Понятие и признаки корпорации.
Понятие и признаки корпорации.
Корпорация- организация построенная на началах членства или участия и на объединении капиталов в которых собственность отделена от управления. Признаки: союз лиц с общими интересами, основанный на объединении капиталов; собственность отделена от управления, участники не принемают участия в управлении деятельностью, управление осущ совет директоров, исп органы, общее собрание. Корп: публичные (которые котируются на рынках ценных бумаг и на которые разрешена открытая подписка) и не публичные.
Виды корпораций.
Корпорация — это организация или союз организаций, созданных для защиты интересов и привилегий ее участников и образующих самост. ЮЛ. Корп. закон-во устанав. за корпорацией право выступать в качестве ЮЛ независ.от ее владельцев. Это необх. при наличии огромного числа акционеров. Как правило, корпорация состоит из материн. и дочер. компаний, имеющих разл. юр. статус и разную степень самост-ти.Создается с целью привл.капитала для осущ. крупных проектов, и более равномерного распред. риска, что увеличивает потенциал самосохранения.Виды корпораций зависят от целей: задаются ли они собственно корпор. логикой борьбы за рынки или обуславливаются внешними обстоятельствами; определяются создателями и владельцами корпорации.1.Классическая кор-ия. Важнейший принцип- максим. эффек-ть производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и рост прибыли). Клас. корпор. структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. 2.Этатистская кор-ия. – их конфигурация обусл.. тем, что крупн. корпорацией явл. само гос-во,поэтому такие образования в той или иной мере выключены из конкурентной среды.В отличие от классических индустриальных корпораций - этатистские фактически не способны к естественному развитию. Гл. цель – не достижение максим. эффективности производства, а реализация задач, поставленных гос-ом. .3.Креативная кор-ия. Развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, кот. могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием кот. являются интеллект и таланты их основателей.
Широко распространены такие корпор. организации, как холдинг, консорциум, конгломерат, картель, синдикат, трест.
Холдинг— корпорация или акц. компания, представляет собой организацию, владеющую контр.пакетами акций др. компаний с целью осуществ. по отношению к ним функций контроля и управления; является специфическим управленческим и финанс. ядром соврем.корпораций. По характеру деят-ти холдинги подразделяются на чистые, смешанные( оперативные). Чистые холдинги ограничиваются выполн. контрольно-управленческих функций; смешанные, кроме контрольно-управленческих, м.б. на себя предприн-ие, торговые, трансп. и др. функции, связанные с развитием холдинга. Преимущество холдинга- возможность провед. единой производственной, технической, маркетинговой, финанс. политики, защиты групповых интересов( «Нориль.никель» ). Консорциум — врем. объединение предприятий. Цель- реализацияя крупных промышл., строительных проектов. Конгломерат — это объединение разнородных предприятий в единую компанию. Тип компании опред. характером ее диверсификации., т.е. выходом компании в сферы деяте-ти, прямо не связ. с осн.номенклатурой производства. Картель — форма объединения, участники кот. заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля сохраняют коммерч. и производственную самост-ть. Нарушение соглашения ведет к штрафам.Синдикат — объединение предприятий, выпуск. однородную продукцию. Создается для контроля над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения моноп. прибыли.Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производств. и юр. самост-ть, но при этом утрачивают коммерч.самост-ть. Сбыт продукции осущ. через единый орган — сбытовую контору, этим достигается монопольная цена..Трестом - объединение собств-ти и управления предприятий одной или неск. отраслей, полностью утрачивающих производств. и коммерч. самост-ть. Предприниматели, вх. в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Комбинат (форма треста) — объединение технологически связанных между собой предприятий, в кот. продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производств. деят-ти другой. Эта форма широко исп. в пищевой, деревооб.промыш-ти. Напр., в «Останк. молочный комбинат» входят не только заводы по переработке, но и непосредств. фермы, поставляющие молоко.
Фонды.
Фонд- некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.
Фонд обладает определенными особенностями:
- отсутствие членства;
- возможность юридических лиц быть учредителями фонда;
- обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Фонды являются юридическими лицами со специальной правоспособностью, которая фиксируется в уставе фонда. Эта правоспособность имеет некоммерческий характер и формируется с учетом целей фондов.
Изменения в уставе фонда, как и его ликвидация, по общему правилу возможны лишь в судебном порядке. При этом для ликвидации фонда законодателем предусмотрены следующие основания:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
Ликвидация фонда возможна также и в других случаях, предусмотренных законом.
Учреждения.
Учреждение- организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В зависимости от целей деятельности различаются:
- государственные органы и органы местного самоуправления;
- благотворительные учреждения;
- образовательные учреждения;
- учреждения культуры;
- медицинские учреждения;
- научные учреждения;
- социальные учреждения.
В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, государство, муниципальные образования. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве — всеми собственниками).
Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
Общественное объединение - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей.
Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу относятся:
— общественные организации - объединения на основе членства;
— общественные движения - массовые объединения, не имеющие членства;
— общественные фонды - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели;
— общественные учреждения - не имеющие членства организации, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интересах участников;
— органы общественной самодеятельности - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы;
— политические партии - объединения, образуемые в явочном порядке и основанные на членстве, имеющие целью представление интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, а также их участие в политической жизни общества — в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах.
Религиозная организация - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: общины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например духовные образовательные учреждения или объединения религиозных организаций (централизованные религиозные организации).
Общественные и религиозные организации, являясь некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Члены этих организаций не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в собственность этих организаций. Участники не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях
Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.
4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.
5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.
Потребительский кооператив
Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.
Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные организации
Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях
1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
2. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.
Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
3. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.
Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации
1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.
2. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации
1. Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.
2. Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.
Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.
3. Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.
Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации
1. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
2. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Общественные движения
Статья 123.7-1. Общественные движения
1. Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
2. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Ассоциации и союзы
Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)
1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.
2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).
3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.
Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.
4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
5. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.
Статья 123.9. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
1. Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).
2. Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).
Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)
1. К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
2. В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Статья 123.11. Права и обязанности члена ассоциации (союза)
1. Член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.
Член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.
2. Члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом уставом ассоциации (союза).
3. Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом.
9. Понятие и виды учредительных документов разных видов корпораций.
В зависимости от вида ЮЛ его правовой статус может характеризоваться разл. учред. документами. Учред.документы юр. лица-аналог гражд. документов, удостовер.личность. Существует неск.видов учр.документов:1) устав; 2) учр. договор; 3) общие положения об организации. ЮЛ действует на основании устава,либо учр.договора и устава, либо только учр. договора. На основании каких конкретно докум. действует ЮЛ, опред. в соответств. законодат. акте. В случаях, предусмотр. законом, ЮЛ, не явл. коммер. орг-й, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Глав. различие между ком-ми и неком-ми орг-и проявл. в том, что требования к их форме учр. документов более строгие, чем это предусматр.для некоммер. орг-й.Учр. договор юр.. лица заключается, а устав утверждается его учредителями.ЮЛ, созданное 1 учредителем, действует на основании устава, утвержд. этим учредителем. В учр.документах ЮЛ должны определяться:1) наименование 2) место его нахождения;3) порядок управления деятельностью ЮЛ;4) др.сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответств. вида.В учр. документах некоммерч. организаций и унитарных предприятий, а в предусм. законом случаях и др.коммерч. орг-ий должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности коммерч.орг-ии м.б. предусм. учр. документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. Что касается содержания учр. договора,то в нем учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деят-ти по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей из его состава. Изменения учр. документов приобретают силу для 3-х лиц с момента их гос. регистрации, а в случаях, установ. законом, — с момента уведомления органа, осущ.гос. регистрацию, о таких изменениях.
Создание и государственная регистрация корпораций: понятие, этапы, перечень документов, представляемых на государственную регистрацию юридического лица, виды уполномоченных органов, принимающих решение о государственной регистрации.
1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления документов в регистрирующий орган нотариусом документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации, направляются регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок нотариусу в форме электронных документов. Нотариус выдает соответствующие документы заявителю по его просьбе на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам в соответствии с законодательством о нотариате или в форме электронных документов. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений, предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 1 или подпунктом "д.1" пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя. Указанный документ может быть выдан нотариусом также представителю заявителя, полномочия которого подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью или представленной нотариусу лично заявителем доверенностью в простой письменной форме.
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 05.05.2014 N 107-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
6. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
1. Общая характеристика единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, специального Федерального закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом N 129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Глава 2 Федерального закона N 129-ФЗ носит название "государственные реестры" и содержит общие принципы ведения государственных реестров, излагает их содержание, а также устанавливает правила, процедуру и условия предоставления сведений и документов, содержащихся в государственных реестрах.
Обращаем внимание, что ведение предпринимательской и иной незапрещенной законом деятельности - это прерогатива не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. Поэтому глава 2 Федерального закона N 129-ФЗ и закрепленные в ней положения относятся не только к ЕГРЮЛ, <