Сегментирование рынка по группам целевой аудитории
Сегментирование рынка – стратегический процесс разделения покупателей на группы, у которых имеются общие требования к товару и однотипные покупательные предпочтения.
Любой сегмент рынка связан с той или иной группой потребителей, характеризующихся общими представлениями о товаре, общими требованиями к нему и общими желаниями. Например, компания «Procter& Gamble», желая охватить весь рынок, предлагает различные марки стирального порошка, в основе которых одно и то же моющее средство, но при этом используются разные добавки: одна из марок больше смягчает воду, другая предназначена специально для детского белья, третья - для стирки в воде любой температуры, четвертая обладает повышенным дезодорирующим эффектом и т.п. За каждой из разработанных марок стоят определенные покупательские требования и предпочтения (тем самым определенная группа потребителей). Так происходит сегментация рынка и дифференциация товаров внутри товарной категории.
Для того чтобы приступить к изучению целевых аудиторий проводится сегментация (выделение) участка рынка, на котором эта аудиторию базируется, например, с помощью методики «5W» М.Шеррингтона, основатель одной из мировых бренд-консалтинговых компаний Added Value:
what (что)– тип товара – чай в пакетах, развесной, в бумажных пакетах или в подарочных коробках, …;
who (кто)– тип потребителя – женщины, дети, подростки, …;
why (почему) – тип мотивации – цена, оригинальность товара, жизненная необходимость, …;
when (когда)– в какие моменты происходит покупка – вечером, в праздничные дни, в сезон, ….;
where (где) – каналы реализации товара – ларек, супермаркет, элитный салон, …. .
С точки зрения частоты использования определенной товарной категории, принято различать активных и пассивных потребителей. В зависимости от готовности человека к пробным покупкам новых товаров можно выделить следующие группы:
новаторы - это люди, склонные к риску, они первыми пробуют новые марки товаров;
ранние последователи – это такие люди, которые принимают новинки быстро, но с некоторой осторожностью;
раннее большинство – эта категория людей приобретает новинку раньше среднего покупателя, но только после продолжительного обдумывания;
запоздалое большинство - к этой группе относятся те, кто не довольствуется рекламой, а выжидает, когда общественное мнение признает товар достойным приобретения;
отстающие - это те, кто упорно противится переменам.
Чтобы применить схему, нужно составить таблицу 3. По вертикали внести способы сегментации конкурирующих организаций, а по горизонтали — пять вопросов на «W». В результате, должен быть получен столбик сегментов данного типа. Таблица помогает охватить весь рынок, оценить позиции конкурентов и выработать собственную стратегию.
Таблица 3 - Исходные данные для оценки позиции конкурентов по отдельному виду продукции
Конкуренты | Тип товара | Тип потребителя | Тип мотивации | Время покупки | Каналы реализации товара |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д | |||||
Е |
Потребителей можно разделить, опираясь на следующие критерии:
различные потребности (в одном и том же продукте или услуге для каждого важно разное);
разный статус — реальные и потенциальные клиенты. Некоторые уже покупают продукт или пользуются услугой. Их лояльность надо поддерживать, сообщая, например, как заботится о них компания, обеспечивая удобство и экономию времени. Другие — потенциальные клиенты или потребители. Их необходимо убеждать;
разные социальное положение, уровень доходов и т.д. Кому-то необходимо сообщить, что продукт качественен и одновременно дешев, а кому-то важно услышать, что он сделан из отборных натуральных продуктов;
численность аудитории. Обращение к массовой аудитории строится иначе, чем, например, к небольшой группе. В первом случае стоит опираться на вечные ценности или отдавать дань модным веяниям, во втором — делать ставку на личные предпочтения избранных.
Пример сегментирования потребителей представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Сегментирование потребителей
Параметры сегмента | Профиль сегмента | ||||
Тип потребителей | Физические лица | Юридические лица | |||
Частота заказов (в месяц) | 2-3 раза | 3-4 раза | 5-6 раз | ||
Объем заказа | 1-1,5 млн. руб | 2-20 млн. руб. | 20-200 млн. руб. | ||
Размер предприятий - клиентов | Крупные | Средние | Малые | ||
Используемый пакет услуг одним клиентом | Полный комплекс строительно-монтажных работ | Проект-ные работы | Инженерно-изыска-тельские исследо-вания | Полный комплекс строительно-монтажных работ, инженерно-изыскательские исследования, проектные работы | |
Территориаль-ное расположение | Санкт-Петербург | Ленинградская область | Москва | ||
К основным критериям сегментирования относятся:
- емкость сегмента, на основании которой рассчитывается количество потенциальных покупателей, и, в соответствии с этим, требуемые мощности производства;
- каналы, по которым будет осуществляться распространение и сбыт товаров или услуг, и которые дают информацию, как сформировать сеть сбыта;
- стойкость рынка, с помощью которой можно определить в какой степени целесообразно загружать мощности компании;
- прибыльность, отражающая степень рентабельности организации на конкретном рыночном сегменте;
- совместимость рыночного сегмента с рынком главных конкурентов, на основании которой можно сделать оценку о высоком или низком потенциале конкурентов, а также решить стоит ли нести дополнительные затраты, ориентируясь на данный сегмент;
- оценка рабочего опыта определенного персонала организации (по сбыту, производству или инженерии) на определенном рыночном сегменте, а также принятие подходящих мер;
- конкурентоспособность выбранного сегмента.
Главные отличительные черты сегментирования рынка по категориям потребителей основываются на:
- географии,
- демографии,
- психографии,
- поведенческих критериях.
Рыночный сегмент по категориям покупателей определяется на основании наличия нескольких показателей у детерминированных групп покупателей.
Главные отличительные черты сегментирования рынка по группам товаров это:
- цена,
- функциональные и технические характеристики.
Главные отличительные черты сегментирования рынка по конкурирующим организациям это:
- качественные характеристики товара,
- его рыночное продвижение,
- цена и сбытовые каналы.
Правильный выбор самого эффективного рыночного сегмента осуществляется на основании комплексного изучения всех результатов оценки рыночного сегментирования по покупателям, товарам и конкурентам. Все эти виды сегментации являются взаимодополняющими.
Анализ конкурентов
Прежде, чем анализировать конкурентов, надо их выявить и обосновать. Сперва следует определить географическое положение того рынка, на который планирует выходить анализируемое предприятие: район, город, регион. После этого следует составить список тех конкурентов, которые действуют на том же рынке, что и Ваше предприятие, и прилегающем к нему, занимаются схожим видом деятельности и взаимодействуют с теми же потребителями. Основными источниками для получения такой информации могут быть следующие: поиск в сети Интернет, опрос экспертов рынка или менеджеров по продажам, мониторинг мест продаж, отраслевые обзоры и аналитические статьи, опросы целевых потребителей, тематические выставки, конференции, семинары.
Анализ конкурентов может быть осуществлен в несколько этапов:
Первый этап – определение степени конкуренции и выявление ключевых конкурентов. Ключевой конкурент – это основной конкурент компании, к которому могут обращаться потребители нашей организации. Прямые конкуренты - предлагают точно такие же или схожие товары или услуги. Косвенные конкуренты - компании, которые предлагают товары и услуги, почти полностью заменяющие ассортимент исследуемого предприятия (таблица 5).
Таблица 5 – Выявление ключевых конкурентов
Согласно полученному перечню конкурентов, необходимо собрать общую информацию о них:
местонахождение, точки продаж, контакты, руководство;
ассортимент и качество товара;
ценовая политика;
уровень сервиса и дополнительные услуги;
рекламная активность;
потенциал и планы развития.
Также следует провести количественный анализ продаж конкурентов, что можно сделать посредством дневных и вечерних закупок и сравнения номеров чеков. Если у конкурента несколько касс, соответственно, цифру в разнице номеров чеков необходимо умножить на количество касс в зале и отнять 20% (это естественный простой кассы). Однако такой способ не применим абсолютно для всех.
Второй этап – оценка интенсивности конкуренции. На этом этапе важно определить, какой тип конкуренции сложился в отрасли. Конкуренция в отрасли может быть высокоинтенсивной и слабой. Если рынок характеризуется слабой конкуренцией, он статичен и редко подвержен изменениям. Чем больше активных конкурентов, тем чаще меняются условия сосуществования. На таком рынке важно:
владеть оперативной информацией о деятельности конкурентов;
уметь оперативно реагировать на их действия.
Примером высокоинтенсивного рынка служит отрасль портативной электроники.
Третий этап – создание профиля конкурента. На этом этапе необходимо получить прейскуранты конкурента и составить его товарный профиль, выделить его якорные (ключевые) позиции, которые обеспечивают самую высокую долю продаж (таблица 6).
Таблица 6 - Профиль конкурента
Зеленым в таблице выделяется ключевой продукт, а розовым – совпадение ассортиментной позиции.
Четвертый этап – анализ свойств якорных товаров.
Пятый этап – анализ ценовой составляющей. На этом этапе необходимо сравнить цены на товары. Для удобства следует разбить конкурентов по следующим ценовым сегментам:
эконом;
средний;
средний плюс;
высокий;
премиум.
Некоторые из сегментов могут быть пустыми. Далее необходимо выявить цены на товары и определить их нижние и верхние границы, а также среднюю цену (таблица 7).
Таблица 7 - Анализ цен конкурентов
Шестой этап – определение рыночных позиций конкурентов. На данном этапе следует выявить то, что знает о конкурентах потребитель, что возможно сделать на основе опросов. Такие опросы должны включать в себя следующие пункты:
насколько конкурент известен;
что о нем знает потребитель;
насколько дорогой или недорогой конкурент;
насколько качественную продукцию предлагает конкурент;
какое послепродажное обслуживание;
какая продукция предлагается конкурентом – товар специализированного или общего назначения;
насколько реклама конкурента соответствует предлагаемой им продукции;
как часто покупатель приобретает продукцию конкурента.
Полученные данные следует свести в таблицу 8.
Таблица 8 - Определение рыночных позиций конкурентов
Седьмой этап – оценка методики привлечения клиентов и рекламирования. На этом этапе необходимо выявить методы, с помощью которых конкурент привлекает покупателей (таблица 9).
Таблица 9 - Оценка методики привлечения клиентов и рекламирования
Sov – доля рекламного воздействия
Восьмой этап – выявление потребительского портрета клиентов конкурента. Для этого необходимо использовать все ранее полученные знания о продукте, его цене и качествах, о рекламе конкурента и местах ее размещения. Выявляются следующие параметры целевой аудитории:
возраст и пол;
доходность;
состав семьи;
сфера деятельности;
критерии выбора продукта;
психографические характеристики (консерваторы или новаторы, зависимость от импульсных решений, ключевой стимул, степень подверженности рекламному влиянию и т.д.).
Все это поможет определить опрос потребителей, который при условии малого бюджета можно провести своими силами в социальных сетях.
Девятый этап – оценка подхода и технологичности конкурента. Данный этап состоит в том, чтобы понять, какими средствами обладает конкурент, какой у него запас финансирования, насколько основательно он подходит к выбору своей продукции. Например, при фундаментальном подходе и годовом товарном запасе предприятие становится более конкурентоспособным, чем те, организации, которые полученную прибыль от продажи одной партии товара тут же используют для приобретения следующей партии. В целом, задачи данного этапа сводятся к выявлению:
зарплаты, которую предлагает конкурент;
технологий и оборудования, которые используются конкурентом;
квалификации сотрудников конкурентов;
суммы средств, которую может привлечь конкурент для оперативного реагирования.
Десятый этап – проведение SWOT-анализа. Результаты такого анализа по каждому конкуренту позволяют:
выявить сильные стороны;
определить степень влияния сильных и слабых сторон конкурента на деятельность исследуемого предприятия;
выявить возможности для анализируемого предприятия.
SWOT -анализ
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).
Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.