Размеры и динамика рынка класса продукта
Рынок эстетической медицины испытал своё рождение в России сразу же после того, как стало очевидно расслоение общества по финансовому статусу. Увеличение благосостояния граждан отражается на диверсификации товаров высшего качества. Вот и рынок медицинских оздоровительных аппаратов с начала своего появления испытывает бурный рост. Для демонстрации данного факта рассмотрим рост ёмкости рынка доходным методом расчёта доверяя экспертам и маркетологам предприятия. Рассчитаем ёмкость рынка для основного продукта предприятия Аква – капсулы.
2004 год
Расчёт емкости рынка медицинской оздоровительной техники для Москвы и Московской области (все исходные данные находятся в открытом доступе): А х (I/B) х (1/С) х (1+ D) = 66,95 млн.рублей., где А – величина годовых продаж капсул предприятия Альфа СПА. (15,623млн. у.е); В - доля «Альфа Спа» в обороте торговых сетей (23,5% -экспертная оценка);
С - доля торговых оганизаций на рынке оздоровительной техники и электроники (70%- оценка Института маркетинговых исследований GFK MR); D - отношение покупательской способности в Москве и Московской области (0,2 - Госкомстат РФ). Ёмкость рынка = 66,95 млн.руб.
2005 год
Расчёт емкости рынка медицинской техники для Москвы и Московской области А х (I/B) х (1/С) х (1+ D) = 130,1 млн.рублей., где А - величина годовых продаж капсул предприятия Альфа СПА. (29,718млн. у.е); В - доля «Альфа Спа» в обороте торговых сетей (32% -экспертная оценка);
С - доля торговых организаций на рынке оздоровительной техники и электроники (85%-); D - отношение покупательской способности (0,2 - Госкомстат РФ). Ёмкость рынка = 130,1 млн. рублей.
2006 год
Расчёт емкости рынка медицинской техники
А х (I/B) х (1/С) х (1+ D) = 186,69 млн.рублей., где А - величина годовых продаж капсул предприятия Альфа СПА. (42,672млн. у.е); В - доля «Альфа Спа» в обороте торговых сетей (40% -экспертная оценка);
С - доля торговых оганизаций на рынке оздоровительной техники и электроники (80%) D - отношение покупательской способности в Москве и Московской области (0,4 - Госкомстат РФ). Ёмкость рынка = 186,69 млн.рублей.
Ёмкость рынка 2004 – 2006 год Таблица 3.4
Показатель | Ед.изм. | 2004г. | 2005г. | ∆% 2004-2005 | 2006г | ∆% 2005-2006 | ∆% 2004-2006 |
Емкость рынка | Млн.руб | 66,95 | 130,1 | +94,3 | 186,69 | +42,4 | +178,9 |
Объём продаж | Млн.руб. | 15,623 | 29,718 | +90,2 | 42,672 | +43,5 | +178,4 |
Как видно из таблицы ёмкость рынка ежегодно увеличивается, в 2005 году увеличение составило на 94,3% , а в 2006 году на 42.4 %. Общее же увеличение ёмкости рынка с 2004 года по 2006 составило178.9 %. Объёмы продаж примерно одинаково возрастают с ёмкостью рынка, что означает, что предприятие пытается держать свою долю рынка на одном уровне.
Сегмент рынка
Сегментация рынка- одно из главных решений, лежащих в основе планирования маркетинга. Сегментация означает процесс разделения рынка товаров на отдельные сегменты или части. Смысл выделения сегментов рынка состоит в том, чтобы не распылять усилия на весь рынок, а ориентироваться на определенный сегмент.
Сегментом рынка называют группу клиентов, занятых поиском однотипных или однофункциональных товаров и готовых их купить.
Сегментация применяется исключительно к потребителям (покупателям) определенного вида товара или услуги. Сегмент всегда какая-тo особая труппа. При этом не имеет значения, идет ли речь о потребителях часов, станков с программным управлением или бухгалтерских консультационных услуг.
Предприятие торгует достаточно широким ассортиментом товаров разных видов, следовательно, его можно отнести к предприятиям с широким товарным ассортиментом. Также предприятие торгует, значительным числом модификаций (типов) одного товара, покрывающих многие потребительские сегменты, значит, предприятие имеет глубокий ассортимент.
Понятно, совместить «широту» и «глубину» под силу только исключительно крупным предприятиям, а новички чаше всего начинают с
и неглубокого ассортимента. Товарная стратегия предприятия Альфа Спа эффективная, так как варьирует эти характеристики.
Сегмент потребителей товаров оздоровительной медицины.
Сегмент рынка предприятия Альфа Спа характеризуется следующими критериями:
- Демографический критерий.Потребителями товараявляются граждане обоих полов средней возрастной группы, на установившемся этапе жизненного цикла, уверенные в себе бизнесмены
- емкость сегмента – составляет 186,69 млн. рублей, число потенциальных потребителей постоянно растёт, площадь сегмента расположена на территории европейской части России, Москва является стратегическим объектом, так как около 50% продаж приходится на неё. Все имеющиеся производственные мощности предприятия ориентированны на данный сегмент.
-доступность сегмента – предприятие обладает широкими каналами распределения продукции и сбыта, каналы сбыта продукции сосредоточенны через торговых посредников и собственную сеть,
- прибыльность – предприятию рентабельна работа на выделенном сегменте рынка;
- совместимость сегмента с рынком основных конкурентов - основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, продвижение изделий предприятия здесь затрагивает их интересы, понадобится принимать меры по защите, нести дополнительные расходы,
- эффективность работы на выбранном сегменте рынка. У персонала предприятия достаточно опыта для работы на выбранном сегменте рынка, продвижения изделия, конкурентной борьбы, проверить, у предприятия достаточно финансовых и материальных ресурсов.
Приведем простой пример того, как сегментация рынка увеличила прибыль. Предприятие Альфа СПА торгует оздоровительными капсулами. Проанализировав список покупателей, обнаружилось, что 75% среди них
составляют оздоровительные салоны. Опросив этих покупателей, обнаружилось, что капсулы им нравятся, но срок окупаемости капсул достаточно долог. Одновременно был исследован рынок и выявилось, что только 15% из общего числа организаций приобрели капсулы в Альфа Спа . Оперативно у производителя были заказаны капсулы относительно из более доступных материалов, что отразилось на цене. После этого разрекламировали новые капсулы через СМИ. В результате за полгода резко увеличился объем продаж капсул, 25 % санаториев, гостиниц и оздоровительных комплексов являются клиентами Альфа Спа. Итак, целевая деятельность на определенном сегменте рынка приносит желанную прибыль.
Для Российских условий, характеризующихся периодом развития рынка, рыночных связей, каналов распределения, стандартизация товара является важным средством экономии усилий предприятия, особенно в период становления и закрепления на рынке.
Что же касается перспектив, то, безусловно, они благоприятные.