Методика проведения АВС анализа
Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80».
Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. Пример таблицы MS Excel по проведению анализа АВС. Исходными данными являются результаты деятельности за определенный промежуток времени (н-р квартал).
Первый шаг: Определить объекты анализа Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и т.п.
Третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.
Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов рассчитать эту долю с накопительным итогом. Присвоить значения групп выбранным объектам. Рекомендуемое распределение: Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.
Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.
18. Методика построения системы оптимального ценообразования и ее задачи
ОПТИМАЛЬНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — механизм формирования цен, основанный на принципах теории оптимального программирования. Разработка концепции О. ц., которая велась в рамках теории оптимального функционирования экономики, была важным этапом в истории научной разработки проблем ценообразования. Концепция О. ц. в отличие от затратного принципа ценообразования основывала формирование цен на факторе эффективности потребления продукции при согласованном спросе и предложении, а математически — на расчете оптимальных оценок в народнохозяйственной модели математического программирования. Предполагалось, что такие цены должны получаться одновременно с решением плановой задачи (составлением народнохозяйственного оптимального плана) и разработкой системы экономических нормативов (в нее входят и цены). Теоретически возможности для создания такой системы в условиях планового хозяйства были, но реальная экономика куда сложнее, чем любая математическая схема. Поэтому в качестве промежуточных этапов перехода к системе О. ц. предлагались компромиссные, паллиативные методы построения цен. Причем главным направлением здесь являлся все более последовательный и полный учет потребительских свойств продукции (ее качества, эффективности использования), а также соотношения спроса и предложения.
Ценообразование должно решать следующие задачи:
1) покрытие затрат на производство и продажу товаров и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования и развития производителей и продавцов;
2) учет взаимозаменяемости товаров;
3) содействие решению социальных, экологических, внешнеполитических вопросов;
4) стимулирование научно-технического прогресса (НТП).
Первые две задачи решались уже на ранних стадиях развития рыночной экономики, особенностью которых являлось преобладание горизонтальных связей между производителями, посредниками и потребителями. Первая задача ценообразования вытекает из требований продавца, вторая – из требований потребителя. Потребителя совершенно не интересует, сколько и каких ресурсов затрачено на изготовление и продажу конкретного товара, и какую прибыль получит продавец. Если одинаковые товары предлагаются по разным ценам, то потребитель, естественно, предпочтет товар по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагаются товары разной полезности (качества), потребитель выберет товар с большей полезностью (более высокого качества). В этих условиях ценообразование является пассивной функцией рынка.
Третья и четвертая задача ценообразования решаются уже на современных рынках, когда сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийных рыночных регуляторов, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. В этих условиях ценообразование является не только функцией рынка, но и активной функцией централизованной политики государства, важным рычагом управления экономикой.
19. Анализ ценообразования на предприятии и ценовая политика
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:
• сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;• получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;• вытеснение конкурентов;• обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;• внедрение на рынке новой продукции;• завоевание лидерства по показателям качества и др.Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориентации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.
Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
• постановка цели (задачи) ценообразования;
• определение уровня спроса на данный вид продукции;
• оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
• анализ цен и товаров конкурентов;
• выбор метода ценообразования;
• расчет исходной цены изделия;
• учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
• установление окончательной цены.
Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или другому варианту развития. Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможности различных рынков и возможности предприятия в удовлетворении рыночного спроса.
При определении рынков сбыта необходимо учитывать:
• сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке страны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различаются по условиям деятельности и нормам правового регулирования;
• территориальную географию рынков;
• особенности городского и сельского рынков;
• отличия рынков текущего спроса и рынка инвестиционного спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых реализуются товары, идущие на конечное потребление. Рынки инвестиционного проса— рынки основных фондов и материальных оборотных средств. Эти рынки различаются как составом спроса на товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.
Метод «полных затрат» применяется при заключении государственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникального оборудования.
Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при установлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затраты чаще всего определяются за период экономического цикла. Величина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратной зависимости от объема производства.
При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирование себестоимости производится на основе установленных нормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т.д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%).
В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства.
Применение метода «целевого ценообразования» тесно связано с использованием системы учета прямых затрат «директ-костинг». Иначе эту систему называют еще «системой управления себестоимостью». Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики. Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в следующем: оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определении цены на новую продукцию; просчете вариантов изменения производственной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечественной экономике этой системе не уделялось должного внимания. Переход на рыночные условия хозяйствования привел к необходимости по-новому расставить приоритеты. В настоящее время эта система начинает широко использоваться в практике экономических расчетов.
На основе одного из вышерассмотренных методов предприятие определяет исходную цену на свою продукцию. Окончательная цена изделия может корректироваться с учетом, например, каких-либо его уникальных, редких свойств, а также уровня обслуживания, особых гарантий покупателям и т.д.
Планирование оптимальной цены продажи на основе модели спроса и предложения
Под результатом оптимизации товарного ассортимента понимается такой вариант выпуска продукции, характеризующийся структурой, объемом производства и уровнем цен, который обеспечит достижение поставленной перед предприятием цели — получение максимальной прибыли от реализации продукции и поддержание имиджа фирмы, обеспечивающих основу для сохранения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.
Предлагаемая методика планирования производственной программы на основе оптимизационных процедур позволяет достигать результатов, соответствующих целям краткосрочного характера: анализ ассортиментных позиций с точки зрения их безубыточности, а также максимизация прибыли с точки зрения их влияния на показатели производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем результаты реализации методики позволяют осуществлять эффективные управленческие действия, направленные на достижения стратегических задач предприятия.
Существует ряд методов, с помощью которых решается задача оптимизации объемов производства. Но поскольку объем производства, цена на продукцию и затраты на ее производство находятся в функциональной зависимости друг от друга, а получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами, то при решении данной задачи необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Следовательно, в качестве требуемой оптимизационной процедуры необходимо использовать предельный анализ, главным критерием которого является равенство предельных доходов и предельных издержек.
Для прогнозирования же показателей издержек и цен для проведения предельного анализа предлагается использовать метод, заключающийся в индексировании цен и статей себестоимости, имевших место в месяце, предшествующем анализируемому периоду, прогнозируемыми темпами инфляции.
Таким образом, принятие решений относительно планирования производственной программы осуществляется на основе прогноза продаж за вычетом нереализованных остатков прошлых коллекций, оптимизированного, минимально и максимально допустимого объемов производства (табл. 1). Кроме того, следует учитывать показатели, характеризующие производственный потенциал предприятия (мощность).
Принятие конечного управленческого решения относительно итогового показателя объема производства основывается на приоритете целей предприятия и находится в компетенции его руководства. Так, например, производство моделей пальто первой группы может быть равно прогнозному значению продаж, так как оно не превышает максимально допустимого объема производства, а позволит в свою очередь сохранить потребителя в условиях конкуренции на рынке. В то же время производство моделей второй и третьей группы не может превышать максимально возможного объема, хотя спрос на них выше, а оптимальное значение ниже порога рентабельности (табл. 2). Дальнейшее исследование должно затронуть рентабельность отдельных видов продукции на основе операционного анализа на предмет влияния структуры себестоимости и цены на показатели эффективности производства. В целом прогнозный ассортимент характеризуется существенным запасом финансовой прочности, позволяющим сдерживать опасность недополучения прибыли, вследствие возможной низкой активности в нише свободной реализации продукции, хорошим уровнем рентабельности продаж. В то же время значительный уровень постоянных издержек делает анализируемый ассортимент потенциально рискованным, что проявляется в относительно высоких значениях операционного рычага в некоторых группах, являющегося измерителем риска (табл. 2).
В целом применение описанной методики планирования объемов в условиях промышленного производства и использование результатов ее внедрения способствует совершенствованию системы управления ассортиментом предприятия.