Международные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере сксит.
Государствами туризм планируется на комплексной основе с учетом национального законодательства, занятости населения, развития транспорта, сельского хозяйства, связи и др. Государства принимают эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение г., для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса, а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упростить туристские формальности и обеспечить безопасность.
Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, медицинской науки и здравоохранения и т. д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, например, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилией и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980 г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в формировании туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией. Также ст. 7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма (по пять мест с каждой стороны).
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.
Можно выделить следующие многосторонние международные договора: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года;Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.)) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года;Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года.
Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действуют межправительственные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.
Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций. Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций:
Во-первых, бурный рост туризма, сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое туризмом на международные отношения.
Во-вторых, развитие международного туризма государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по туризму обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий. Итак, в настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций. (В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида: всемирные организации (ООН, ВТО); региональные организации). ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий.
Одной из эффективных форм координации деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по: упрощению туристских формальностей; правовому регулированию положения иностранных туристов; обеспечению безопасности туристов и их имущества; техническому сотрудничеству в о бласти международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.
В рамках ООН действует ряд региональных комиссий, связанных с международным туризмом: Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК); Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО). Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970г. 8 и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО. Присоединение других государств к ВТО осуществляется после подписания странами устава ВТО. Основной целью ВТО, как это следует из ст.3 Устава, является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.
Особо отметить стоит то, что комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этического кодекса туризма, данный кодекс туризма существует до сих пор. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 года. Помимо международных договоров, на основе которых происходит регулирование туризма и туристских услуг, на протяжении многих лет проводятся международные конвенции. Итак, в 1970 г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов – договоров с организатором путешествии и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия. Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981 г.Этой Конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования. Международная конвенция 1973 г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото).В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.
Таким образом, международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций. Сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую. Это способствует ускоренному и успешному развитию туризма не только регионального, но и международного в том числе.