Методика проведения анализа

Идентификацию фаз и структурных составляющих данного материала проводят обычно путем сравнения с фотографиями стандартных микроструктур.

В настоящей работе на первой стадии анализа определяется, какие образцы имеют чисто ферритную или аустенитную структуры, какие относятся к чугунам, сталям, а среди образцов сталей – к каким классам сталей (доэвтектоидному, эвтектоидному или заэвтектоидному).

На второй стадии для образцов доэвтектоидных сталей одним из методов количественного металлографического фазового анализа определяется содержанием в них углерода.

Все используемые методы количественного анализа основаны на известном принципе Кавальери, суть которого состоит в том, что три величины – объем, занимаемый какой-либо фазой в единице объема сплава, площадь, занимаемая той же фазой по единице площади шлифа, суммарная длина отрезков прямой, пересекающей фазу структурную составляющую, численно равны между собой.

С методической точки зрения наиболее простым методом является линейный метод Разивиля, суть которого состоит в том, что содержание данной фазы в сплаве вычисляют по длине отрезков прямой, попавших на эту фазу. В доэвтектоидной стали часть отрезков прямой приходится на зерна перлита, часть – на зерна феррита.

Отрезки измеряют с помощью окуляра, снабженного шкалой. Если L – длина шкалы окуляра, а Методика проведения анализа - student2.ru - суммарная длина отрезков, приходящихся на зерна перлита, то объемная доля перлита Методика проведения анализа - student2.ru .

Учитывая, что растворимость углерода в феррите очень мала, можно сказать, что весь углерод находится в перлите, причем содержание углерода в перлите постоянно и составляет 0,8% (см.точку S на диаграмме железо-углерод). Тогда содержание углерода в доэвтектоидных сталях определяется соотношением С,% = V × 0,8%.

Для получения надежных результатов определение объемной доли перлита для каждого образца проводится не менее чем в 5 полях.

Оборудование, приборы, материалы

1. Металлографические микроскопы.

2. Набор микрошлифов железоуглеродистых сплавов (в равновесном состоянии) и стали аустенитного класса.

3. Альбом эталонных микроструктур.

Содержание работы

1. Изучить и зарисовать микроструктуры образцов из полученного набора.

2. Сверяясь с фотографиями эталонных структур, определить структуру каждого образца.

3. Определить количество углерода в доэвтектоидной стали.

Оформление результатов

Отчет, предъявляемый при сдаче лабораторной работы, должен содержать:

1. Цель работы.

2. Диаграмму железо-углерод.

3. Схематические рисунки исследованных микроструктур.

4.Экспериментальные результаты количественного металлографического анализа.

7. Контрольные вопросы по лабораторной работе

1. Перечислить основные продукты взаимодействия железа с углеродом; указать, какие из них могут быть компонентами, фазами или структурными составляющими в сплавах системы железо-углерод; привести их состав, кристаллографическую структуру.

2. Классификация железо-углеродистых сплавов в соответствии с расположением на диаграммах железо-углерод.

3. Уметь изобразить кривые охлаждения изученных железоуглеродистых сплавов и указать на них этапы формирования структур.

4. Какие структурные формы могут принимать феррит, перлит и цементит в стали.

5. Условия формирования белого и серого чугуна, в чем состоит принципиальное различие в их структурах.

Литература

1. Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия.1986. 544с.

2. Соловьев С.П., Хмелевская В.С. Физико-технические основы материаловедения. – Обнинск. ИАТЭ.1990. 100 с.

Р а б о т а № 6

ДИФФУЗИЯ В МЕТАЛЛАХ

Цель работы

Экспериментальное изучение законов в диффузии. Определение констант диффузии системы железо-углерод.

Теория

Явление диффузии лежит в основе многих технологий получения изделий с требуемым комплексом эксплуатационных свойств (цементация, старение, сварка), а также в основе таких технически важных характеристик материалов ЯЭУ, как коррозионная стойкость, жаропрочность, совместимость.

Обычно под диффузией понимают процесс установления равновесной при данной температуре концентрации легирующих элементов вследствие их миграции, внутри данной металлической системы. При этом процесс диффузии, в котором участвуют “cвои” атомы одноатомного вещества (например, изотопы никеля в никеле), называется самодиффузией. Процесс диффузии, характеризующийся миграцией атомов “чужого” растворенного элемента в матрице другого вещества, называется гетеродиффузией.

По современным представлениям миграция диффундирующего элемента в матрице может осуществляться по одному из механизмов:

- по вакансионному (дырочному) механизму, если диффундирующий элемент образует с матрицей твердый раствор замещения;

- по межузельному механизму, если диффундирующий элемент образует с матрицей твердый раствор внедрения.

В общем случае основным стимулом миграции вещества является наличие градиента концентрации (разность концентрации в соседних объемах) и стремление к равномерному распределению. При этом масса мигрирующего вещества определяется уравнением:

Методика проведения анализа - student2.ru (1) где Методика проведения анализа - student2.ru - масса мигрирующего компонента, прошедшего через площадку Методика проведения анализа - student2.ru , перпендикулярно оси Методика проведения анализа - student2.ru ; Методика проведения анализа - student2.ru - градиент концентрации мигрирующего компонента вдоль оси Методика проведения анализа - student2.ru ; Методика проведения анализа - student2.ru -коэффициент диффузии, характеризующий ее скорость и связанный с количеством вещества, перемещенного через единицу площади за единицу времени при градиенте концентрации, равном единице.

В уравнении (1), представляющей собой так называемый первый закон диффузии, знак минус указывает на то, что диффузия идет в направлении уменьшения градиента концентрации Методика проведения анализа - student2.ru , а из сравнения размерностей левой и правой частей уравнения следует, что коэффициент диффузии имеет размерность [см2/с]. Коэффициенты диффузии являются важнейшим показателем процесса диффузии. Для металлических материалов при прочих равных условиях Методика проведения анализа - student2.ru резко возрастает с повышением температуры, подчиняясь закону

Методика проведения анализа - student2.ru (2) где предэкспоненциальный множитель Методика проведения анализа - student2.ru обычно Методика проведения анализа - student2.ru и численно зависит от типа кристаллической решетки; Методика проведения анализа - student2.ru - газовая постоянная, равная ~ 2 кал / (моль × град); Методика проведения анализа - student2.ru - температура, К; Методика проведения анализа - student2.ru - [кал/моль] – энергия активации диффузии, зависящая от энергии связи диффундирующего атома в кристаллической решетке матрицы.

Следует отметить, что с учетом механизма диффузии в твердых растворах внедрения энергия активации значительно меньше, чем в твердых растворах замещения.

Для практических расчетов первое уравнение диффузии не вполне удобно. Дело в том, что при решении конкретных технологических задач весьма важно знать профиль концентрации диффундирующего элемента во времени вдоль направления Методика проведения анализа - student2.ru . Этот профиль описывается вторым уравнением диффузии, имеющим вид

Методика проведения анализа - student2.ru . (3)

Если коэффициент диффузии Методика проведения анализа - student2.ru не зависит от концентрации диффундирующего элемента, то уравнение (3) приобретает вид

Методика проведения анализа - student2.ru . (4)

Интегрирование этого выражения при наложении соответствующих граничных условий (диффузия осуществляется через плоскую границу, на которой концентрация диффундирующего элемента неизменна во времени и равна Методика проведения анализа - student2.ru ) искомое распределение Методика проведения анализа - student2.ru будет определяться выражением

Методика проведения анализа - student2.ru (5) где Методика проведения анализа - student2.ru - широко используемая функция Крампа, значения которой для различных соотношений Методика проведения анализа - student2.ru хорошо известны и приведены в табл.5.1.

Следует отметить, что все рассмотренные выше закономерности справедливы для процессов диффузии при концентрациях, не достигающих предела насыщения растворенного элемента.

Второе уравнение диффузии с учетом выражения (2) позволяет решение двух групп практически важных задач. В первой из них, чаще всего встречающихся в ходе физических исследований, на основе экспериментально полученных за известное время С0, С и х можно определить коэффициент диффузии Методика проведения анализа - student2.ru , пред-экспоненциальный множитель Методика проведения анализа - student2.ru , а также энергию активации диффузии Методика проведения анализа - student2.ru . При этом коэффициент диффузии Методика проведения анализа - student2.ru определяется непосредственно из выражения Методика проведения анализа - student2.ru , а Методика проведения анализа - student2.ru и Методика проведения анализа - student2.ru удобно определять графически. Для этого уравнение (2) преобразуется в

Методика проведения анализа - student2.ru . (6)

Таблица 5.1

Методика проведения анализа - student2.ru Методика проведения анализа - student2.ru Методика проведения анализа - student2.ru Методика проведения анализа - student2.ru Методика проведения анализа - student2.ru Методика проведения анализа - student2.ru
1,00 0,90 0,85 0,80 0,75 0,70 0,65 0,60 0,55 0,50 0,48 0,46 0,44 0,42 0,40 0,38 0,36 0,34 0,32 0,000 0,090 0,135 0,179 0,235 0,272 0,321 0,371 0,423 0.477 0,500 0,522 0,546 0,570 0,595 0,621 0,647 0,675 0,703 0,30 0,28 0,26 0,24 0,22 0,20 0,18 0,16 0,14 0,12 0,10 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02 0,733 0,764 0,796 0,831 0,867 0,906 0,948 0,994 1,044 1,099 1,16 1,20 1,24 1,28 1,33 1,39 1,45 1,53 1,65 0,016 0,012 0,010 0,008 0,006 0,005 0,004 0,003 0,002 0,0016 0,0012 0,0010 0,0008 0,0006 0,0005 0,0004 0,0003 0,0002 0,0001 1,70 1,78 1,82 1,88 1,94 1,99 2,04 2,10 2,19 2,23 2,29 2,33 2,37 2,43 2,46 2,51 2,56 2,63 2,75

В координатах Методика проведения анализа - student2.ru это уравнение представляет собой прямую линию, причем тангенс угла наклона ее по отношению к оси абсцисс равен Методика проведения анализа - student2.ru , а отрезок, отсекаемый этой линией на оси ординат, равен Методика проведения анализа - student2.ru . Если использовать десятичные логарифмы, то уравнение (6) приобретает вид

Методика проведения анализа - student2.ru . (7)

Во второй группе задач по заранее известному коэффициенту диффузии можно определить распределение концентрации диффундирующего элемента по глубине слоя или поток вещества, диффундирующего через какую-либо поверхность или количество вещества, продиффундирующего в материал за известное время, а также временной ресурс работы различных конструктивных элементов (например, оболочки тепловыделяющего элемента, находящегося в контакте с топливом, если известна предельно допустимая концентрация топливных элементов в оболочке и предельно допустимая толщина слоя с такой концентрацией).

В данной работе законы диффузии изучаются на примере широко используемого на практике технологического процесса цементации стали. Этот процесс представляет собой насыщение поверхности малоуглеродистой стали углеродом. Обычно цементация проводится при температурах выше критической точки Методика проведения анализа - student2.ru (в аустенитной области), т.к. растворимость углерода в аустените существенно выше, чем в феррите. Микроструктура цементированного слоя после медленного охлаждения представляет собой продукты распада аустенита (рис.5.1).

Ближе всего к поверхности находится заэвтектическая зона, представляющая собой перлит с сеткой цементита (содержаниеуглерода в ней 0,8-1,2%), затем следует эвтектоидная перлитная зона с содержанием углерода 0,8%, дальше – доэвтектоидная зона, содержащая менее 0,8% углерода и плавно переходящая в структуру сердцевины (доэвтектоидной стали с малым содержанием углерода).

За глубину цементации принимается расстояние от поверхности до середины переходного слоя (слоя между перлитной зоной и структурой сердцевины).

Наши рекомендации