Выбор наиболее перспективного сегмента бизнеса
Применяя методы целевого маркетинга, производитель выясняет главные сегменты рынка, останавливает свой выбор на одном или нескольких и только тогда принимается за разработку продукта и комплекса маркетинговых действий.
Сегмент рынка – определенная, выделенная по каким-либо характеристикам группа потребителей внутри рынка. Организации стремятся отметить несколько крупных сегментов рынка, сосредоточивая на них свой интерес. Например, предприятие общественного питания может выделить следующие сегменты:
1) люди, посещающие кафе, рестораны;
2) люди, посещающие рестораны быстрого питания (фастфуд);
3) люди, вообще не посещающие кафе, рестораны.
Сегментирование – маркетинговая деятельность, направленная на правильный выбор целевого рынка. Избрание целевых сегментов рынка – оценка эффективности любого и предпочтение одного или нескольких сегментов рынка, на которых будут сосредоточены маркетинговые усилия организации.
При сегментировании делается предположение, что все входящие в конкретный сегмент потребители обладают одинаковыми желаниями и потребностями, хотя при этом все они разные люди и на самом деле могут желать приобрести дополнительные блага и возможности, которые не включены в предложение, а иные от чего-то отказываются.
Вследствие сегментирования выявляются целевые рынки четырех уровней.
1. Сегменты.
2. Ниши.
3. Регионы.
4. Индивиды.
Рыночный сегмент – малая группа потребителей, обладающая некой общей характеристикой. Например, ресторан может отметить четыре сегмента своих клиентов:
• клиенты, которые посещают ресторан один раз в год;
• клиенты, которые посещают ресторан по большим праздникам;
• клиенты, которые еженедельно посещают ресторан;
• клиенты, которые посещают ресторан каждый день.
Ниша – более ограниченная группа потребителей, нужды которых удовлетворяются конкурентами фирмы в малой степени. Для выделения ниши необходимо поделить сегмент на более мелкие части и выделить группу, которую связывает желание приобрести особенное сочетание благ. Например, сегмент еженедельно посещающих ресторан может содержать:
• клиентов – приверженцев вегетарианства.
• клиентов, не придерживающихся вегетарианства; Можно выделить следующие достоинства рыночной ниши:
1) потребители имеют конкретный набор потребностей;
2) потребители готовы оплатить высокую стоимость услуг той фирме, которая лучше других может удовлетворить их нужды;
3) фирма, работающая в нише, обязана иметь наивысшую квалификацию;
4) благодаря ограниченной специализации организация имеет некоторую экономию средств;
5) вероятность того, что фирмы-конкуренты сосредоточат свой интерес именно на этой нише, мала;
Ниша, располагающая достаточной величиной и перспективами роста, дает хорошую прибыль.
Известно большое число способов определения сегментов рынка, но к наиболее популярным из них можно отнести демографический, психографический и раздел рынка в соответствии с выбором потребителей. Бывают три структуры предпочтения.
Однородная структура предпочтения. Это структура рынка потребителей, выбор которых приблизительно совпадает. Марки товара пользуются приблизительно равным спросом и обладают похожими характеристиками.
Рассеянная структура предпочтения. Противоположность однородной структуры. Вкусы потребителей кардинальным образом различаются. Марке фирмы-производителя, которая возникнет на рынке первой, необходимо занять место в центре для привлечения внимания большего числа клиентов, для снижения общей неудовлетворенности. Если существует несколько торговых марок, то они, скорее всего, расположатся по всему рынку и будут значительно отличаться друг от друга, чтобы удовлетворить разнообразные нужды потребителей.
Групповая структура предпочтения. На рынке могут быть отчетливые группы потребителей с равными предпочтениями, которые именуются естественными сегментами рынка. У фирмы, первой вышедшей на рынок, есть три варианта действия:
1) занять место в центре для привлечения внимания всех групп потребителей;
2) сосредоточить усилия на самом крупном сегменте рынка (концентрированный маркетинг);
Разработать несколько торговых марок на каждый сегмент рынка.