Глава 1. Характеристика предприятия
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Кафедра Управления Водохозяйственным Производством
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Анализ и совершенствование комплекса маркетинга на многофункциональном предприятии ООО Альфа Спа группа компаний ВНИИМИ»
Зав. Кафедрой: д.т.н., профессор Кавешников Николай Трофимович
Руководитель: к.э.н., доцент Степанова Анастасия Александровна
Дипломник: Красавин А.А
Москва 2013
Оглавление
Введение ---------------------------------------------------------------------------------4
Глава 1 Характеристика предприятия----------------------------------------------5
1.1) Краткое описание видов деятельности предприятия---------------------5
1.2) Краткая история создания предприятия.------------------ -----------------6
1.3) Миссия фирмы и цели предприятия « Здоровье – Здоровым»------6
1.4)Организационная структура предприятия ----------------------------------8
Глава 2Внутренний анализ------------------------------------------------------------9
2.2) Производство ------------------------------------------------------------------- 9
2.2.1) динамика производственных мощностей----------------------------9
2.2.2) динамика объёмов производства ------------------------------------10
2.2.3) Модернизация мощностей. -------------------------------------------10
2.2.4) динамика расходов на НИОКР----------------------------------------11
2.2.5) динамика качества продукции----------------------------------------13
2.2.6) степень загрузки мощностей------------------------------------------14
2.3) Финансы АХД-------------------------------------------------------------------15
2,3,1) Предварительный анализ бухгалтерского баланса.- -----------15
2,3,1) Расчёт финансово-оперативных показателей --------------------23
2,3,3) Анализ финансовой устойчивости.---------------------------------31
2,3,4) Обобщённая оценка ФСП--------------------------------------------35
2.4) Маркетинг описание исследования------------------------------------------36
2,4,1) Функции маркетинга на предприятии --------------------------37
2.4.2) сбытовая концепция------------------------------------------------39
2.4.3)стратегия---------------------------------------------------------------40
2.4.4)динамика объёмов продаж-----------------------------------------42
2.4.5)динамика доли рынка-----------------------------------------------46
2.4.6)Ассортимент и конкурентоспособности
продукции и сервиса-------------------------------------------------------47
2.4.7) структура потребителей и её эволюции------------------------52
2.4.8)сбытовая политика и каналов товародвижения-------------- 53
2.4.9)политике цен----------------------------------------------------------53
2.4.10) методы продвижения товара и динамики затрат на эти цели тематика рекламы и её носители. ------------------55
2.4.11) имидж торговой марки приверженность ей покупателей-58
2.4.12) стадию жизненного цикла товара------------------------------60
2.5) Персонал ---------------------------------------------------------------------------60
Глава 3Внешний анализ---------------------------------------------------------------64
3.1.) Спрос ------------------------------------------------------------------------------64
3.1.1) Группа товара по КОУПЛЕНДУ---------------------------------64
3.1.2) Тип спроса задачи маркетинга-----------------------------------65
3.1.3) Эластичность спроса по цене-------------------------------------67
3.1.4) Требования покупателей к продукции--------------------------68
3.1.5) Мотивы покупок----------------------------------------------------70
3.2) Предложение-----------------------------------------------------------------------71
3.2.1) тип рынка продукта и его измен.-------------------------------71
3,2,2) Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней. --72
3.2.2)Размеры и динамику рынка класса продукта------------------82
3.2.3) сегмент рынка -------------------------------------------------------84
3.2.4) конкуренты в сегменте и их ранги по долям рынка и имиджу----------------------------------------------------------------86
3.2.5) сильные и слабые стороны конкурентов ----------------------88
3.3) Макросреда-------------------------------------------------------------------------91
3.3.1) Состояние экономической среды по динамике ВВП--------92
3.3.1.1) темпы инфляции, занятность.------- ---------------------94
3.3.2) Демографическая среда -------------------------------------------95
3.3.3) НТС динамика расходов на НИОКР в отрасли, --------------96
3.3.4) Правовая среда ------------------------------------------------------97
3.3.5) Культурная среда – изменение в пристрастиях, мода.- -----97
3.3.6) Окружающая среда – очистка выбросов.-- --------------------98
Глава 4 Анализ и совершенствования комплекса маркетинга на предприятии.
4.1 Комплекс маркетинга на предприятии ООО Альфа Спа группа компаний ВНИИМИ.------------------------------------------------------------------100
4.2. Товар---------------------------------------------------------------------------101
4.3) Цена--------------------------------------------------------------------------102
4.4) Продвижение ----------------------------------------------------------------103
4.5)Товародвижение и распределение – Place-----------------------------104
4.6) Возможность лизинга и кредита----------------------------------------105
4.6.1) Выбор кредита или лизинга-------------------------------------------106
4.6.1) Схема лизинга-------------------------------------------------------------108
4.6.2) Выбор лизинговой компании------------------------------------------110
Глава 5 Анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон фирмы
5.1) SWOT анализ----------------------------------------------------------113
5.2 предложения и рекомендации----------------------------------------114
5.3)Возможности по достижению конкурентного преимущества-115
5.4) План продвижения товара через Интернет ---------------------116
Глава 6 Инженерная часть Реконструкция склада -----------------------------119
6.1) Общие положения----------------------------------------------------- 119
6.2) Производство работ по ремонту помещений.-- -----------------119
6.3) Организация ремонтных работ.------------ ----------------------- 124
Общий Вывод---------------------------------------------------------------------------126
Список литературы-------------------------------------------------------------------128
Введение
Представленная дипломная работа посвящается изучению и совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ОАО «Источник жизни» . В комплекс маркетинга включает меры воздействия на рынок («маркетинг микс»), товарную, ценовую политику, политику формирования каналов товародвижения, стимулирующую политику, включающую разнообразные виды и средства рекламы, прямые продажи, сервисную политику, критериальный анализ моделей оценки торговой марки и т.д. в рамках предприятия.
В дипломной работе содержится системное изложение основ теории и практики маркетинга, раскрывается содержание маркетинга как вида деятельности; рассматривается развитие маркетинга в прошлом и настоящем на данном предприятии; анализируются методологические проблемы маркетинга; внешняя и внутренняя среда предприятия; изложены основные положения, характеризующие практические аспекты маркетинга: корпоративные и маркетинговые стратегии, исследование и сегментация рынка, анализ конкурентов, проблемы управления маркетингом на предприятии.
В комплекс маркетинга входит все, чтофирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования. Это четыре ключевых параметра, по которым и анализируется деятельность предприятия.
Комплексное использование различных маркетинговых мер позволяет предприятию повысить конкурентные позиции на рынке или отдельных его сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи, в том числе и стратегические. По этой причине освещаются также механизмы управления маркетинговой деятельностью, в частности основные функции маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.
Аппаратная косметология - Силовые атлетические тренажеры, оборудование для ледовых арен и зимних видов спорта, Оборудование для спортплощадок, Бальнеологическое и гидротерапевтическое оборудование, Грязевые кухни, Ванна-массажер
- Кислородная космецевтическая линия Oxygen Botanicals™ (Канада), Эксклюзивная СПА-линия NEWERA™ (Италия). На предприятии имеется учебно-методический центр который предлагает услуги заказчикам оборудования по обучению персонала в сфере косметологической медицины. Сервисный центр – Источник жизни занимается сервисным обслуживанием спортивного оборудования.
1.2) Краткая история создания предприятия.
Полное название предприятия – Общество с Ограниченной Ответственностью Альфа СПА группа компаний ВНИИМИ бывший (ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ) далее ВНИИМИ создано в 2002 году двумя учредителями один из которых ныне является президентом компании - Платоненко Вячеслав Иванович, а второй, генеральным директором - Пронин Николай Викторович. Основано предприятие в пик потребностей в высоко технологичном оборудовании на рынке СПА-индустрии.
Предприятие по масштабам классифицируется как малое предприятие. Штат сотрудников составляет 29 сотрудников. (подробнее стр17). Место нахождение и почтовый адрес Общества – 109240, Российская Федерация, г.Москва, Москворецкая набережная, д.2а.ALFA SPA
Выводы по первой главе.
Предприятие ОАО «Источник жизни» является молодым предприятием в молодой отрасли. Развитие предприятия происходит параллельно развитию отрасли. Альфа Спа обладает всеми свойствами малого предприятия, что делает его функционирование достаточно прозрачным и доступным в исследовании. Также этому способствует малые размеры предприятия.
Глава 2 Внутренний анализ
Для успеха и меньшей уязвимости со стороны меняющейся внешней среды, для выживания в условиях конкуренции и достижения намеченных целей отнюдь недостаточно того, чтобы предприятие только лишь обладало определенным потенциалом для эффективного (прибыльного) функционирования. Для реализации этого потенциала предприятие должно быть внутренне эффективным. Можно утверждать, что эффективность предприятия в целом (общая эффективность) непосредственно зависит от уровня эффективности внутренней, т.е., выражаясь терминологией П. Друкера, от того, насколько «правильно создаются нужные вещи» (doing the right things).
Целью внутреннего анализа является выявления сильных и слабых сторон предприятия. Он проводится по четырём основным функциям: производство и предоставление услуг, финансы, маркетинг, персонал, которые будут рассмотрены ниже.
Производство
Модернизация мощностей.
Операции по модернизации основных средств и инвестиционные проекты в данной области являются вынужденными мероприятиями для поддержания конкурентоспособной деятельности предприятия.
Таблица № 2.3
Мероприятия, направленные на обновление и модернизацию мощностей, тыс.руб.
Группа | в % к обороту предприятия | в % к обороту предприятия | в % к обороту предприятия | ∆% 2004-2006 | |||
Мероприятия, требуемые для поддержания основных средств в рабочем состоянии (офис и склад) | 0,7 | 0,8 | 0,5 | -0,3 | |||
Инвестиционные проекты, направленные на модернизацию основных средств и новое строительство | 36,8 | 0,1 | 43,5 | 0,15 | 83,6 | 0,15 | 0,5 |
Всего в 2005 году | 228,8 | 0,8 | 291,5 | 363,6 | 0,65 |
Мероприятия, требуемые для поддержания основных средств в рабочем состоянии подразумевают под собой поддержание косметического планового ремонта офисного здания, а также увеличение площадей. Как видно из таблицы, всего на мероприятия по улучшению своих производственных возможностей предприятие в 2005 году потратило 1% от общего оборота, а в 2006 году и того меньше – 0.7%, что на 2.5% меньше, чем по России в среднем. Этот факт поддается только одному объяснению – так как предприятие было основано относительно недавно, то основные средства находятся в отличном состоянии, а вкладываемые деньги направляются на повышение технического оснащения основных средств.
Динамика расходов на НИОКР
Как уже упоминалось ранее, предприятие ведёт активную научно-исследовательскую деятельность совместно с зарубежными предприятиями
Таблица 2.4
Динамика расходов на НИОКР
Научно исследовательские программы | 2005(тыс.руб) | 2006(тыс.руб) | ∆% 2005-2006 | % К обороту 2005 |
Разработка комплекса процедур, направленный на восстановления физического и психического здоровья | 48,3 | +11 | 0,9 | |
Оздоровительные комплексные программы. | +56,1 | 1,4 | ||
Изучение эффекта стоун терапии | - | - | 2,1 | |
Изучение анатомно - физиологических особенностей женского организма. | - | - | 0,1 | |
Создания аппарата вакуумной терапии* | +65,1 | 2,3 | ||
Итого | 290,3 | -0,11 | 7,3 |
( * ) – разработки ведутся совместно с компанией Sybaritic Inc.,США [ 1 ]
Ускорение технических изменений для маркетинга означает сокращение срока существования инноваций, следовательно, затраты на инновационный продукт должны быть за очень короткий срок возмещены, что ведёт к росту себестоимости продукции. Задачей руководства предприятия является приспособление новейших открытий к нуждам людей, т.е. приходиться решать, как новые идеи сделать полезными потребителям товаров. В данном конкретном случае, за НИОКР на предприятии ВНИИМИ отвечают высоко квалифицируемые специалисты главный из них – Президент группы компаний ВНИИМИ, академик Международной Академии Наук, профессор Браунского университета Платоненко В.И. и его заместитель Глазачев Олег Станиславович - руководитель научных проектов.
Как видно из таблицы динамики расходов на НИОКР научные программы не рассчитаны на длительный период, и в основном зависят от изменяющихся потребностей рынка.(см. исслед. рынка. Далее) но в целом расходы на НИОКР не изменяются (изменение 2004-2005 составило менее 1%, что не существенно).
Что же касается доли на НИОКР из общего товарооборота, то она составляет менее 1,5%. Даже такие незначительные вложения позволят в будущем освоится на новых рынках, таких как торговля, профессиональными медицинскими аппаратами и сопутствующей косметикой и.т.д.
Динамика качества продукции
Динамика качества продукции определяется по показателям сервисного центра. За основу расчетов будет браться процентное соотношения количества оказанных гарантийных услуг и количества реализованной продукции.Таблица 2.5
Гарантийные услуги
Вид товара - Спа-капсулы | Ед.изм. | 2004г. | 2005г. | ∆% 2004-2005 | 2006г | ∆% 2005-2006 | ∆% 2004-2006 |
Количество проданных | шт.. | +30 | +30 | ||||
Число гарантийных ремонтов. | Ед. | +100 | -50 | ||||
Процент неисправности | % | +50 | 1,5 | -50 | -25 |
Как видно из таблицы, величина гарантийных ремонтов держится в пределах от 1.5 % процентов в 2006 году, до 3% в 2005 году. Партнеры и производители продукции являются надёжными компаньонами, что привело к взаимовыгодным условиям. Предприятие производитель адаптирует продукцию под Российского потребителя и вовремя поставляет комплектующие, а компания Альфа Спа проводит оперативные мероприятия по устранению неисправностей по гарантии. Из выше указанных расчетов можно сделань вывод о положительной тенденции к повышению качества продукции.
Степень загрузки мощностей
Для расчёта динамики загрузки мощностей был выбран склад, как наибольшее здание непосредственно участвующее в деятельности предприятия, а также требующее наибольших затрат на функционирование.
Таблица 2.6
Использование мощностей
Наименование | Ед.изм. | 2004г. | 2005г. | ∆% 2004-2005 | 2006г | ∆% 2004-2006 |
Площадь | Кв. м.. | +30 | ||||
Использованная мощность Склада | Т*день. | - | +9 | |||
Коэффициент использования мощности | % | -40 | +10 |
Как видно из приведённых расчётов, площадь склада увеличилась в 2004 году на 30%, но при этом коэффициент использования мощности снизился на 40%, что объясняется как неготовность персонала спланировать увеличение производственной мощности и обеспечение дополнительной нагрузкой. В 2005 году учтя все недостатки, коэффициент использования мощности увеличился на 10% и составил 42%, что на 10 % выше среднеотраслевого. Но для такого маленького предприятия данный показатель должен составлять минимум 70%.
2.2) Анализ хозяйственной деятельности
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых ( наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Объектами анализа выступают себестоимость, прибыль, рентабельность, обеспеченность финансовыми ресурсами и т.д.
Предварительный анализ бухгалтерского баланса.
Предварительный анализ проводится на основании построения сравнительного аналитического баланса, по которому проводят
горизонтальный и вертикальный анализ показателей.
Структуру баланса также характеризуют коэффициенты, сравнивающие различные разделы актива и пассива и отражающие закономерности, взаимозависимости отдельных частей актива с соответствующими частями пассива.
Анализ финансового состояния предприятия ООО Альфа Спа
Таблица 2.7
Сравнительный аналитический баланс.
Агрегированные показатели | Код строки | Абсолютные показатели, тыс.руб. | Удельный вес показателя в итоге баланса, % | Изменения | ||||||
на начало года, Xн | на конец года Xк | на начало года, Xн/Бн | на конец года, Xк/Бк | в абсолютном выражении, ΔX=Xк-Xн | в %, прирост ΔX/Хн | в % к изменению баланса (структурные изменения баланса) ΔX/ΔБ | ||||
Актив | ||||||||||
1. Внеоборотные активы | 37,1 | 24,5 | 40,5 | 12,3 | ||||||
В.т.ч. основные средства | 36,9 | 16,6 | 40,7 | 12,3 | ||||||
2. Текущие активы | 62,9 | 75,5 | 87,7 | |||||||
2.1. Запасы (в т.ч. НДС) В т.ч. сырьё и материалы Готовая продукция и товары для перепродажи 2.2. Дебиторская задолженность(в т.ч прочие внеоборотные) В т.ч. покупатели и заказчики 2.3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 210+220 230+240+270 250+260 | 48,7 | -3255 | -68 | -27 | |||||
,01 | 0,05 | -6 | -35,3 | -0,0005 | ||||||
46,2 | 5,5 | -3330 | -73,2 | -27 | ||||||
12,6 | 36,5 | 543,3 | 56,1 | |||||||
5,6 | 35,7 | 60,1 | ||||||||
1,5 | 58,6 | |||||||||
Итого активы – стоимость имущества | ||||||||||
Пассив | ||||||||||
1. Собственный капитал | 19,2 | 62,2 | 9,8 | |||||||
В т.ч. уставной капитал нераспределённая прибыль отч. периода | 10,1 | 4,6 | - | - | ||||||
9,1 | 9,4 | 9,7 | ||||||||
3. Краткосрочные обязательства | 80,8 | 90,2 | ||||||||
3.1. Краткосрочные заёмные средства 3.2. Кредиторская задолженность 3.3.Прочие краткосрочные обязательства | 630…670 | - | 15,2 | - | -1500 | -100 | -12,5 | |||
64,9 | 194,6 | 103,2 | ||||||||
- | 0,7 | - | -64 | -100 | -0,5 | |||||
Итого обязательства - капитал | ||||||||||
I. Анализ имущества.
1. Стоимость имущества предприятия за рассматриваемый период возросла на 122 %. Данное изменение на 12,3 п.п. вызвано ростом стоимости внеоборотных активов и на 87,7 п.п. ростом стоимости текущих активов, т.е. рост стоимости имущества в большей степени вызван ростом стоимости текущих активов.
2. а) Внеоборотные активы за рассматриваемый период возросли на 40,5% Данное изменение в большей части вызвано ростом стоимости основных фондов на 40.7%. Но ростом производственной программы рост внеоборотных активов не обусловлен, т.к. темпы роста производственной программы (12%) значительно ниже темпов роста внеоборотных активов.
б) Стоимость текущих активов предприятия увеличилась на 170%. В большей степени этот рост обеспечен за счёт роста дебиторской задолженности, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, которые за рассматриваемый период увеличились на 4673%. В свою очередь, рост дебиторской задолженности произошёл за счёт роста дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на 1324%. Запасы предприятия за рассматриваемый период сократились на 68 %. В свою очередь, снижение стоимости запасов в большей степени произошло за счёт снижения стоимости готовой продукции и товаров для перепродажи на 73.2%.
На этом фоне наблюдается незначительный рост готовой продукции, что может свидетельствовать о снижении спроса на продукцию.
Значительное увеличение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (на 4673 %), т.е. наиболее ликвидной части активов обосновано изменением выручки и является положительным фактором, т.к. свидетельствует об улучшении как управления предприятия, так и возможно, структуры затрат на производство продукции.
3. Доля внеоборотных активов в итоге баланса уменьшилась по сравнению с показателем на начало года на -3,4 п.п. и составила 24,5п.п. При этом стоимость основных средств в структуре внеоборотных активов снизилась на 36,9 п.п. и составила 16,6 п.п., что не свидетельствует о сокращении основных средств предприятия, так как в абсолютном показателе их величина увеличилась на 1480 тыс.руб.
Доля текущих активов в итоге баланса увеличилась на 12,6 п.п. и составила 75,5п.п.. При этом в структуре текущих активов снизилась доля запасов и денежных средств и возросла доля дебиторской задолженности. Это свидетельствует об ухудшении структуры баланса.
За рассматриваемый период стоимость имущества предприятия возросла на 122 %. Учитывая темпы роста выручки (62%), можно сделать вывод о неэффективном использовании имущества предприятия.
Таблица 2.8
Анализ ликвидности баланса
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которого в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
Активы, разделенные на 4 группы, расположены в порядке убывания их ликвидности:
1- легкореализуемые активы - А1 (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения). Эта группа может быть использована для покрытия срочных обязательств немедленно;
2- быстрореализуемые активы - А2 (дебиторская задолженность и прочие оборотные активы). Для обращения в денежные средства этой группе требуются определенные средства;
3- медленнореализуемые активы – А3 (запасы + НДС + долгосрочные финансовые вложения – расходы будущих периодов);
4- труднореализуемые активы – А4 (внеоборотные активы – долгосрочные финансовые вложения + расходы будущих периодов). Используются в хозяйственной деятельности в течение нескольких лет.
Пассивы по степени срочности расположены, начиная с самых срочных:
1- наиболее срочные обязательства – П1 (кредиторская задолженность);
2- краткосрочные пассивы – П2 (краткосрочные кредиты и займы);
3- долгосрочные пассивы – П3 (долгосрочные обязательства);
4- постоянные пассивы – П4 (собственный капитал).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1 ≥ П1 – текущая ликвидность
А2 ≥ П2 – прогнозируемая ликвидность
А3 ≥ П3 – перспективная ликвидность
А4 ≤ П4 – наличие собственных оборотных средств.
Проведем и проанализируем данное сравнение:
Таблица 2.9
Коэффициент чистой выручки
R9 = (чистая прибыль + аморт. отчисления) / выручка
R9 нач. = (3629 + 263) / 89651 = 0,04; R9 кон. = (5109 + 418) / 55020 = 0,1
Таблица 2.10
Сводная таблица по анализу рентабельности
Показатели | начало | конец |
1. Рентабельность вложений в имущество предпр. и его отдельные виды | ||
1.1 Рентабельность всего имущества | 0,18 | 0,04 |
1.2 Рентабельность собственного капитала | 0,98 | 0,3 |
1.3 Рентабельность основных средств | 0,36 | 0,16 |
1.4 Рентабельность производственных активов | 0,15 | 0,12 |
2. Рентабельность продукции | ||
2.1 Общая рентабельность | 0,02 | 0,016 |
2.2 Рентабельность продаж | 0,2 | - |
2.3 Чистая рентабельность | 0,015 | 0,015 |
2.4 Коэффициент чистой выручки | 0,04 | 0,1 |
Рекомендуется в качестве показателя эффективности также рассчитывать показатель экономической рентабельности. Он рассчитывается следующим образом:
ЭR = Маржинальный доход / нетто-актив
1. Расчет числителя:
МД=Прибыль от продаж + коммерческие и управленческие расходы
МДн.г. = 2176 + 7126 = 9302т.р. МДк.г. = -128 + 8433 = 8305 т.р.
2. Нетто актив = Баланс (актив) – кредиторская задолженность (поставщиков и подрядчиков)
Нетто актив н.г. = 9834– 4650 = 5184т.р. Нетто актив к.г. = 21869 – 15651 =
6218т.р.
ЭR нач.= 9302 / 5184 = 1,8ЭR кон. = 8305 / 6218 = 1,33
Экономическая рентабельность предприятия уменьшилась, что обусловлено снижением прибыли от реализации продукции и увеличением кредиторской задолженности.
2.3.3) Анализ финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость, как критерий надежности предприятия отражает финансовую независимость, автономность предприятия, способность маневрировать собственными средствами и достаточную финансовую обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.
Финансовая устойчивость характеризуется, в первую очередь понятием платежеспособности. Минимальное условие платежеспособности - покрытие краткосрочных задолженностей легко реализуемыми и быстрореализуемыми активами. Степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования есть причина той или иной степени платежеспособности.
Основным обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств (±ΔИ) для формирования МОС.
При этом определяется три вида источников:
И1. Источник собственных оборотных средств;
И2 = И1 + долгосрочные источники финансирования
И3 – общая величина источников формирования запасов
И3 = И2 + краткосрочные заемные средства.
В зависимости от наличия того или иного источника можно выделить следующие типы финансовой устойчивости. Излишек (недостаток) источников формирования определяется как:
±ΔИ = Иi – запасы
1. Если получим излишек И1 – абсолютная финансовая устойчивость, т.е. все запасы обеспечены (сформированы) СОС
2. Если –ΔИ1 (недостаток И1) рассчитывается И2.
Если выявлен излишек И2 (+ΔИ2), то нормативная финансовая устойчивость.
3. При –ΔИ2 рассчитываем ΔИ3. Если +ΔИ3 – неустойчивое ФСП.
4. При –ΔИ3 – кризисная ситуация (предприятие на грани банкротства).
Рассчитаем излишек (недостаток) источников формирования ОАО «Шатура». Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования МПЗ. При этом определяются 3 вида источников:
1. И1 - источник собственных оборотных средств
И3 = собственный капитал - внеоборотные активы + краткосрочные заемные средства
И3 нач. =1888 – 3654 +7946=6180; ±∆Иi = Иi - Запасы
∆И1 = 5180 – 4709 = 471
Т.к. получен излишек И3, то можно сделать вывод, что финансовая неустойчивость, т.е. все запасы обеспечены (сформированы) заёмными средствами: И3 кон. = 3063 – 5134+18806 = 8969
Т.к. получен излишек только лишь И3, то можно сделать вывод что кризисная ситуация (предприятие на грани банкротства).. Ситуация немного улучшилась за счёт увеличения доли собственного капитала в формировании внеоборотных активов, но ситуация остаётся кризисной.
Рекомендации: контроль за ликвидностью имущества и мобильностью.
Определим относительные показатели финансовой устойчивости предприятия.
1. Индекс постоянного актива
К1 = Внеоборотные активы/ Собственный капитал
К1н.г. = 3654 = 1,93 К1к.г. = 5134 = 1,67
1888 3063
К1норм. < 1
На начало года индекс постоянного актива составляет 1,93, что не вписывается в нормативное значение. Т.е. собственный капитал не превышает внеоборотные активы и его не хватает на формирование основных средств, и не остается на формирование материальных оборотных средств. К концу года данный показатель увеличился до 1,67, т.е. Но и на конец года собственный капитал непревышает внеоборотные активы.
2. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств
Данный показатель характеризует, насколько интенсивно использует предприятие заемные средства.
К2 = Долгосрочные заемные средства/ Собственный капитал
К2н.г. = _0_/ 1888 = 0 К2к.г. = _0/ 3063/_= 0
Как на начало, так и на конец года данный показатель равен нулю, так как у предприятия отсутствуют долгосрочные заемные средства.
3. Коэффициент маневренности собственного капитала
Отражает степень мобильности собственного капитала.
К3 = СОС/ СК К3н.г. = 0/97= 0
К3к.г. = 0/ 333= 0
Доля собственных оборотных средств в собственном капитале на начало года составляет 0, т.е. на предприятии нет собственного капитала для формирования собственных оборотных средств. Поэтому маневренность собственного капитала отсутствует, т.е. он «заморожен» в иммобилизованных средствах. К концу года данный показатель также равен 0 . Отсутствие на предприятии собственных оборотных средств свидетельствует о том, что у предприятия нет основы для финансовой устойчивости.
4. Показатель реальной стоимости имущества
Определяет какую долю в стоимости имущества составляют средства производства.
К4 = Производственные фонды = ОС + МОС
Б Б
К4н.г. = 3629 + 4709 = 0,84 К4к.г. = 5109 + 1528 = 0,30
9834 21869
На начало года данный показатель составляет 0,84. Это говорит о том, что доля средств производства составляет больше половины стоимости имущества. На конец года этот показатель снизился до 0,3, что говорит о снижении доли средств производства в имуществе предприятия.
Выводы:
На начало года материальные оборотные средства ООО Альфа Спа созданы за счет кредиторской задолженности, т.е. ситуация на предприятии кризисная. На конец года ситуация значительно улучшилась. МОС созданы за счет также за счёт заёмных средств. Предприятию не хватает собственных оборотных средств для формирования материальных оборотных средств.
Коэффициент восстановления
Квосст=(0,89+6/12(0,89- 0,77))/2=0,43
Так как Квосст. < 1 , то у предприятия нет возможности восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев.
Дополнительно рассчитаем показатель для прогноза банкротства –
Z-счет Альтмана.
Z = 1,2 * (оборотный капитал / активы) + 1,4 * (нераспределенная прибыль / активы) + 3,3 * (балансовая прибыль / активы) + 0,6 *
* (СК / краткосрочные обязательства) + (выручка от реализации / активы);Z = 1,2 * (3063 – 5134) / 6180 + 1,4 * 2063 / 6180+ 3,3 * 923 / 6180+ 0,6 * 3063 / 18806 + 55020 / 6180= 9,46
Значение данного показателя свидетельствует об очень высокой вероятности банкротства предприятия.
Обобщённая оценка ФСП
Из анализа активов баланса видно, что стоимость внеоборотных активов увеличилась за анализируемый период на 40,05%, а стоимость текущих активов увеличилась на 170 % по сравнению с началом отчетного периода.
В процессе анализа обязательств выявлено увеличение стоимости собственных средств на 62%, а также увеличение заемных средств на 136%.
Стоимость имущества предприятия повысилась на 122% за счет увеличения стоимости оборотных активов.
Анализируя структуру баланса, необходимо отметить небольшое уменьшение доли внеоборотных активов в итоге баланса с 37,1% до 24,5% и увеличение доли текущих активов с 62,9% до 75,5%.
В структуре текущих активов преобладают материальные оборотные средства, в основном представленные готовой продукцией и товаров для перепродажи, что характерно для специфики предприятия.
В структуре пассива доля заемных средств выросла с 64,9% до 86%, а доля собственных средств понизилась с 19,2% до 14%,. Таким образом, можно говорить о движении структуры пассивов в неоптимальную сторону.
Анализ финансово-оперативных коэффициентов позволяет сделать вывод об отсутствии платежеспособности предприятия и снижении его финансовой устойчивости. Рост показателя оборачиваемости дебиторской задолженности и рост показателя оборачиваемости кредиторской задолженности, свидетельствует об увеличении скорости оплаты предприятием задолженности. Однако снижение остальных показателей оборачиваемости свидетельствует об уменьшении интенсивности использования средств.
Показатели ликвидности имеют тенденцию к снижению, значение показателя текущей ликвидности меньше абсолютного стандарта, что должно насторожить руководителей предприятия. Как показали проведенные расчеты, вероятность банкротства предприятия высокая.
Сбытовая концепция
Основные концепции маркетинга
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды истории маркетинга.
Предприятие использует Концепцию маркетинга: «Сбытовой успех достигается наиболее полным удовлетворением нужд и потребностей клиентов». Лозунги этой концепции: "Производите то, что нужно покупателю!" и "Любите клиента, а не товар!". Только при высоком уровне жизни покупатель выберет более дорогой, и более подходящий ему товар. Предп<