Упражнение 1. Образуйте формы и.п. мн.ч.

Адрес, брокер, бухгалтер, герб, дилер, директор, договор, допуск, инструктор, квартал, контейнер, крем, ордер, отпуск, паспорт, профессор, рапорт, редактор, ректор, сорт, торт, цех, шофер.

Упражнение 2. Образуйте формы р.п. мн.ч.

Англичане, апельсины, буряты, вафли, гусары, килограммы джинсы, жабры, калмыки,, кочерги́, носки, полотенца, помидоры, рельсы, свечи, тапки, туфли, чулки, яблоки, ясли.

3. Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения словесными вариантами.

1. В магазин было поставлено до 264 килограммов конфет.

2. Депутат встретился с 735рабочими завода.

3. 100000турист прилетел в Тунис из России рейсом Аэрофлота.

4. 31 000 000зритель посмотрел фильм в нашем кинотеатре.

5. Предложение принято 437голосами против 54голосов.

6. К 535прибавить 285.

7. От 849отнять 96.

8. 1000000 экземпляр книги был напечатан в нашем издательстве.

9. Человек с 1000 лицами.

10. Длина реки Волги около 3 700 километров.

11. На ремонт здания затрачено более 1200 рублей.

Найдите ошибки, исправьте предложения

1. Столичные шофера гудели на свадьбе.

2. Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем гомеопатические или другие средства лечений.

3. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов.

4. Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому, что умею вставить в разговор две-три фразы по теме.

5. Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.

6. Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно ретивых.

7. Промокнувший до нитки мальчик наконец добежал до дома.

8. Среди приглашенных были профессоры, ученые, коммерсанты, банкиры.

9. Вслед уходящему поезду провожающие махают руками.

10. Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СРЛЯ

1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов:

1. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

2. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

3. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

2. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях:

1. Адресовать директору, предназначать для директора, рассчитывать на директора. 2. Беспокоиться о детях, тревожиться за детей. 3. Базироваться на фактах, опираться на факты. 4. Влиять на рост, сказываться на росте. 5. Жажда знаний, стремление к знаниям, потребность в знаниях. 6. Избегать работы, уклоняться от работы. 7. Мешать развитию, препятствовать развитию, тормозить развитие. 8. Обвинять в неискренности, осуждать неискренность. 9. Оплатить проезд, уплатить за проезд. 10. Отзыв о книге, рецензия на книгу. 11. Отличать звуки (от), различать звуки. 12. Отметить достижения, остановиться на достижениях. 13. Предупреждать об опасности, предостерегать кого-либо от опасности. 14. Презирать трусость, презрение трусости. 15. Преимущество перед оппонентом, превосходство кого-, чего-либо над оппонентом.

3. В каком словосочетании дано правильное согласование:

три большие дома – три больших дома (м.р.)

четыре высокие горы (ж.р.) – четыре высоких горы

каждые два часа – каждых два часа

целые четыре месяца – целых четыре месяца (добрый, целый, полный)

последние два дня, проведенные… – последних два дня, проведенных…

две новые столовые – две новых столовых

два случайные прохожие – два случайных прохожих

молодые редиска и лук (офиц-дел., научный стиль) – молодая редиска и лук (предпочтительно)

в правой и левой руке – в правой и левой руках

вторая и третья группы IV курса – вторая и третья группа IV курса

в конце XV  начале XVI века – в конце XV  начале XVI веков

4. Определите тип нарушения в употреблении однородных членов, напишите исправленный вариант:

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2. Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю: точно знать количество слушателей в группе, помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями, своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей.

3. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4. В здании проводилась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

5. При обнаружении повышенного уровня радиации в рабочих помещениях приостановить работы с источниками ионизирующих излучений с эвакуацией людей и докладом руководству.

6. Если вы хотите, чтобы ваше торжество, отдых коллектива, свадьба, юбилей прошли празднично и остались в памяти, спешите уже сегодня забронировать места на теплоходе "Полина".

7. Для малоимущих, инвалидов и неторгующих организаций предусмотрены скидки.

5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания. 1. Деловые люди, берегя время, четко планируют свой день. 2. Услышав это, у меня подкосились ноги. 3. Пиша тебе об том, жду срочного ответа. 4. Бежа изо всех сил, она споткнулась. 5. Он читает и сижа и лежа. 6. Приехав на вокзал, его никто не встретил. 7. Катаясь с горы, сломалась лыжа. 8. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация.

6. Укажите характер ошибки в каждом предложении, исправьте их:

1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы (что) война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

2. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.

3. На совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

5. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

6. Анализ собранных данных, состоящих из показаний обвиняемых и свидетелей, протоколов очных ставок, вещественных доказательств, которые были приобщены к делу как в начале следствия, так и в процессе расследования, а также актов экспертиз, проведенных специалистами, которые были приглашены следствием, показывает, что преступление, инкриминируемое всем обвиняемым, которые объединились в банду, имевшую целью крупные хищения и ограбления, представляет собой цепь преступных деяний, каждое из которых должно квалифицироваться как самостоятельное преступление.

Наши рекомендации