Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

Ø Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Ø Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Ø Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Ø Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Ø Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Ø Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.

Ø Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае, если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте и не пропагандируйте их.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Единые педагогические требования (ЕПТ) - система норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах и принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению (В. С. Безрукова, энциклопедический словарь педагога).

Единые Педагогические Требования и этико-педагогические нормы:

1. Неукоснительное соблюдение правил лагеря, в т. ч.:

а) запрет на курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ;

б) соблюдение режимных моментов.

Поддержка традиций лагеря.

3. Уважительное отношение к коллегам, сохранение репутации всех вожатых и старшего педсостава в сознании детей.

Во взаимоотношениях со старшим педагогическим составом общая этическая установка звучит так: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. При детях любого возраста критика коллег считается полностью исключенной.

4. Уважение к ребенку, вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

5. Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей, не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск, реализовывать идеи, которые могут стать опасными, не согласовав с администрацией лагеря.

6. Внешний вид вожатого, кроме опрятной формы, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер. Вожатый – пример для ребенка, поэтому всегда должен вызывать у детей восхищение своей ухоженностью. Записная книжка, авторучка, карандаш — обязательны в «вожатском портфеле».

7. Отношения между вожатыми. Необходимо постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег-вожатых. Любовные отношения между вожатыми противоположного пола ни в коем случае не должны быть демонстрированными.

8. Чувство меры вожатый должен знать во всем: в проявлении внимания, заботы, тактильного общения, проявления любви, особенно к детям противоположного пола. Проявление нездоровой симпатии и любовные отношения с детьми запрещены.

9. Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

10. Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует всегда терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Ели замечания высказываются грубо, лучше не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

11. Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять, поднимать руку на ребенка.

2. Теория развития временного детского коллектива (периодизация смены).

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— орг. период (1 этап, адаптационный период);

— основной период (2 этап),

— итоговый период (заключительный, 3 этап)

Параметры Организационный период Основной период Итоговый период
Цели Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Формирование и развитие временного детско­го коллектива, самореализация каждого члена коллектива. Превращение отряда в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи 1. информационная (о лагере) 2. предъявление Единых Педагогических Требований 3. Знакомство 4. получить необходимую информацию о каждом ребенке   1.продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей; 2. контролировать состояние здоровья детей; 3.требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов; 4.организовывать групповое творческое взаимодействие, посредством разнообразной деятельности; 5.развивать лидерские качества детей; 6. продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком. 1. подведение итогов(помочь ребенку самоопределиться) 2. подготовка к отъезду 3. проанализировать достигнутый уровень коллектива   4. увлечь детей формами и методами самовоспитания
Деятельность 1.Диагностика (уровень воспитанности, интеллектуального развития, активности; направленность интересов детей, эмоционально-волевые особенности характеров детей). 2. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми. 5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив. 6. Организовать индивидуальную работу с детьми.   1. игра и коллективно - творческая деятельность.   2. право выбора для участия в деятельности. 3. Создание ситуаций успеха 1. стимулирующая (развитие способностей) 2. “охранительная” (коллектив живет сам)
Доминирующая деятельность Игра и организованная общественная деятельность 1.Комплексные дела (отряд и отряд, большое количество групп) 2. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности. 3. Обратная связь 4. Вникать в отношения, складывающиеся в отряде, корректировать их. 5. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей. Проверка знаний (познание себя)
Позиция педагога “диктатор” (особенно в утренний период) “демократ”, “дипломат” и педагогическое руководство Старший друг, советчик.
Методы — убеждение (словом, примером); — требование (прямое, косвенное); — поручение (временного характера); — соревнование (в конкурсах, играх, КТД); — игра; — поощрение. — поручение; — соревнование; — игра; — поощрение; — убеждение; — требование.   Поощрение и т.д.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -10 лет

Физиологические особенности:

В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно, надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.

Особенности поведения:

Высокий уровень активности

Стремление к общению

Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо

Именно в этом возрасте идет различение полов

Стремление получать время на собственные занятия, интересы

Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным

Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Младшие дошкольники часто играют в одиночку, позже возможны совместные игры

Проявляются первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. Важны социальные эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди.

Мышление – эгоцентрическое. Важно развивать понятие «МЫ».

Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.

Лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни способствуют общение со взрослыми и сверстниками, факторами познания через игры и сказки.

Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.

Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.

Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.

Советы педагогу:

- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить), развитие умения лазать и пользоваться качелями

- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)

- Обеспечение конкретности поручения

- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел

- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей

- Дети нуждаются в похвале

- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)

РЕБЕНОК-ПОДРОСТОК 11-13 ЛЕТ

Физиология:

Активно развивается сердечно-сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных. Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.

Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится

Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда грамотности. Общение со сверстниками играет огромную роль

Новообразование – осознание своих мыслей и себя.

В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен выступать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу.

Советы педагогу:

- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм

- использование общего энтузиазма для какого-либо дела

- проявляется кумирование – следить, чтобы кумир был положительным персонажем

- проявляется интерес к заработку

- не любят и не воспринимают критику

- стремление к соревновательности

- повышенный интерес к противоположному полу

II.

•Эмоциональный лидер - поддерживает хорошие отношения в группе

•Интеллектуальный лидер - "генератор идей"

•Лидер - организатор - то, что обычно понимается под словом "лидер"

•Лидер-исполнитель - тот, кто реализует придуманное на практике.

III.

1) Негативный лидер (антилидер). Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. Здесь нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы.

Методы борьбы с позицией антилидера:

•Главное, помнить, что это не человек, а позиция!

•Поговорить.
•Подставить под успех и ввести в деятельность

•Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.

2) Авторитарный лидер.Его задачи совпадают с реальными задачами отряда. Он точно знает, что нужно для достижения результата. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, при этом не давая увлечься авторитарностью, обучая больше советоваться с отрядом.

3) Демократический лидер (интересующийся мнением группы).Почти аналогичен предыдущему случаю. Отличие в том, что он зависим от мнения группы и не примет решения, которое будет расходиться с решением группы. Нужно не допускать ситуации, когда отряд/другой лидер/антилидер давит на него.

4) Скрытый- его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (таким лидером часто стоит быть вожатому).

5) Ситуативные лидеры.То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит.

IV.

1. Деловое лидерство(организационные моменты, часто – формальный лидер).

2. Эмоциональное лидерство.Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта (неформальный лидер).

8. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ

Филиппенко Галина Владимировна,

старший преподаватель кафедры педагогической психологии Школы педагогики ДВФУ,

руководитель Центра социально-педагогических инициатив «ИСТОК»

О коллективной творческой деятельности написано бесконечно много. Но у разных педагогов методика КТД работает по-разному.

Автором методики КТД (организации коллективных творческих дел) в педагогике принято считать академика И.П.Иванова. Игорь Петрович Иванов (1923-1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Его называют создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества».

Сам автор назвал её «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность – путь и условие социализации личности. В КТД, как и в игре, ребёнок получает возможность проиграть любую роль, выработать и развить в себе организаторские навыки и лидерские качества. Для нас это наиболее важно: ведь каждому в жизни хочется быть успешным, каждому важно, чтобы он был значим. И методика КТД даёт для этого потрясающие возможности.

Называя эту методику коллективной творческой деятельностью, Игорь Петрович вкладывал глубокий смысл в каждое слово названия.

КОЛЛЕКТИВНАЯ – что это значит?

Можно, наверное, ограничиться таким определением: дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Но для нас этого недостаточно. Коллективно – это когда абсолютно все вместе, когда не потерян ни один человек в коллективе (даже если он держит ленточку на финише – он важен, без него не обойтись и ДЕЛУ – не состояться!).

Если в отряде 25 человек, 24 из них принимают участие в деле, а один (только один!) нет – это, на наш взгляд, уже не коллективное дело. Собирай, вожатый, в кучу всё своё педагогическое мастерство, придумывай самые хитрые педагогические хитрости, но сумей привлечь к делу ВСЕХ: мы не имеем права позволить кому-то почувствовать себя ненужным. Ведь почему он отказывается? Может быть, он не уверен, что у него получится (ему так часто говорят, что у него всё плохо получается!)? Может быть, над ним когда-то посмеялись, и он боится пережить это чувство стыда снова? А может быть, он просто никогда не пробовал быть вместе со всеми (ну, обходятся же без него обычно в классе!)? А для нас очень важно, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в каждом деле, чтобы он поверил в собственные силы, способности («Я могу! И это важно для тех, кто рядом со мной!»). Потому что мы работаем не столько на сегодняшний день, сколько на перспективу каждого ребёнка; и сегодня с нами он пробует быть успешным, творческим, уверенным, быть лидером. Потому что, вслед за Я. А. Коменским, мы глубоко убеждены, что каждый родившийся на свет ребёнок бесконечно талантлив!

Деятельность ТВОРЧЕСКАЯ – это значит, каждый раз, каждое дело – по-новому, творчески, с новой «изюминкой».

У нас часто спрашивают: «А у вас есть опубликованные сценарии коллективных творческих дел?»

Увы! Не знаю, к сожалению, к счастью ли, но у нас нет опубликованных сценариев. Нам они ни к чему. Потому что каждый раз, готовясь к какому-то делу (пусть даже мы проводили его уже много-много раз!), мы снова садимся все вместе в круг и заново решаем, как мы в этот раз будем проводить это так знакомое нам дело! Ведь это так от многого зависит! И поэтому каждое дело каждый раз – по-новому, не так, как прежде, на радость другим.

ДЕЛО – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – особая форма проявления человеческой активности – внутренней (психической) и внешней (физической), регулируемую сознаваемой целью. Только в деятельности человек может проявить свою индивидуальность, ощутить свою значимость для других. Психологическая структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: потребность (неосознаваемая нужда) – мотив – цель – планирование – отбор средств, которые помогут реализовать план, – контроль – стимулирование – результат и анализ того, что произошло. (Вожатый сам должен понять, как строится деятельность, и научить этому каждогоребёнка).

Каждым ДЕЛОМ мы реализуем 3 ЦЕЛИ:

Воспитательную (хочу сдружить детей отряда, повысить самооценку Маши, Димы, Тани, их статус в группе, научить ребят делать ДЕЛА на радость другим и т.д.);

Образовательную (из каждого ДЕЛА ребёнок должен выйти обогащённым новыми знаниями, умениями, навыками (узнал, сколько планет в Солнечной системе; первый раз в жизни вышел на сцену, научился говорить в микрофон, вырезать буквы и оформлять газету);

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

Ø Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Ø Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Ø Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Ø Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Ø Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Ø Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.

Ø Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае, если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте и не пропагандируйте их.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Единые педагогические требования (ЕПТ) - система норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах и принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению (В. С. Безрукова, энциклопедический словарь педагога).

Единые Педагогические Требования и этико-педагогические нормы:

1. Неукоснительное соблюдение правил лагеря, в т. ч.:

а) запрет на курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ;

б) соблюдение режимных моментов.

Поддержка традиций лагеря.

3. Уважительное отношение к коллегам, сохранение репутации всех вожатых и старшего педсостава в сознании детей.

Во взаимоотношениях со старшим педагогическим составом общая этическая установка звучит так: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. При детях любого возраста критика коллег считается полностью исключенной.

4. Уважение к ребенку, вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

5. Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей, не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск, реализовывать идеи, которые могут стать опасными, не согласовав с администрацией лагеря.

6. Внешний вид вожатого, кроме опрятной формы, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер. Вожатый – пример для ребенка, поэтому всегда должен вызывать у детей восхищение своей ухоженностью. Записная книжка, авторучка, карандаш — обязательны в «вожатском портфеле».

7. Отношения между вожатыми. Необходимо постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег-вожатых. Любовные отношения между вожатыми противоположного пола ни в коем случае не должны быть демонстрированными.

8. Чувство меры вожатый должен знать во всем: в проявлении внимания, заботы, тактильного общения, проявления любви, особенно к детям противоположного пола. Проявление нездоровой симпатии и любовные отношения с детьми запрещены.

9. Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

10. Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует всегда терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Ели замечания высказываются грубо, лучше не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

11. Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять, поднимать руку на ребенка.

2. Теория развития временного детского коллектива (периодизация смены).

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— орг. период (1 этап, адаптационный период);

— основной период (2 этап),

— итоговый период (заключительный, 3 этап)

Параметры Организационный период Основной период Итоговый период
Цели Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Формирование и развитие временного детско­го коллектива, самореализация каждого члена коллектива. Превращение отряда в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи 1. информационная (о лагере) 2. предъявление Единых Педагогических Требований 3. Знакомство 4. получить необходимую информацию о каждом ребенке   1.продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей; 2. контролировать состояние здоровья детей; 3.требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов; 4.организовывать групповое творческое взаимодействие, посредством разнообразной деятельности; 5.развивать лидерские качества детей; 6. продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком. 1. подведение итогов(помочь ребенку самоопределиться) 2. подготовка к отъезду 3. проанализировать достигнутый уровень коллектива   4. увлечь детей формами и методами самовоспитания
Деятельность 1.Диагностика (уровень воспитанности, интеллектуального развития, активности; направленность интересов детей, эмоционально-волевые особенности характеров детей). 2. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми. 5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив. 6. Организовать индивидуальную работу с детьми.   1. игра и коллективно - творческая деятельность.   2. право выбора для участия в деятельности. 3. Создание ситуаций успеха 1. стимулирующая (развитие способностей) 2. “охранительная” (коллектив живет сам)
Доминирующая деятельность Игра и организованная общественная деятельность 1.Комплексные дела (отряд и отряд, большое количество групп) 2. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности. 3. Обратная связь 4. Вникать в отношения, складывающиеся в отряде, корректировать их. 5. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей. Проверка знаний (познание себя)
Позиция педагога “диктатор” (особенно в утренний период) “демократ”, “дипломат” и педагогическое руководство Старший друг, советчик.
Методы — убеждение (словом, примером); — требование (прямое, косвенное); — поручение (временного характера); — соревнование (в конкурсах, играх, КТД); — игра; — поощрение. — поручение; — соревнование; — игра; — поощрение; — убеждение; — требование.   Поощрение и т.д.

Наши рекомендации