Тема 1. Ознакомление с объектом практики
В данном разделе студент представляет материалы о формировании и развитии предприятия (организации), его месте расположения, целях и стратегиях деятельности. Учредительные документы предприятия (организации) и их общая характеристика. Объем услуг и продукции их номенклатура. Общие финансово экономические показатели предприятия. Доля на рынке. Темпы роста за последние 3 года, основные потребители и конкуренты. Уровень конкурентоспособности. Блок-схема производственной структуры предприятия.
Задание 2
1. Собрать информацию об организации, ее организационно-правовой форме, видах деятельности, рынке, где функционирует организация, о продукции и (или) услугах данной организации.
2.Представить миссию, цели, задачи, историю развития предприятия.
3.В рамках данного раздела практики студент должен выяснить и приложить к отчету следующую информацию:
− полное и сокращенное наименование организации;
− дату ее регистрации;
− общие сведения об организации: адрес, сфера деятельности, структура вышестоящий орган управления;
− организационно-правовую форму (государственное, частное, муниципальное, акционерное, малое, совместное предприятие и т.д.);
− размер уставного капитала;
− историю создания (предпосылки и условия, способствовавшие созданию предприятия, факторы, оказавшие влияние на географическое и территориальное расположение организации) и развития (факторы, способствовавшие развитию организации на этапе ее становления и в настоящее время) организации;
− специфику организации, сферу, виды и масштабы деятельности;
− миссию и основные цели организации;
− характеристика отрасли/рынка;
− доля рынка;
− краткая характеристика материально-технической базы;
− анализ основных параметров деятельности предприятия:
№ | Показатели | Годы | Отклонение, (+,-) | Темп изменения, % | ||
Объем деятельности, тыс. руб. | ||||||
Среднесписочная численность работников, чел. | ||||||
Прибыль: | ||||||
- валовая | ||||||
- от продажи | ||||||
- до налогообложения | ||||||
- чистая | ||||||
Рентабельность: | ||||||
- продаж | ||||||
- рассчитанная по чистой прибыли |
Вывод:
технико-экономические показатели
№ | Показатели | Отклонения, % 2015 к 2014 | Отклонения, % 2016 к 2015 | |||
Оборот розничной и/или оптовой торговли или объем производства | ||||||
Общая площадь | ||||||
Торговая и\или производственная площадь | ||||||
Доля торговой и\или производственной площади в общем объеме | ||||||
Численность работников – Всего | ||||||
И др | ||||||
Вывод:
− структура ассортимента
№ | Количество наименований | Стоимость (с учетом количества шт.), тыс. руб |
| ||
В натуральном выражении | В натуральном выражении | ||||
Вывод:
4. приложить документацию: лицензию, устав, договоры и др.
Тема 2. Менеджмент организации и организационная структура предприятия
Блок-схема существующей организационной структуры управления. Общая характеристика структуры управления предприятием (организацией), характеристика ее вида, уровни и звенья управления, субъект и объект управления. Состав административных служб и система их подчинения в общей организации иерархии управления предприятием (организацией). Характеристика функций управления менеджеров различных уровней (высший, средний, низовой). Должностные обязанности функциональных руководителей. Штатное расписание предприятия (организации). Регламентация деятельности руководителей разных уровней управления предприятием (организацией). Делегирование полномочий должностным лицам на более низком уровне управления. Оценка применяемых методов управления. Организация управленческого труда. Использование управленческой техники. Система документооборота.
Описание организационной структуры предприятия: схема, количество отделов и их название, их функции, подчиненность, взаимодействие.
Предложения студента по совершенствованию организационной структуры управления предприятием (организацией) и повышению эффективности ее функционирования.
Задание 3
1. Приложить организационную структуру организации-объекта практики (схема). Изучить организационную структуру управления: структура управления (схема), ее характеристика (линейно- функциональная, штатная, дивизионная и т. Д.).
2. Приложить и проанализировать штатное расписание и его соответствие структуре.
3. Проанализировать функции основных подразделений (положения о подразделениях); структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля. Приложить управленческую структуру организации и дать ее характеристику. Охарактеризовать органы управления организацией.
4. Показать взаимосвязь между подразделениями, дать оценку эффективности существующей структуры управления и возможные направления ее совершенствования.
5. Дать оценку эффективности управленческой деятельности в динамике:
- доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;
- доля численности управленческих работников в общей численности, работающих на предприятии;
- норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.
6. Приложить управленческую структуру организации и дать ее характеристику. Охарактеризовать органы управления организацией.
7. Основные функции управленческого состава организации. Дать характеристику менеджмента организации, показать структуру органов управления их функциональные обязанности. Познакомиться с работой руководителя, менеджеров различного уровня, руководителями подразделений, годовыми и другими видами планов в организации, направлениями их реализации. Показать эффективность этих планов.
8. Познакомиться с административно-хозяйственной деятельностью руководителя: приемом и увольнением, табеля на сотрудника, ведением различной документации.
9. Провести наблюдение за деятельностью руководителя менеджеров подразделений, в течении дня и составить оценку содержания их деятельности (для выполнения задания используется хронометраж, анализ, беседа, наблюдение).
10. Составить циклограмму рабочего дня одного из менеджеров, используя следующую таблицу:
Время | Виды работ | Затраты времени | Комментарии |
Анализ использования рабочего времени осуществляется на основе должностных инструкций. Определите, какой из функций управления в своем рабочем дне, руководитель уделяет больше времени, сделайте выводы об эффективности управленческой деятельности руководителя, ее особенностях, причинах такого распределения рабочего дня и своих обязанностей.
Тема 3 Управление производством
Данный раздел разрабатывается, учитывая специфику организации (производство товаров и/или услуг, торговля).
Содержание раздела. Методы организации основного производства на предприятии (организации) и их эффективность. Структура процесса оказания услуг и производства продукции, основные и вспомогательные производственные процессы. Организация работы в основных производственных подразделениях предприятия (организации). Прогрессивность технологического процесса производства услуг и продукции, качество и состояние применяемого оборудования. Степень механизации и автоматизации процесса производства услуг и продукции. Оперативное управление производством.
Общая оценка уровня качества услуг и продукции предприятия (организации). Состояние организации контроля качества услуг и продукции. Виды, методы и средства технического контроля качества. Наличие и содержание жалоб и рекламаций на качество услуг и продукции предприятия. Характеристика системы управления качеством услуг и продукции на предприятии. Система показателей качества услуг и продукции. Стимулирование качества услуг и продукции на предприятии (организации).
Задание 4
11. В процессе прохождения практики студент должен исследовать:
- производственную структуру предприятия, состав цехов основного и вспомогательного производства, их цели и задачи;
- формы организации производственного процесса на предприятии;
- производственный процесс изготовления (оказания услуг) основных видов продукции;
- основные этапы и стадии изготовления продукции, содержание технологических операций и процессов, формы организации производственных процессов, виды движения предметов труда в процессе производства, основные показатели, характеризующие эффективность производственных и технологических процессов (ритм, такт, длительность производственного и технологического циклов, технологическая себестоимость и др.), уровень прогрессивности применяемой технологии;
- технологическое оборудование, его классификационные группы, величину физического и морального износа основных производственных фондов, уровень механизации и автоматизации производственного процесса, использование программного и технического обеспечения, потребность в новом технологическом оборудовании.
- Анализ нормирования труда и управления запасами;
- Описание календарного планирования и диспетчеризации производства;
- Документы по организации учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
- анализ процесса планирования объемов выпуска продукции
- систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность,
- анализ системы организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность
- оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
- Материально-техническое обеспечение
В рамках данного раздела студент должен изучить:
- организацию и планирование материально-технических ресурсов, складского хозяйства и хранения материалов предприятия;
- вопросы обеспечения производственных подразделений и рабочих мест материально-техническими ресурсами; методику расчета потребности предприятия в ресурсах и выбор источников покрытия;
- формы взаимосвязи с поставщиками: прямые хозяйственные связи с предприятиями-поставщиками, с товарными биржами, торговыми домами, коммерческими центрами;
- структуру ресурсов по источникам их получения и выбор наиболее рациональных с точки зрения эффективности;
- методику расчета экономически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергия, пути возможной экономии ресурсов, систему заключения хозяйственных договоров с поставщиками ресурсов.
- Формирование затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
- содержание основных стадий формирования подразделениям месячной производственной программы, оперативно – календарные планы и сменно-суточные задания.
12. Заполнить следующие таблицы (учитывая специфику).
Таблица – Список оборудования по цехам организации
Подразделение | Общее количество оборудования | Кол-во прогрессивного оборудования, в т.ч. станков с ПУ | ||||
2014 г. | 2015 г. | 2016г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016г. | |
литейный цех | ||||||
цех металлоконструкций | ||||||
механосборочный цех | ||||||
транспортный цех | ||||||
прочее оборудование | ||||||
Итого: |
Сделать выводы………………….
Таблица – Производительность труда в организации….
Наименование показателя | Годы | Темпы роста, % | ||||
2015/ 2014 | 2016/ 2015 | 2016/ 2014 | ||||
Среднегодовая численность персонала, чел | ||||||
в том числе рабочих | ||||||
Удельный вес рабочих в общей численности работников (Уд) | ||||||
Отработано дней одним рабочим за год (Д) | ||||||
Отработано часов всеми рабочими, ч | ||||||
Средняя продолжительность рабочего дня, ч (П) | ||||||
Производство продукции в ценах базисного периода, тыс. руб. | ||||||
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб. | ||||||
Выработка рабочего: | ||||||
среднегодовая, тыс. руб. (ГВ) | ||||||
среднедневная, тыс. руб. (ДВ1) | ||||||
среднечасовая, руб. (ЧВ) |
Сделать выводы………………….
Таблица- Возрастной состав оборудования организации….
Наименование оборудования | Количество единиц | До 5 лет | От 5 до 10 лет | От 10 до 20 лет | Свыше 20 лет | ||||
Количество единиц | Удельный вес % | Количество единиц | Удельный вес % | Количество единиц | Удельный вес % | Количество единиц | Удельный вес % | ||
Метало- режущее | |||||||||
В том числе станки с ЧПУ | |||||||||
Кузнечнопрессовое | |||||||||
Резинотехническое | |||||||||
Зачистное | |||||||||
Деревообрабатывающее | |||||||||
Сварочное | |||||||||
Итого |
Сделать выводы………………….
Таблица –Производственная мощность организации за 2014-2016 г.г.
Наименование продукции | 2013 год | 2014год | 2015 год | Отклонения 2015/2013 | ||||
Кол-во | Себестоимость, тыс. руб | Кол-во | Себестоимость, тыс. руб | Кол-во | Себестоимость, тыс. руб | Отклонения себестоимости, тыс. руб. | % роста | |
Сделать выводы………………….
Представить диаграмму
Рисунок- Производственная мощность организации за 2014-2016 г.г
Таблица-Расчет фонда времени работы токарных станков на участке …..
Наименование показателей | Значение показателей |
Число календарных дней в году | |
Число нерабочих дней | |
в т.ч. праздники | |
Продолжительность смены | |
Количество смен | |
Плановый процент простоя оборудования; % | |
Внеплановый процент простоя оборудования; % | |
Количество оборудования участка | |
Календарный фонд времени работы оборудования, ч. | |
Режимный фонд времени работы всего оборудования, ч. | |
Фактический фонд времени работы оборудования, ч. |
Сделать выводы………………….
Представить диаграмму
Тема 4Управление персоналом
Общие принципы и требования, предъявляемые предприятием (организацией) к работникам при подборе, отборе и найме персонала. Аттестация работников предприятия. Текучесть кадров. Система продвижения по службе. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Действующая система адаптации персонала.
Задание 5
Анализ системы управления человеческими ресурсами и диагностика персонала включает в себя:
1. Анализ системы управления персоналом за последних 3 года:
1.1 Проанализировать организационную структуру за последних 3 года, отметить ее достоинство и недостатки и определить ее тип (линейная, функциональная, линейно- функциональная, матричная, дивизионная, множественная) (приложения №1);
1.2 Определить структурное местоположение кадровой службы в рамках организационной структуры организации (разместить и определить вариант ее оргструктурных решений и обосновать данное решение);
1.3 Проанализировать функциональные подсистемы системы управления персоналом (рис №1) и отметить ее достоинство и недостатки (приложение №2);
1.4 Определить численность службы управления персоналом: фактическую (приложение № 3) и расчетную (приложение № 4);
1.5 Проанализировать нормативно-методическое сопровождение системы управления персоналом (приложение№ 5).
2. Анализ структуры персонала организации за последних 3 года:
2.1 По признаку участия в производственном или управленческом процессе (приложение № 6);
2.2 Общая численность персонала организации (приложение № 7);
2.3 Структура по уровню образования (приложение № 8-12);
2.4 Половозрастная структура организации (приложение №13-20);
2.5 Структура персонала по стажу (приложение № 21-29);
2.6 Квалификационная структура персонала (приложение № 30-33);
2.7 Профессиональная структура персонала (приложение № 34).
3. Проанализировать движение персонала за 3 последних года:
3.1 Определить движение персонала (приложение № 35);
3.2 Определить коэффициент текучести персонала (приложение № 36-40);
3.3 Определить причины текучести персонала (приложение № 41);
3.4 Рассчитать укрупненную структуру фонда рабочего времени за год (приложение № 42).
3.Проанализировать процесс найма персонала за последних 3 года:
3.1 Определить источники найма персонала (приложение № 43-46);
3.2 Определить затраты на процесс найма персонала (приложение № 47-50).
4. Развитие персонала за последние 3 года:
4.1 Рассчитать эффективность обучение персонала (приложение № 51);
4.2 Анализ повышения квалификации персонала (приложение № 52—56).
5. Диагностика персонала за последние 3 года:
5.1 Расчетные квалификационные характеристики персонала (приложение №57-66).
6. Анализ системы мотивации, стимулирования персонала за последние 3 года:
6.1 Анализ затрат на персонала (приложение №67-70);
6.2 Анализ системы стимулирования руководителей;
6.2 Анализ системы стимулирования специалистов;
6.3 Анализ системы стимулирования рабочих (приложение № 71);
6.4 Анализ коэффициента удовлетворенности (приложение № 72).
7. Безопасность условий труда (приложение № 73).
Приложение 1– Анализ организационной структуры за последних 3 года.
Разместить организационную структуру и отметить | |
Достоинства: | Недостатки: |
Диаграмма:
Выводы:
Рис.1 Состав подсистем системы управления персоналом организации.
Приложение 2 – Анализ функциональных подсистем СУП
Наименование подсистемы | Наименование должностей, которые выполняют функциональные обязанности |
Управление организацией в целом | |
Управление отдельными функциональными и производственными подразделениями организации | |
Планирование и маркетинг организации | |
Управление наймом и учетом персонала | |
Управление трудовыми отношениями | |
Обеспечение нормальных условий труда | |
Управление развитием персонала | |
Управление мотивацией и стимулированием труда персонала | |
Управление социальным развитием | |
Развитие оргструктуры управления | |
Информационное обеспечение системы управления персоналом | |
Правовое обеспечение системы упр. Персоналом |
Диаграмма:
Выводы:
Приложение 3 – Анализ численности службы управления персоналом
Общая численность персонала | Доля численности, приходящаяся на специалистов по управлению персоналом, % | ||
год | год | Год | |
Диаграмма:
Выводы:
Приложение 4 – Расчет плановой численности
Расчет плановой численности (Ч) службы управления персоналом чаще всего производится методом, учитывающим затраты времени на выполнение управленческих функций и определяется по формуле:
Ч = Т * К / Фп, где
Т – общая трудоемкость всех управленческих функций, выполняемых в подразделении за год, чел.-ч;
К – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени, не предусмотренные в общей трудоемкости всех функций (К = 1,15);
Фп – полезный фонд рабочего времени одного работника за год или рабочее время специалиста согласно трудовому договору за год, ч.
Фактическая численность управления персоналом | Расчетная численность управления персоналом | ||||
год | год | год | год | год | Год |
Диаграмма:
Выводы:
Приложение 5 – Нормативно-методические документы системы управления персоналом.
Группы нормативно-методических документов | Наименование документов | Наличие в организации |
Нормативно-справочные документы; | Маршрутно-технологическая карта Операционно-технологическая карта Технологическая карта управленческих процедур Оперограмма Программа выпуска деталей Сменно-суточные задания | |
Инструкция Федеральной налоговой службы РФ по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» | ||
Документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера; | Гражданский кодекс РФ Трудовой кодекс РФ. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» | |
Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» Постановление Правительства РФ «О мерах по социальной защите инвалидов» | ||
Постановление Минтруда РФ «Об утверждена тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих» | ||
Общеотраслевые методические указания «Нормативный метод планирования численности служащих предприятий и организаций отраслей материального производства» | ||
Инструкция Министерства экономического развития и торговли РФ об улучшении условий труда работников, занятых на тяжелых и вредных работах | ||
Правила внутреннего трудового распорядка Коллективный договор Положение о подразделении Должностная инструкция Штатное расписание | ||
Документы технического, технико-экономического и экономического характера. | Временные санитарные нормы и правила работников ВЦ Бизнес-план Смета затрат на производство Отчет о численности работников организации Система стандартов по технике безопасности Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации Рекомендации МОТ о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте |
Диаграмма:
Выводы:
Приложение 6 – Состав персонала по принципу участия в производственном или управленческом процессе
Показатели | Количественная характеристика | |||||||
Количество, чел. Год | Количество, чел. Год | Количество, чел. Год | ||||||
Руководители | ||||||||
Специалисты | ||||||||
Служащие | ||||||||
Рабочие | ||||||||
Диаграмма:
Приложение 7 – Общая численность персонала организации
Показатели | Количественная характеристика | ||
Количество, чел. , год | Количество, чел. , год | Количество, чел., год | |
Всего работающих | |||
Руководитель | |||
Специалист | |||
Служащие | |||
Рабочие |
Приложение 8 – Структура персонала по уровню образования
Показатели | Количественная характеристика | ||
Количество, чел., год | Количество, чел., год | Количество, чел., год | |
С высшим образованием | |||
Со средним профессиональным образованием (квалифицированные работники, служащие). | |||
Среднее профессиональное образование (специалиста среднего вена) |
Приложение 9 – Структура персонала(руководителей) по уровню образования.
Уровень образования | год | год | год |
Высшее образование | |||
Среднее профессиональное (квалифицированные рабочие, служащие) | |||
Среднее профессиональное образование |
Диаграмма:
Приложение 10 – Структура персонала (специалистов) по уровню образования
Уровень образования | год | год | год |
Высшее образование | |||
Среднее профессиональное (квалифицированные рабочие, служащие) | |||
Среднее профессиональное образование |
Диаграмма:
Приложение 11 – Структура персонала (служащих) по уровню образования
Уровень образования | год | год | год |
Высшее образование | |||
Среднее профессиональное (квалифицированные рабочие, служащие) | |||
Среднее профессиональное образование |
Диаграмма:
Приложение 12 – Структура персонала (рабочих) по уровню образования
Уровень образования | год | год | год |
Высшее образование | |||
Среднее профессиональное (квалифицированные рабочие, служащие) | |||
Среднее профессиональное образование |
Диаграмма:
Приложение 13 – Численный состав руководителей по возрасту
Возраст сотрудников | год | год | год |
18-25 лет | |||
25-30 лет | |||
31-40 лет | |||
41-50 лет | |||
Старше 50 лет |
Диаграмма:
Приложение 14 – Численный состав специалистов по возрасту
Возраст сотрудников | год | год | год |
18-25 лет | |||
25-30 лет | |||
31-40 лет | |||
41-50 лет | |||
Старше 50 лет |
Диаграмма:
Приложение 15 – Численный состав служащих по возрасту.
Возраст сотрудников | год | год | год |
18-25 лет | |||
25-30 лет | |||
31-40 лет | |||
41-50 лет | |||
Старше 50 лет |
Диаграмма:
Приложение 16 – Численный состав рабочих по возрасту
Возраст сотрудников | год | год | год |
18-25 лет | |||
25-30 лет | |||
31-40 лет | |||
41-50 лет | |||
Старше 50 лет |
Диаграмма:
Приложение 17 – Численный состав руководителей по половому признаку
Пол | год | год | год |
Мужчины | |||
Женщины |
Диаграмма:
Приложение 18 – Численный состав специалистов по половому признаку
Пол | год | год | год |
Мужчины | |||
Женщины |
Диаграмма:
Приложение 19 – Численный состав рабочих по половому признаку
Пол | год | год | год |
Мужчины | |||
Женщины |
Диаграмма:
Приложение 20 – Численный состав служащих по половому признаку
Пол | год | год | год |
Мужчины | |||
Женщины |
Диаграмма:
Приложение 21 – Структура персонала по наличию общего стажа работы
Стаж работы | Количество по годам | ||
год | год | год | |
До 6 месяцев | |||
до 1 года | |||
от 1 до 3х лет | |||
от 3 до 5 лет | |||
от 5 до 10 лет | |||
Свыше 10 лет |
Диаграмма:
Приложение 22 – Структура персонала по наличию стажа работы государственных служащих
Стаж работы | Количество по годам | ||
Год | Год | год | |
До 6 месяцев | |||
до 1 года | |||
от 1 до 3х лет | |||
от 3 до 5 лет | |||
от 5 до 10 лет | |||
Свыше 10 лет |
Диаграмма:
Приложение 23 – Структура персонала по наличию стажа работы руководителя
Стаж работы | Количество по годам | ||
год | год | год | |
До 6 месяцев | |||
до 1 года | |||
от 1 до 3х лет | |||
от 3 до 5 лет | |||
от 5 до 10 лет | |||
Свыше 10 лет |
Диаграмма:
Приложение 24 – Структура персонала по наличию стажа работы служащих
Стаж работы | Количество по годам | ||
год | год | год | |
До 6 месяцев | |||
до 1 года | & Наши рекомендации
|