Составьте баланс денежных расходов и поступлений
Составление баланса денежных расходов и поступлений (Таблица 16) позволит оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес, составить график поступления и расходования денежных средств.
Таблица 16
Баланс денежных расходов и поступлений
№ п/п | Наименование статьи | Величина показателя по периодам | ||||||||||||||
…..год | ||||||||||||||||
Итого | Следующий год | |||||||||||||||
1. | Денежные средства в наличии на начало периода | |||||||||||||||
2. | ДОХОДЫ: | |||||||||||||||
2.1. | В т.ч. выручка от реализации продукции, товаров | |||||||||||||||
2.2. | Финансовая помощь | |||||||||||||||
2.3. | Собственный капитал | |||||||||||||||
2.4. | Привлеченные средства: заемные беспроцентные средства | |||||||||||||||
2.5. | Кредит финансовых учреждений | |||||||||||||||
ДОХОДЫ ВСЕГО: | ||||||||||||||||
3. | РАСХОДЫ: | |||||||||||||||
3.1. | Строительство | |||||||||||||||
3.2. | Ремонт | |||||||||||||||
3.3. | Оборудование | |||||||||||||||
3.4. | Транспортно-заготовительные расходы | |||||||||||||||
3.5. | Заработная плата | |||||||||||||||
3.6. | Арендная плата | |||||||||||||||
3.7. | Коммунальные платежи | |||||||||||||||
3.8. | Оплата за интернет | |||||||||||||||
3.9. | Реклама | |||||||||||||||
3.10 | Канцтовары | |||||||||||||||
3.11. | Расходы на сырье, товары, корма | |||||||||||||||
3.12. | Сумма по дополнительным расходам | |||||||||||||||
3.13. | Социальные взносы на ИП | |||||||||||||||
3.14. | Прочие расходы | |||||||||||||||
3.15 | Непредвиденные расходы | |||||||||||||||
3.16. | Налог с деятельности | |||||||||||||||
РАСХОДЫ ВСЕГО: | ||||||||||||||||
4. | Средства на личное потребление ИП | |||||||||||||||
5. | Денежные средства в наличии на конец периода | |||||||||||||||
Главным признаком финансовой состоятельности Вашей организации при составлении бизнес-плана является неотрицательность итогового денежного потока в таблице 16 «Баланс денежных расходов и поступлений» в конце каждого периода планирования (строка «Денежные средства в наличии на конец периода»). Без выполнения этого обязательного условия расчет других экономических показателей проекта теряет смысл, так как работать с отрицательным денежным потоком невозможно.
7. Календарный план реализации проекта
Для реализации бизнес-проект полезно составить календарный план реализации проекта, целью которого является согласование сроков, размеров и финансовых затрат на разных этапах. Содержание таблиц формируется в зависимости от содержания бизнес-проекта, вида деятельности и конкретных условий (Таблица 17).
Таблица 17
Календарный план реализации проекта
№ | Этапы реализации проекта | Средства, необходимые для реализации данного этапа, проекта | |||||
Интервалы планирования - неделя | |||||||
Продолжительность | Всего | ||||||
Затраты (руб.): | |||||||
1. | Затраты связанные с регистрацией предпринимательской деятельности | ||||||
3. | Заключение договора аренды | ||||||
4. | Приобретение оборудования | ||||||
Приобретение сырья и материалов | |||||||
Реклама и интернет | |||||||
. | Заработная плата ИП и сотрудников (оклад) до получения прибыли | ||||||
8. | Начисления на заработную плату персонала | ||||||
9. | Непредвиденные расходы | ||||||
ИТОГО затрат | |||||||
Источники финансирования (руб.): | |||||||
10. | Собственные средства | ||||||
11. | Финансовая помощь | ||||||
12. | Привлеченные средства: заемные беспроцентные | ||||||
Итого источников | |||||||
13. | Остаток средств на конец недели |
Оценка рисков
Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей бизнес-плана. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности.
В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и конкретные причины их возникновения.
Традиционно выделяют следующие группы рисков:
1. Рыночные риски, возникающие в процессе реализации товаров и/или услуг и связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (например, снижение объема реализации вследствие изменения рыночной конъюнктуры или других обстоятельств, таких как повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.); повышение уровня конкуренции, демпинг, недобросовестная конкуренция и т.д.
2. Технологические риски, оказывающие влияние на техническую составляющую деятельности в процессе реализации проекта, таким как: надежность оборудования, предсказуемость производственных процессов и технологий, их сложность, уровень автоматизации, темпы модернизации оборудования и технологий; возможность перебоя подачи электроэнергии, воды, отключения отопления, поставки сырья, материалов, полуфабрикатов.
3. Организационные риски, связанные с внутренней организацией работы компании (в т.ч. наличие, уровень компетентности и ответственности персонала и руководителей, степень возможности автономно функционировать компании без участия ее руководителя).
4. Прочие риски, которые характерны для Вашего бизнеса (они специфичны для отрасли или конкретно Вашего предприятия) или Вашего региона (к примеру, именно в Вашем городе по вторникам отключают горячую воду на два часа, что может негативно сказаться на производственном процессе), а также любые иные риски, которые Вы можете определить для Вашего проекта.
Наиболее часто анализируемые риски:
1. Падение продаж, связанное с резким падением спроса;
2. Инфляция;
3. Имущественный ущерб в результате повреждения (пожар, стихийное бедствие, авария и т.д.);
4. Противоправные действия третьих лиц;
5. Невыполнение обязательств поставщиками сырья;
6. Действия администрации района или города, а также проверяющих органов.
7. Подорожание оборудования и т.д.
От Вас требуется оценить, какие риски наиболее вероятны, во что они Вам могут обойтись, а также продумать меры по их предотвращению или Ваши действия, направленные на уменьшение потерь, вызванных этими рисками.
Наиболее распространенные методы снижения рисков:
Ø Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков;
Ø Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих;
Ø Наличие долгосрочных договоров на сбыт готовой продукции;
Ø Наличие альтернативных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции;
Ø Создание запасов сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
Ø Приемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта;
Ø Наличие собственных источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта;
Ø Страхование имущества;
Ø Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ;
Ø Поддержка проекта со стороны местных органов власти.
Одновременно прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений представленных в бизнес-плане.
Приложения могут содержать такие материалы как, копии контрактов и проектов договоров, таблицы вспомогательных цифровых данных, прейскуранты цен предполагаемых поставщиков, конкурентов, иллюстрации вспомогательного характера.