Старший подросток (ранняя юность) 14-17 лет

Физиология:

Происходит расцвет полового созревания. Девочки на два года опережают мальчиков в развитии. У мальчиков происходят непроизвольные гормональные всплески – т.е. неожиданно может происходить блокирование всех физиологических процессов. Отсюда как следствие агрессия или замкнутость в себе. Необходимо деликатное обращение с ними.

Психологические особенности:

В эти годы происходит профессиональная ориентация подростков, задумываются о выборе профессии. Развиваются способности к той или иной специальности. Важно личностное самоопределение. Дети закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. Они открыто выражают свое мнение. Влиять на них надо опосредовано, избегать нотаций и указаний, быть другом и товарищем. Разумно реагировать на шалость. Предоставлять свободу в разумных пределах. Наблюдается беспокойство о своей внешности. Растет социальная активность. Стремление достижения независимости от своей семьи. Возникновение первой любви! Проявляются крайности в поведении («Я знаю все!)

Социальная ситуация развития – ребенок-сверстник. Авторитет взрослого падает.

Ведущий вид деятельности – интимно-личностный – общение

Новообразования (особенности): возрастное ограничение – отрыв от поколения (не могут примкнуться ни ко взрослым, ни к младшим) + чувство взрослости

Особенности мышления – оценивание реальных результатов с тем, что могло бы произойти. Мышление характеризуется стремлением к обобщениям.

Советы педагогу:

- Развитие органов соуправления

- Оказание помощи подросткам в том, чтобы их принимали сверстники, чтобы каждый почувствовал себя значимым.

- Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу. Нужно устраивать игры на взаимоотношения между полами. Играть в осмысленные и интересные игры.

- руководство подростками так, чтобы не было контроля (строгого) от взрослых

- создание условий для отдыха

6. Мотивация

Мотивация– это осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению поставленных задач. Стремление является внутренним и проявляется только тогда, когда оно до конца понято субъектом. В основе мотивации лежит определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная).

Мы на детей можем воздействовать только внешне, однако это внешнее воздействие должно быть направлено не на совершение действия, а на возникновение внутренней мотивации. Наша задача состоит в том, чтобы ребенок САМ захотел что-либо делать, в чем-то принимать участие.

Способы мотивирования:

1) Эмоционально – воздействие с помощью собственных эмоций, настроения.

Основной принцип: «Заражение». Если мы показываем свое позитивное отношение к ситуации, свою энергетическую готовность к совершению тех или иных действий, то и дети «заражаются» таким состоянием.

2) Логически – выстраивание логической цепочки, чтобы дети сами пришли к нужному выводу, аргументирование действий. «Нужно мыть руки, ПОТОМУ ЧТО иначе могут микробы попасть в пищу, и у нас будут болеть животики».

3) Психологически – индивидуальная, личная мотивация, при использовании которой нужно входить в положение каждого ребенка (важно знать его характер, чем он гордиться, чего боится). Построена на подходе «Я знаю, что тебе важно» («Я знаю, что ты отлично поешь, пусть это увидят все!», «В прошлый раз ты смог так точно показать ветер, что и сегодня сможешь достойно показать слова, которые тебе загадают», «Вы такая сплоченная команда, на спартакиаде вы это показали, и мне удивительно, что сейчас мы не можем доделать этот танец»).

4) Стимулирование – это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Главная задача такого процесса –склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций). К стимулированию в лагере относятся все мотивационки, отмечание лучших в конце дня, выбор «героев дня», награждения за победу и т.д. В качестве негативного стимулирования в вожатской деятельности используется осознание ребенком правил лагеря, в том числе возможности исключения без возвращения стоимости путевки. Подсознательно в каждом ребенке живет страх порицания и «вызова на ковер», однако это напоминать и пугать этим детей категорически запрещено!

Важно уметь сочетать и использовать все способы мотивирования и грамотно использовать стимулирование.

7. Лидерство. Положение в группе

Зрелый лидер – человек с адекватной самооценкой, осознающий мотивы своих поступков, способный таким образом выстроить взаимоотношения в команде, чтобы каждый готов был принять на себя ответственность за всю команду, способный вести их за собой к конкретной цели и добиваться необходимого результата, создать командный дух и помочь каждому члену команды воспитать в себе лидера.

Роли детей в отряде:

а) высокостатусные:

- лидер

- «звезда» (любит привлекать к себе внимание)

- «жилетка»

- «клоун»

- «информатор»

б) низкостатусные:

- аутсайдер

- «козел отпущения».

Задача вожатого для вывода из низкостатусного положения:создание ситуаций успеха, поручений сначала несложных, выполнимых заданий.

Роли в коллективе (команде):

1. Координатор - не только управляет, обеспечивает распределенность, контроль, планирование

2. Двигатель, генератор идей - источник вдохновения, энтузиазма

3. Практик - оптимист и пессимист, спорит с генератором идей, прогнозирует

4. Успокаиватель - приводит к компромиссу, гасит конфликты

5. Делатель - дотошный, всегда все делает, тот, кто сделает, создает

6. Внешний контактер - информация извне

7. Контролер на выходе

Классификации лидерства:

I.

ФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это человек, которому помогли стать Лидером извне. Формальный лидер, в связи с этим, пользуется поддержкой более вышестоящих структур, его деятельность санкционирована свыше и все это знают. Это помогает ему более успешно добиваться своих целей.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ лидер – это тот человек, который стал лидером сам, без избрания на какой-либо пост, только с помощью собственных достижений. В связи с этим отношение к его действиям в коллективе будет более спокойное, потому что все знают, что он может полагаться только на свои собственные силы.

II.

•Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе

•Интеллектуальный лидер - "генератор идей"

•Лидер - организатор - то, что обычно понимается под словом "лидер"

•Лидер-исполнитель - тот, кто реализует придуманное на практике.

III.

1) Негативный лидер (антилидер). Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы.

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Поговорить.
•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

2) Авторитарный лидер.Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, при этом не давая увлечься авторитарностью, обучая больше советоваться с отрядом.

3) Демократический лидер (интересующийся мнением группы).Почти аналогичен предыдущему случаю. Отличие в том, что он зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд/другой лидер/антилидер давит на него.

4) Скрытый- его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (таким лидером часто стоит быть вожатому).

5) Ситуативные лидеры.То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.

IV.

1. Деловое лидерство(организационные моменты, часто – формальный лидер).

2. Эмоциональное лидерство.Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта (неформальный лидер).

8. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

Филиппенко Галина Владимировна,

старший преподаватель кафедры педагогической психологии Школы педагогики ДВФУ,

руководитель Центра социально-педагогических инициатив «ИСТОК»

О коллективной творческой деятельности написано бесконечно много. Но у разных педагогов методика КТД работает по-разному.

Автором методики КТД (организации коллективных творческих дел) в педагогике принято считать академика И.П.Иванова. Игорь Петрович Иванов (1923-1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Его называют создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества».

Сам автор назвал её «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность – путь и условие социализации личности. В КТД, как и в игре, ребёнок получает возможность проиграть любую роль, выработать и развить в себе организаторские навыки и лидерские качества. Для нас это наиболее важно: ведь каждому в жизни хочется быть успешным, каждому важно, чтобы он был значим. И методика КТД даёт для этого потрясающие возможности.

Называя эту методику коллективной творческой деятельностью, Игорь Петрович вкладывал глубокий смысл в каждое слово названия.

КОЛЛЕКТИВНАЯ – что это значит?

Можно, наверное, ограничиться таким определением: дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Но для нас этого недостаточно. Коллективно – это когда абсолютно все вместе, когда не потерян ни один человек в коллективе (даже если он держит ленточку на финише – он важен, без него не обойтись и ДЕЛУ – не состояться!).

Если в отряде 25 человек, 24 из них принимают участие в деле, а один (только один!) нет – это, на наш взгляд, уже не коллективное дело. Собирай, вожатый, в кучу всё своё педагогическое мастерство, придумывай самые хитрые педагогические хитрости, но сумей привлечь к делу ВСЕХ: мы не имеем права позволить кому-то почувствовать себя ненужным. Ведь почему он отказывается? Может быть, он не уверен, что у него получится (ему так часто говорят, что у него всё плохо получается!)? Может быть, над ним когда-то посмеялись, и он боится пережить это чувство стыда снова? А может быть, он просто никогда не пробовал быть вместе со всеми (ну, обходятся же без него обычно в классе!)? А для нас очень важно, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в каждом деле, чтобы он поверил в собственные силы, способности («Я могу! И это важно для тех, кто рядом со мной!»). Потому что мы работаем не столько на сегодняшний день, сколько на перспективу каждого ребёнка; и сегодня с нами он пробует быть успешным, творческим, уверенным, быть лидером. Потому что, вслед за Я. А. Коменским, мы глубоко убеждены, что каждый родившийся на свет ребёнок бесконечно талантлив!

Деятельность ТВОРЧЕСКАЯ – это значит, каждый раз, каждое дело – по-новому, творчески, с новой «изюминкой».

У нас часто спрашивают: «А у вас есть опубликованные сценарии коллективных творческих дел?»

Увы! Не знаю, к сожалению, к счастью ли, но у нас нет опубликованных сценариев. Нам они ни к чему. Потому что каждый раз, готовясь к какому-то делу (пусть даже мы проводили его уже много-много раз!), мы снова садимся все вместе в круг и заново решаем, как мы в этот раз будем проводить это так знакомое нам дело! Ведь это так от многого зависит! И поэтому каждое дело каждый раз – по-новому, не так, как прежде, на радость другим.

ДЕЛО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – особая форма проявления человеческой активности – внутренней (психической) и внешней (физической), регулируемую сознаваемой целью. Только в деятельности человек может проявить свою индивидуальность, ощутить свою значимость для других. Психологическая структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: потребность (неосознаваемая нужда) – мотив – цель – планирование – отбор средств, которые помогут реализовать план, – контроль – стимулирование – результат и анализ того, что произошло. (Вожатый сам должен понять, как строится деятельность, и научить этому каждогоребёнка).

Каждым ДЕЛОМ мы реализуем 3 ЦЕЛИ:

Воспитательную (хочу сдружить детей отряда, повысить самооценку Маши, Димы, Тани, их статус в группе, научить ребят делать ДЕЛА на радость другим и т.д.);

Образовательную (из каждого ДЕЛА ребёнок должен выйти обогащённым новыми знаниями, умениями, навыками (узнал, сколько планет в Солнечной системе; первый раз в жизни вышел на сцену, научился говорить в микрофон, вырезать буквы и оформлять газету);

Наши рекомендации