Трусливый и ленивый в дружбе живут.
Дерево дорого плодами, а человек — делами.
Землю красит солнце, а человека — труд.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Подбери 5 слов, содержащих звуки Р и Л.
(Задание выполняется парами. Второй ученик контролирует первого; затем они меняются ролями.)
Составь с двумя из подобранных слов предложения. Запиши их.
«Контролёр» оценивает правильность выполнения задания (по возможности в виде развёрнутого учебного высказывания).
Звуки Ч-Т’
1. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Как ты думаешь, что нужно сделать?
Составь из слогов трёхсложные слова и чётко их произнеси.
Проанализируй составленные слова и запиши их в 3 столбика. Подумай, как ты распределишь при этом слова.
Запиши, выделяя ударный слог.
* Прутики, ветерок, картина, качели, волчонок, чучело, местечко, челюсти, выручить.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Составь и запиши предложения со словами, содержащими оба звука.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Прочитай «про себя»:
Что в этих словосочетаниях показалось тебе необычным?
Что нужно сделать, чтобы они стали правильными?
Составь словосочетания, подбирая слова по смыслу. Запиши их.
Проанализируй составленные словосочетания по звуковому составу.
(Коллективная проверка правильности выполнения задания.)
3. Прочитай «про себя»:
* Сверчок, телефон, метель, умножить.
Проанализируй подобранные слова.
Сколько в каждом предложении слов с изучаемыми звуками?
Назови их. Определи изучаемый звук и его место в слове.
4.
а) Запиши туками слона: точка, читать, учитель.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Предложи такое же задание своему товарищу. (Проверка проводится в паре,)
б) Запиши буквами звуковой состав слов: [умыт'], [ч'ашка], [учит'].
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Предложи такое же задание своему товарищу. (Проверка проводится в паре.)
Звуки Щ-С’
1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря 5 слов со звуком Щ и 5 — со звуком С’ Выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания в виде развёрнутого учебного высказывания.)
2. Подбери слова, начинающиеся с изучаемых звуков и оканчивающиеся на них, и впиши их в соответствующие квадраты.
щ | щ | с' | с' | |||||||||||||
щ | щ | с' | с' | |||||||||||||
щ | щ | с' | с' |
(Задание выполняют 2 ученика, один из которых выступает в роли «контролёра».)
3.
а) Чётко прочитай слова:
Измени слова так, чтобы они обозначали действие предмета и отвечали на вопрос что делает? Проанализируй вновь образованные слова.
б) Чётко прочитай слова:
Измени слова так, чтобы они обозначали профессию. Проанализируй вновь образованные слова.
Составь 5 предложений с любыми из образованных слов так, чтобы в них были слова с изучаемыми звуками Щ—С.
Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки, разным цветом.
4. Чётко и внимательно прочитай словосочетания, выделив голосом ударный слог:
письмо карася | сеять щенка |
лещи на осинах | щавель семена |
чищу товарищу | щеглы для щей |
несет в сетях |
Правильно ли составлены словосочетания? Исправь ошибки. Чем похожи слова в словосочетаниях? Сколько слов со звуком Щ; со звуком С?
Проанализируй по звуковому составу каждое слово в словосочетаниях.
Запиши составленные тобой словосочетания. Выдели ударный слог. Сравни слова в словосочетаниях по звуковому составу.
5. Чётко прочитай слова и проанализируй их:
носильщик, вещи; посёлок, освещать; гуси, щипать; |
восемь, лещи; карась, щука, сети. |
Составь с данными словами предложения. Запиши их. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами.
Звуки Ч-Щ
1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря слова, содержащие оба изучаемых звука: 5 слов, начинающихся со звука Ч; 3 слова, начинающихся со звука Щ. Выдели ударный слог. Докажи правильность выполнения задания.
Составь 2 предложения с любыми словами, содержащими изучаемые звуки. Запиши их. Подчеркни разными цветами буквы, обозначающие изучаемые звуки.
2. Внимательно послушай предложения и запомни слова с изучаемыми звуками
(Логопед читает по одному предложению.)
Назови слова, которые ты запомнил. Проанализируй их.
3. Чётко прочитай слова:
Скажи, есть ли в словах изучаемые звуки?
Измени слова так, чтобы в них появились оба изучаемых звука. Проанализируй вновь образованные слова и запиши их. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами.
Составь устно с любыми двумя словами 2 предложения.
4. Закончи предложения. Анализируй слова, которые ты добавляешь. Определи место изучаемых звуков в них.
5.Внимательно прочитай:
Подумай, какие буквы надо вставить. Выдели ударный слог. Обоснуй свой выбор.
Что ещё нужно сделать? Запиши исправленные словосочетания. Сколько словосочетаний, слова которых содержат оба изучаемых звука? Прочитай их и устно составь с ними предложения.
6. Зашифруй предложения: вместо слова со звуком Щ нарисуй квадратик (П), вместо слова со звуком Ч — кружок (О). Если в слове нет изучаемых звуков - ставь черточку (—).
Расшифруй предложения, доказывая, что ты правильно их зашифровал.
Звуки Ц-С
1. Чётко прочитай в орфографическом словаре 10 слов с буквами С и Ц. Запиши их по памяти. Обведи разными цветами буквы, обозначающие изучаемые звуки.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2. Рассмотри внимательно слоги:
ца — са |
цо — со |
цы — сы |
Чем они отличаются и чем похожи? Прочитай их построчно: слева — направо, справа — налево.
К слогам справа подбери по 3 слова так, чтобы они начинались с данных слогов; к слогам слева — по 3 слова так, чтобы они заканчивались данными слогами. Обоснуй правильность выполнения задания, анализируя подобранные слова.
3. Разгадай кроссворд.
гга. |
По вертикали: 1, Посуда для салата |
По горизонтали:
I. Одна из первых птиц, прилетающих
косной с юга.
2. Посуда для сахара.
3. Небесное светило, дающее тепло.
4. Тарелка для сухарей.
5. Самый главный город государем ми (страны).
6. Вредитель садов и огородов.
7. Инструмент для вязания.
8. Место выступления артистов.
9. Очень красивая женщина.
Назови слова, в которых: звуки (буквы) С-Ц находятся между гласными; звук С - перед согласными. Проанализируй по звуковому составу слово под № 1.
4. Чётко и внимательно прочитайслова:
лиса — ... | спутник — ... |
сестра — ... | сверстник — ... |
Какой звук в них одинаковый?
Измени слова так, чтобы в них появился звук Ц.
Проанализируй вновь образованные слова. Составь с ними предложения. Запиши их.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
5. Прочитай слова, выделяя ударный слог, и проанализируй их:
Составь с данными словами словосочетания, подбирая слова с другим изучаемым звуком. Запомни их. Подчеркни буквы, обозначающие изучаемые звуки, разными цветами.
5. Запиши предложения под диктовку:
Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.
Орёл — царь-птица, а сокола боится.
На шесте — дворец. Во дворце — певец. А зовут его скворец.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.)
Звуки ц-т
1. Прослушай внимательно загадки:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Бабочка)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
Назови слова, в которых содержатся изучаемые звуки. Проанализируй их.
Назови слова-отгадки и скажи, в каком из них есть изучаемый звук.
Послушай загадки ещё раз и выпиши из них слова в 3 столбика по наличию изучаемых звуков: в первый — слова со звуком Т; во второй — со звуком Ц; в третий — со звуками Ц—Т.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
2.
а) Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
рецепты, теплица, концерты, птичница, |
телятница, птицы, медвежата; |
огурцы, телята, сцена, доктор, ветка, |
цыплята, цирк. |
Какой признак объединяет эти слова? Проанализируй слова, содержащие оба изучаемых звука.
Составь словосочетания из слов 1-й и 2-й строчки, подбирая их по смыслу. Запиши их. Выдели ударный слог. Сравни слова в словосочетаниях по звуковому составу.
б) Составь 2—3 предложения с любыми словосочетаниями. Запиши их. Найди в предложениях слова с изучаемыми звуками. Подчеркни буквы, обозначающие изучаемые звуки, разными цветами.
3. Запиши под диктовку пословицы:
Не куёт железа молот — куёт кузнец.
Рукавицы за поясом, а он их ищет.
Птица не сеет, не жнёт, а сыто живёт.
И пастух овцу бьёт, что не туда идёт.
Пустая мельница без ветру мелет.
Худо, когда волк в пастухах живёт, лиса — в птичницах, а свинья — в огородницах.
Найди в предложениях слова с изучаемыми звуками. Проанализируй их, показывая правильность своего выбора.
Звуки Ч-Ц
1. В течение 5 минут выпиши из орфографического словаря 10 слов, содержащих изучаемые звуки.
Проанализируй выписанные слова по звуковому составу. Выдели ударный слог. Уточни значение незнакомых тебе слов.
С любыми тремя выписанными словами составь 3 предложения гак, чтобы в них были еще 1—2 слова с изучаемыми звуками. Проанализируй подобранные тобой слова.
Предложи такое же задание своему товарищу.
2. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Чем похожи слова?
Измени слова так, чтобы вместо звука Ц появился звук Ч.
Сравни по звуковому составу данные слова с вновь образованными. Составь с вновь образованными словами словосочетания.
3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Чем похожи эти слова?
Измени слова так, чтобы в них, кроме звука Ч, появился звук Ц. Сравни по звуковому составу данные слова с вновь образованными. Составь схемы 3 любых вновь образованных слов.
Докажи правильность выполнения задания в виде развёрнутого учебного высказывания.
4. Чётко и внимательно прочитай словосочетания, выделяя ударный слог:
разноцветные огурцы | крошечная горчица |
цветочный цветок | чудесное сердце |
колючий горшочек | жгучая пуговица |
тепличные чулки | заячье солнце |
Правильно ли составлены эти словосочетания? Исправь ошибки.
Запиши составленные тобой словосочетания. Выдели ударный слог. Сравни по звуковому составу слова в словосочетаниях. Чем они похожи?
Сколько слов с твёрдым изучаемым звуком? С мягким? С твёрдым и мягким изучаемыми звуками?
Проанализируй слова, содержащие оба изучаемых звука.
5. Прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:
Куро•ка снесла •етыре .... |
• ёрный скворе• поселился в .... |
• апля —- болотная ... . |
Нар•иссы — первые весенние ... . |
В тепли•е выросли зелёные ... . |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания — развёрнутое учебное высказывание.)