском хлебозаводе решено производить новый диетический хлеб. Метод Дельфи поможет определить, насколько велик будет спрос на этот товар и какой доход он принесет.

Пример 4

Социальная сфера

Минздравсоцразвитию необходимо составить список бесплатных лекарств для обеспечения ими населения. Анализ по методу Дельфи поможет узнать в каких лекарствах нуждается большинство людей, какие наиболее эффективны и т.д.

Заключение

Метод Дельфи - это систематический способ обобщения оценок экспертов.

Метод Дельфи - это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

Опрос проводится с помощью специальных анкет, исключая личные контакты экспертов и коллективные обсуждения, т.е. анонимно. Полученные ответы сопоставляются специальными работниками, и обобщенные результаты снова направляются членам группы. На основе такой информации члены группы, по-прежнему сохраняя анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз (так называемая многотуровая процедура опроса). После того как начинает появляться совпадение мнений, результаты используются в качестве прогноза.

Среди достоинств метода Дельфи можно выделить следующие: этот метод способствует выработке независимости мышления членов группы и обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

В тоже время, проведение опроса по методу Дельфи требует достаточно много времени и организационных усилий, а также наблюдается некоторая субъективность оценок.

Наши рекомендации