Подход к бизнес-моделированию Д. Дебелака
Подход к бизнес-моделированию А.Остервальдера и И.Пинье»[iii]
Ключевые партнеры | Ключевые виды деятельности | Ценностные предложения | Взаимоотношения с клиентами | Потребительские сегменты |
Ключевые ресурсы | Каналы сбыта | |||
Структура издержек | Потоки поступления доходов |
«Анализ практики разработки и реализации бизнес-моделей показывает, что бизнес-модели могут создаваться:
- для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов/услуг);
- для компании в целом;
- для группы компаний или холдинга.
Для чего применяются бизнес-модели на практике? Возможно выделить следующие варианты их применения:
- для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;
- для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;
- для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц.»[iv]
«Исходя из стадии жизненного цикла предприятия, определяются цели его деятельности, которые обуславливают формирование различных видов бизнес-моделей. Например, предприятие, находясь на стадии зарождения, акцентирует свою деятельность на эффективное использование ресурсов, тем самым формируя ресурсную бизнес-модель. Исследования показали, что исходя из целей предприятия, возможны различные виды бизнес-моделей, которые предлагается классифицировать по следующим признакам: в зависимости от направления развития бизнеса, по функциональной принадлежности, а также в зависимости от степени открытости бизнес-модели (рис. 1.3).
Модель «от производства» предполагаетпроизводство продукта, а потом поиск путей для его сбыта. Действуя в соответствии с традиционной моделью, предприятие постоянно пытается найти пути сбыта выпущенной продукции.
При этом в процессе производства возникает ряд следующих проблем:
· Производство товара, еще не востребованного рынком, сопряжено с появлением издержек — нужно платить за услуги и товары поставщиков (комплектующие, сырье, электричество и т. п.) или выплачивать проценты по банковским кредитам.
· Необходимость складирования и транспортировки товара, причем не обязательно в том месте, где его купят.
· Необходимость проведения специальных рекламных и маркетинговых кампаний, чтобы побудить клиента к покупке именно данного товара (который, может быть, ему и не нужен).
· Степень удовлетворенности клиента остается на очень невысоком уровне, потому что он вынужден покупать то, что рынок готов ему предложить в настоящий момент.
Переход к рыночным условиям выдвинул на первое место три основных фактора успеха бизнеса («качество», «цена», «время») и потребовал новых подходов к управлению в методологическом и ехническом аспектах, позволяющих достичь конкурентных преимуществ в области качества продукции, затрат предприятия, скорости и качества бизнес-процессов.
Реалии современного бизнеса состоят в том, что эффективное функционирование предприятия предусматривает переход к принципиально новой бизнес-модели — «от клиента», когда товар производится по запросу потребителя в соответствии с его пожеланиями (рис. 1.5).
Такой подход к организации деятельности предприятия дает целый ряд преимуществ:
· Отсутствует проблема сбыта товара: производится то, что востребовано клиентом и рынком. Снижаются издержки, связанные с производством, перепроизводством и складированием.
· Более точно удовлетворяются потребности клиентов.
• Происходит улучшение движения финансовых ресурсов. Использование бизнес-модели «от клиента» становится возможным только тогда, когда производство способно гибко реагировать на меняющиеся потребности потребителей, что сопряжено с появлением новых тенденций в индустрии и новых технологий.»[v]
«Бизнес модели, которые существуют в интернете
Бизнес-модели в интернете бывают как простыми, так и сложными. Простой моделью можно назвать концепцию онлайн-ритейлера — компания закупает товары и использует онлайн-каналы для их сбыта и повышения осведомленности о бизнесе. По более сложной модели работают крупные информационные порталы — им представляется множество вариантов монетизации (начиная продажей рекламного инвентаря, заканчивая написанием заказных материалов), что требует анализа источников прибыли и их оптимизации с целью повышения дохода.