Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент»
Очной, очно-заочной и заочной форм обучения
Москва
Оглавление:
Введение:……………………………………………………….........……………………..…... 3
1. Требования к ВКР…………………………………………..….................………………..... 4
2. Выбор темы ВКР и назначение научного руководителя…….................……………….. 16
2.1. Типы ВКР и критерии их оценки………………………................…………………. 16
2.2. Выбор темы ВКР………………………………………….................…........................ 18
2.3. Назначение научного руководителя ВКР……………..…...............………………... 20
2.4. Научное руководство ВКР…………………………………...............……………….. 21
2.5. Примерные темы ВКР для направления «Экономика»….................………………. 22
2.6.Примерные темы ВКР для направления «Менеджмент»…..........................................28
3. Структура ВКР……………………………………….................…………………………. .36
4. Требования к оформлению ВКР………………………..................…………………….... .44
4.1. Технические требования……………………………...............………..........................44
4.2. Правила оформления содержания и наименование …....................………………... 45
4.3. Правила написания буквенных аббревиатур……...............………………………… 46
4.4. Правила представления формул………………..…...............…………. …………….46
4.5. Правила оформления рисунков, графиков, таблиц…................…………………….48
4.6. Правила оформления приложений и ссылок….................…………………………. 50
4.7. Правила оформления списка используемой литературы................……………….. 52
5. Подготовка к защите и защита ВКР…………...................………………......................... 53
5.1. Предварительная защита ВКР………….................…………………………………. 54
5.2. Процедура защиты………………………...................…….………………………… 55
5.3. Критерии оценки ………………………….....………...........……………………….. 56
6. Приложения………………………………………………………....................................... 61
6.1. Приложение 1. Пример оформления титульного листа ВКР .....................................61
6.2. Приложение 2. Форма задания на ВКР….........................................………………... 62
6.3. Приложение 3. Пример оформления содержания работы ................……………… 63
6.4.Приложение 4. Пример оформления списка литературы....................……………….64
6.5.Приложение 5. Пример отзыва руководителя на ВКР….....…………........................ 65
6.6. Приложение 6. Пример оформления заявления об утверждении темы…………………………………………………………………………………………… 66
6.7.Приложение 7. Форма Согласия на размещение выпускной квалификационной работы в электронной библиотечной систем………………………………………………. 67
Введение
Данные методические указания разработаны с целью обеспечения единства требований к выпускной квалификационной работе (ВКР) бакалавров Института международных экономических связей.
Государственная итоговая аттестация бакалавров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).
Защита выпускной квалификационной работы - заключительный этап итоговой аттестации бакалавров. Целью подготовки выпускной квалификационной работы является систематизация и углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин учебного плана, формирование навыков и их практического применения, развитие индивидуальной исследовательской деятельности, выработка навыков аналитической работы и опыта презентации полученных результатов. Выпускная квалификационная работа должна быть выполнена на высоком теоретическом уровне и свидетельствовать о готовности выпускника к практической деятельности. По результатам защиты выпускной работы Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о присвоении выпускнику степени бакалавра.
Методические указания подготовлены на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Минобразования РФ от 29 июня 2015 г. № 636;
- Положения о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата Института международных экономических связей;
- Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Уровень высшего образования - бакалавриат (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. N 1327) или по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Уровень высшего образования - бакалавриат (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. N 7).
Используя настоящие методические указания, выпускники ИМЭС смогут самостоятельно и последовательно заниматься выполнением выпускной квалификационной работы и готовиться к ее защите.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Требования к выпускной квалификационной работе по направлению экономика:
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению, применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изучения ранее научных дисциплин.
При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, выполнение графических построений, проведенных математических расчетов, использование программ ПВМ для решения конкретных задач, поставленных в работе.) Объем выпускной квалификационной работы должен составлять ориентировочно 60-80 страниц машинописного текста.
Требования к выпускной квалификационной работе по направлению менеджмент:
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических, либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.
Выпускная работа должна представлять собой законченное решение конкретной организационно-экономической проблемы, включать совокупность теоретико-методических положений и практических результатов исследования, а также научно-практические положения, выдвигаемые автором на защиту. В работе должны быть сформулированы и, по возможности, апробированы основные пути решения поставленной проблемы, что позволяет судить об уровне аналитических способностей автора, его умении делать выводы.
Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работе:
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть структурирована следующим образом:
Первая глава обычно является теоретической, в ней излагается и обобщается теоретический материал по изучаемой проблеме, определяются категории, относящиеся к предметной области изучения, выделяются противоречия в существующих теоретических подходах.
В теоретической части проявляется умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их осмысливать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение. Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе.
При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.
Вторая глава является практической (аналитической) частью работы, в ней выпускник должен проиллюстрировать способность практического применения теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин учебного плана. Вторая глава должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
Третья глава является практической (проектной) частью работы, в ней проводится разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (например, разработка стратегии развития предприятия, разработка плана маркетинговой стратегии и т.д.), а также подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов (необходимо представить возможный эффект от предлагаемых в работе мероприятий).
В качестве объекта исследования в выпускной работе могут выступать экономические системы разного уровня (предприятие, организация, муниципальное образование, регион, страна, мировая экономика), а так же специальные организации как системы.
Как правило, работа выполняется на основе практических материалов предприятия или организации, где студент проходит практику, и в этом случае содержит рекомендации по совершенствованию реальных процессов.
В отдельных случаях работа может иметь теоретико-методологическую направленность.
Тема работы рассматривается на заседании Ученого Совета и утверждается приказом ректора.
Профессиональная готовность студента определяется умением анализировать теоретический и практический материал по теме исследования, делать обоснованные обобщения, выводы, предлагать основные пути решения исследуемой проблемы, предвидеть последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых решений.
Работа оформляется в виде, который позволит судить о полноте и обоснованности содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Ей должны быть присущи целевая направленность и чёткость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать:
- изложение теории проблемы, поставленной в работе;
- описание (обзор) методики проведения исследования;
- фактические данные предприятий и организаций различных организационно-правовых форм собственности, официальную статистическую информацию, результаты экспертных опросов;
- необходимые аналитические, прогнозные или плановые расчеты;
- рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов и явлений;
Выпускная квалификационная работа должна строго соответствовать требованиям по оформлению, изложенным в данных методических указаниях.
В выпускной работе студент должен показать:
- достаточную теоретическую подготовку и способность проблемного изложения теоретического материала;
- умение грамотно сформулировать цель, задачи и границы (объект, предмет) исследования;
- умение изучать и обобщать нормативные акты и литературные источники;
- способность решать практические организационно-экономические задачи;
- навыки комплексного анализа ситуаций, моделирования и расчётов, владения современной вычислительной техникой;
- умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых проектных решений;
- умение логически строить текст, формулировать выводы и предложения.
Студент, обучающийся по направлению «Экономика»в своей выпускной квалификационной работе должен показать:
- системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
- понимание многообразия экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
- теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций. Предлагать способы решения и оценивать ожидаемые результаты;
- умение систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
- умение использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;
- умение использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
- умение владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности, как минимум на одном иностранном языке (английском);
- умение владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями. Используя современные образовательные технологии;
Также должен обладать следующими общекультурными, профессиональными и дополнительными профессиональными компетенциями:
-способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
-способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
-способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
-способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
-способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
-способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
-способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать, и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);
-способность анализировать особенности экономики и внешнеэкономических связей зарубежных стран и регионов (ДПК-1);
-способность на основе аналитических данных прогнозировать возможные тенденции развития мировых рынков (ДПК-2);
-способность анализировать деятельность предприятия с целью поиска наиболее эффективных направлений развития внешнеэкономических связей (ДПК-3);
-способность использовать статистические методы для анализа функционирования мировых товарных и фондовых бирж (ДПК-4);
-способность владения особенностями использования транспорта и связи во внешнеэкономической деятельности (ДПК-5);
-способность владения иностранным (английским) языком на продвинутом уровне, достаточном для международной профессиональной коммуникации (ДПК-6);
Студент, обучающийся по направлению «Менеджмент» в своей выпускной квалификационной работе должен показать:
- целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также тенденциях развития российской и мировой экономик;
- владеть методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;
- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;
- способность пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;
- подготовку к продолжению образования, уметь приобретать новые знания, включая использование современных информационных технологий;
- знания основных положений экономической теории, а также учения в области управленческих и социальных наук, способность анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности.
Также должен обладать следующими общекультурными, профессиональными и дополнительными профессиональными компетенциями:
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
Профессиональные компетенции, соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована программа бакалавриата:
организационно-управленческая деятельность:
-владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
-владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2);
-владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
-умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-4);
-способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);
-способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);
-владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ (ПК-7);
-владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ПК-8);
информационно-аналитическая деятельность:
-способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);
-владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10);
-владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов (ПК-11);
-умением организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления) (ПК-12);
-умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций (ПК-13);
-умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета (ПК-14);
-умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ПК-15);
-владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов (ПК-16);
предпринимательская деятельность:
-способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17);
-владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-18);
-владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК-19);
-владением навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур (ПК-20).
-способностью анализировать процесс функционирования предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности (ДПК-1);
- способность управлять подразделениями организации или группами сотрудников, используя современные методы управления в сфере внешнеэкономической деятельности (ДПК-2);
-способностью проводить анализ специфических рисков в сфере международной деятельности предприятия и использовать результаты для принятия управленческих решений (ДПК-4);
-владением формирования соглашений, контрактов, в том числе внешнеэкономических (ДПК-7);
-способность разрабатывать корпоративную стратегию международного предприятия и адаптировать ее базовые принципы в иных страновых обстоятельствах и средах (ДПК-8).
Подготовка выпускной квалификационной работы включает следующие этапы:
- выбор и обоснование актуальности темы исследования, выделение решаемой проблемы и противоречий;
- общее ознакомление с проблематикой исследования, анализ теоретических аспектов проблемы;
- разработка рабочего плана (в законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание (структуру) выпускной работы);
- формулировка цели исследования и постановка конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования;
- сбор, анализ и обобщение эмпирических материалов;
- анализ и обобщение полученных результатов (результатом выполнения этого этапа является предварительный вариант выпускной работы);
- формулировка выводов и рекомендаций;
- расчет экономического эффекта (эффективности рекомендаций);
- оформление выпускной квалификационной работы.