Речевая недостаточность и речевая избыточность.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Орфоэпия – совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися в литературном языке. (Р. И. Аванесов)
Обратите внимание на слова, в которых под ударением произносится звуки [о] или [э]. Отметьте, в каких словах допустимы варианты.
АфЕра, безнадЁжный (доп. устар. безнадежный), белЁсый (доп. белесый), блЁклый (и блЕклый), бытиЕ (в значении ‘жизнь, существование’ – бытиЁ), гололЁд, гололЕдица, дебЕлый (разг. тучный, полный, упитанный), длинношЁрстный, дрЁма (уход. дрема), жЁлчный и жЕлчный, жЁлчь и жЕлчь, затЁкший, манЁвр и доп. манЕвр, никчЁмный, одноврЕмЕнный, одноимЁнный, опЕка, остриЁ, плАнер и уход. планЁр, поблЁкнуть и нов. поблЕкнуть, решЁтчатый и нов. решЕтчатый.
Обратите внимание на слова, слова, в которых обязательно должен произноситься безударный гласный [о]: аромат, трио, рояль, радио, сонет (факульт. сонет), фойе (факульт. фойе), бордо (факульт. бордо), Шопен, поэт (факульт. поэт), какао, зоолог, досье (факульт. досье), бокал, торнадо, коммюнике (факульт. коммюнике), кооперация, оратор, концерт, роман, Вольтер, Роден.
Слова разделены на 3 группы: а) слова, в которых произносится "ЧН"; б) слова, в которых произносится "ШН": в) слова, в которых возможны оба варианта произношения. Проверьте свое произношение.
ЧН | ШН | ЧН/ШН |
Античный, конечный, отличник, подсолнечник, полуночный, поточный, сердечный, | Горчичник Ильинична Конечно Кузьминична Нарочно Никитична Перечница Прачечная Пустячный Скворечник Скучно яичница | Будничный/ доп. буднишный Булошная / доп. булочная Двоешник / доп. двоечник Копеечный и копеешный Молошница / доп. молочница, (болезнь – молочница) Порядочный и порядошный Сливочный / доп. устар. сливошный Спичечный и спичешный Троешник и доп. троечник Шапочный \ шапошный разбор, шапошное знакомство (шн – доп., устар.) |
Проверьте свое произношение слов, в которых твёрдо или мягко произносятся согласные "Т", "Д" и другие перед "Е".
твердый | мягкий | допустимы оба варианта |
альтернатива антисептик антитеза артерия астероид апартеид бижутерия бизнес деградация интерьер интернет лазер менеджер пантеон проект реквием свитер сервис тенденция тендер шатен | брюнет демагог пресса патент паштет реабилитация рента термин фанера шинель эссенция юриспруденция | агрессия бассейн бизнесмен дезодорант декан демобилизация компетенция претензия репрессия сессия сонет стратегия тезис терапевт террор фланель |
Произнесите нижеперечисленные слова:авансИрование, алкогОль, анАлог, афЕра, бензопровОд, бомбардировАть, бытиЕ, вероисповЕдание, валовОй, гЕнезис, глубокоуважАемый, диспансЕр, добЫча, забронИровать (закрепить), забронировАть (покрыть броней), закУпорить, избаловАть, индустрИя, Исподволь, каталОг, квартАл, коклЮш, костюмирОванный, кУхонный, манЕвр, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние, намЕрение, новорождЕнный, нормировАние и доп. нормИрование, обеспЕчение, облегчИть, опЕка, оптОвый, остриЁ, пАсквиль, повремЕнный, поимЁнный, пОхороны, похорОн, похоронАм, принУдить, руднИк, свЁкла, симмЕтрИя, сиротЫ (род. пад), сирОты (мн.ч.), срЕдства, стАтуя, столЯр, углубИть, фенОмен и доп. феномЕн (о человеке), ходАтайство, цеховОй, шассИ, щавЕль, экспЕрт, Экспорт, эскОрт, языкОвАя.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании носителей языка соотнесенность звукового комплекса с тем или иным явлением действительности.
Прямое (или основное, главное) значение слова – это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.
Переносные (непрямые) значения слов такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.
Лексическая сочетаемость.
В зависимости от лексического значения слова различается два основных ее вида ¾ свободная и несвободная, ограниченная достаточно строгим списком слов.
1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:
Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Морфологические нормы СРЛЯрегулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов:
1. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
2. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.
3. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.
2. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях:
1. Адресовать директору, предназначать для директора, рассчитывать на директора. 2. Беспокоиться о детях, тревожиться за детей. 3. Базироваться на фактах, опираться на факты. 4. Влиять на рост, сказываться на росте. 5. Жажда знаний, стремление к знаниям, потребность в знаниях. 6. Избегать работы, уклоняться от работы. 7. Мешать развитию, препятствовать развитию, тормозить развитие. 8. Обвинять в неискренности, осуждать неискренность. 9. Оплатить проезд, уплатить за проезд. 10. Отзыв о книге, рецензия на книгу. 11. Отличать звуки (от), различать звуки. 12. Отметить достижения, остановиться на достижениях. 13. Предупреждать об опасности, предостерегать кого-либо от опасности. 14. Презирать трусость, презрение трусости. 15. Преимущество перед оппонентом, превосходство кого-, чего-либо над оппонентом.
3. В каком словосочетании дано правильное согласование:
три большие дома – три больших дома (м.р.)
четыре высокие горы (ж.р.) – четыре высоких горы
каждые два часа – каждых два часа
целые четыре месяца – целых четыре месяца (добрый, целый, полный)
последние два дня, проведенные… – последних два дня, проведенных…
две новые столовые – две новых столовых
два случайные прохожие – два случайных прохожих
молодые редиска и лук (офиц-дел., научный стиль) – молодая редиска и лук (предпочтительно)
в правой и левой руке – в правой и левой руках
вторая и третья группы IV курса – вторая и третья группа IV курса
в конце XV начале XVI века – в конце XV начале XVI веков
4. Определите тип нарушения в употреблении однородных членов, напишите исправленный вариант:
1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
2. Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю: точно знать количество слушателей в группе, помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями, своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.
3. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.
4. В здании проводилась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
5. При обнаружении повышенного уровня радиации в рабочих помещениях приостановить работы с источниками ионизирующих излучений с эвакуацией людей и докладом руководству.
6. Если вы хотите, чтобы ваше торжество, отдых коллектива, свадьба, юбилей прошли празднично и остались в памяти, спешите уже сегодня забронировать места на теплоходе "Полина".
7. Для малоимущих, инвалидов и неторгующих организаций предусмотрены скидки.
5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания. 1. Деловые люди, берегя время, четко планируют свой день. 2. Услышав это, у меня подкосились ноги. 3. Пиша тебе об том, жду срочного ответа. 4. Бежа изо всех сил, она споткнулась. 5. Он читает и сижа и лежа. 6. Приехав на вокзал, его никто не встретил. 7. Катаясь с горы, сломалась лыжа. 8. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация.
6. Укажите характер ошибки в каждом предложении, исправьте их:
1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы (что) война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.
2. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.
3. На совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.
4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.
5. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.
6. Анализ собранных данных, состоящих из показаний обвиняемых и свидетелей, протоколов очных ставок, вещественных доказательств, которые были приобщены к делу как в начале следствия, так и в процессе расследования, а также актов экспертиз, проведенных специалистами, которые были приглашены следствием, показывает, что преступление, инкриминируемое всем обвиняемым, которые объединились в банду, имевшую целью крупные хищения и ограбления, представляет собой цепь преступных деяний, каждое из которых должно квалифицироваться как самостоятельное преступление.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Орфоэпия – совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися в литературном языке. (Р. И. Аванесов)
Обратите внимание на слова, в которых под ударением произносится звуки [о] или [э]. Отметьте, в каких словах допустимы варианты.
АфЕра, безнадЁжный (доп. устар. безнадежный), белЁсый (доп. белесый), блЁклый (и блЕклый), бытиЕ (в значении ‘жизнь, существование’ – бытиЁ), гололЁд, гололЕдица, дебЕлый (разг. тучный, полный, упитанный), длинношЁрстный, дрЁма (уход. дрема), жЁлчный и жЕлчный, жЁлчь и жЕлчь, затЁкший, манЁвр и доп. манЕвр, никчЁмный, одноврЕмЕнный, одноимЁнный, опЕка, остриЁ, плАнер и уход. планЁр, поблЁкнуть и нов. поблЕкнуть, решЁтчатый и нов. решЕтчатый.
Обратите внимание на слова, слова, в которых обязательно должен произноситься безударный гласный [о]: аромат, трио, рояль, радио, сонет (факульт. сонет), фойе (факульт. фойе), бордо (факульт. бордо), Шопен, поэт (факульт. поэт), какао, зоолог, досье (факульт. досье), бокал, торнадо, коммюнике (факульт. коммюнике), кооперация, оратор, концерт, роман, Вольтер, Роден.
Слова разделены на 3 группы: а) слова, в которых произносится "ЧН"; б) слова, в которых произносится "ШН": в) слова, в которых возможны оба варианта произношения. Проверьте свое произношение.
ЧН | ШН | ЧН/ШН |
Античный, конечный, отличник, подсолнечник, полуночный, поточный, сердечный, | Горчичник Ильинична Конечно Кузьминична Нарочно Никитична Перечница Прачечная Пустячный Скворечник Скучно яичница | Будничный/ доп. буднишный Булошная / доп. булочная Двоешник / доп. двоечник Копеечный и копеешный Молошница / доп. молочница, (болезнь – молочница) Порядочный и порядошный Сливочный / доп. устар. сливошный Спичечный и спичешный Троешник и доп. троечник Шапочный \ шапошный разбор, шапошное знакомство (шн – доп., устар.) |
Проверьте свое произношение слов, в которых твёрдо или мягко произносятся согласные "Т", "Д" и другие перед "Е".
твердый | мягкий | допустимы оба варианта |
альтернатива антисептик антитеза артерия астероид апартеид бижутерия бизнес деградация интерьер интернет лазер менеджер пантеон проект реквием свитер сервис тенденция тендер шатен | брюнет демагог пресса патент паштет реабилитация рента термин фанера шинель эссенция юриспруденция | агрессия бассейн бизнесмен дезодорант декан демобилизация компетенция претензия репрессия сессия сонет стратегия тезис терапевт террор фланель |
Произнесите нижеперечисленные слова:авансИрование, алкогОль, анАлог, афЕра, бензопровОд, бомбардировАть, бытиЕ, вероисповЕдание, валовОй, гЕнезис, глубокоуважАемый, диспансЕр, добЫча, забронИровать (закрепить), забронировАть (покрыть броней), закУпорить, избаловАть, индустрИя, Исподволь, каталОг, квартАл, коклЮш, костюмирОванный, кУхонный, манЕвр, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние, намЕрение, новорождЕнный, нормировАние и доп. нормИрование, обеспЕчение, облегчИть, опЕка, оптОвый, остриЁ, пАсквиль, повремЕнный, поимЁнный, пОхороны, похорОн, похоронАм, принУдить, руднИк, свЁкла, симмЕтрИя, сиротЫ (род. пад), сирОты (мн.ч.), срЕдства, стАтуя, столЯр, углубИть, фенОмен и доп. феномЕн (о человеке), ходАтайство, цеховОй, шассИ, щавЕль, экспЕрт, Экспорт, эскОрт, языкОвАя.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании носителей языка соотнесенность звукового комплекса с тем или иным явлением действительности.
Прямое (или основное, главное) значение слова – это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.
Переносные (непрямые) значения слов такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.
Лексическая сочетаемость.
В зависимости от лексического значения слова различается два основных ее вида ¾ свободная и несвободная, ограниченная достаточно строгим списком слов.
1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:
Играть роль, играть значение; решить проблему, разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги; рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай; погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду; внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию; соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы; возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.
Речевая недостаточность и речевая избыточность.
Невнимательность или небрежность может стать причиной речевой недостаточности – пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли.
Распространен в речи неоправданный
– пропуск связки при именном сказуемом: Одним из средств выразительности, которое широко использует автор, ¾ сравнение (следует является сравнение);
– пропуск структурно обязательного местоимения в главной части сложноподчиненного предложения: Я закрыл глаза и представил себе, о чем писал автор (следует представил себе то, о чем...);
– пропуск одного из компонентов словосочетания: Бытовые условия учителя желают лучшего (правильно оставляют желать лучшего).
Речевая избыточность, или многословие, проявляется в употреблении большего количества слов, чем требуется для выражения мысли.
Плеоназм – это словосочетание, в котором соединяются близкие по смыслу слова и синонимы, соответственно одно из слов такого словосочетания оказывается ненужным, лишним.
Разновидностью плеоназма считается тавтология – повторение однокоренных слов:
Также тавтология возникает при соединении иноязычного и русского слова, имеющего такое же значение – это скрытая тавтология
К тавтологии близки лексические повторы одних и тех же слов, стилистически немотивированное употребление которых свидетельствует о неумении автора пользоваться синонимическими богатствами языка, четко и лаконично выражать мысль.
2. Найдите избыточные слова в следующих словосочетаниях и объясните, в чем причина избыточности:
Молодая девушка, памятный сувенир, биография жизни, в августе месяце, в этот период времени, демобилизоваться из армии, впервые познакомились, свободная вакансия, каждая минута времени, первая премьера, незаконное расхищение, ошибочное заблуждение, неожиданный сюрприз, контактный телефон.
3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
1). По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание “Соглашения о национальном согласии”. 2). Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3). В отличии от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пестру4ю картину. 4). Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5). Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
4. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их:
1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.
5. Найдите и исправьте ошибки, связанные с тавтологией, речевой избыточностью или недостаточностью, двусмысленностью, бедностью лексического запаса, неточным или неуместным употреблением слова и т.д.:
1. Ему вручили памятный сувенир. 2. Предложено сгруппировать в группы слова. 3. Самый наилучший экземпляр был отправлен в музей. 4. Моя автобиография жизни очень короткая. 5. Пресса высоко позитивно оценивает результаты переговоров. 6. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях. 7. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 8. После повторного анализа были получены отличные данные. 9. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 10. С нашей компанией вы пойдете по миру (реклама туристической компании). 11. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы). 12. Раскольников пришел к своей теории в глубокой молодости после окончания университета. 13. Государственные чиновники должны стоять на страже предпринимателя. 14. Это был его заклятый друг. 15. Его смертельно обожали. 17. Они вернулись обратно. 18. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ
Морфологические нормы СРЛЯрегулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.