Классификация субъектов безопасности предприятия
1. В зависимости от принадлежности: на субъекты, занимающиеся этой деятельностью непосредственно на предприятии, и внешние органы и организации.
2. В зависимости от непосредственного участия: на специальные субъекты и весь остальной персонал фирмы.
3. В зависимости от воздействия (влияния) на объект безопасности: на субъекты прямого назначения и косвенного.
4. В зависимости от легитимности: на официальные органы и криминальные структуры («крыши»).
5. В зависимости от подчиненности: на государственные органы и негосударственные.
Синтезировав представленную классификацию субъектов безопасности, выделим две группы и дадим им характеристику.
Итак, к первой группе относятся те субъекты, которые входят в структуру самого предприятия и решают задачи по обеспечению его безопасности. В состав этой группы входят специальные субъекты (служба безопасности, или охрана, пожарная команда, спасательная служба), а также весь остальной персонал фирмы, который также заботится о безопасности своего предприятия.
Ко второй группе относятся те субъекты, которые находятся за пределами предприятия и не подчиняются его руководству. Это прежде всего государственные органы, которые создают условия обеспечения безопасности предприятия. К ним относятся:
• законодательные органы - принимают законы, создающие правовую основу деятельности по обеспечению безопасности на уровне государства, региона, предприятия и личности;
• исполнительные органы власти - проводят политику, детализируют механизмы безопасности;
• судебные органы - обеспечивают соблюдение законных прав предприятия и его сотрудников;
• государственные институты - осуществляют охрану границы, таможенный, валютно-экспортный, налоговый контроль и т.п.;
• правоохранительные органы - ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями;
• система научно-преобразовательных учреждений - реализует задачи по научным проработкам проблем безопасности и подготовки кадров.
С началом рыночных реформ параллельно с государственными стали образовываться негосударственные организации, агентства, учреждения. Это различные частные охранные и детективные организации, аналитические центры, информационные службы, учебные, научные и консультационные организации и т.д. Они, как правило, за плату оказывают услуги по охране объектов, обеспечивают защиту информации, коммерческой тайны, накапливают и представляют информацию о конкурентах, ненадежных партнерах и т.д.
Мировой опыт свидетельствует, что именно негосударственные организации в основном решают задачи по обеспечению безопасности предпринимательства
Механизм управления экономической безопасностью предприятия представляет собой объективно обусловленную последовательность действий по обеспечению экономической безопасности предприятия. К основным его элементам можно отнести: определение потребностей в обеспечении безопасности, сил и средств, а также организационно-хозяйственного механизма, формулировку целей и задач обеспечения безопасности. Проведение в жизнь выработанных мер обеспечивает достижение поставленных целей.
Формирование системы безопасности, и прежде всего создание ее органов (субъектов), зависит от размеров предприятия, его экономических, финансовых, производственно-технических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных и других возможностей. Как показывает опыт, малые предприятия чаще всего пользуются услугами внешних специализированных частных организаций: консалтинговых, охранных, информационных и проч. К ним относятся: регистрационные палаты, фирмы по подбору и аттестации кадров, кредитные бюро, оказывающие информационные услуги по деловому реноме партнеров, центры маркетинговых исследований, частные охранные и детективные организации и др.
Средние предприятия могут использовать комбинированную систему безопасности. С одной стороны, в случае необходимости они могут получать услуги от внешних организаций, а с другой - активно опираться на возможности своих служб и подразделений, в частности, юридической, финансовой, маркетинга, охраны, техники безопасности, кадров, экономического анализа, пропускного режима, делопроизводства и т.д. В целях повышения эффективности деятельности служб и подразделений по защите экономических интересов фирмы на предприятии должен быть создан координирующий (управляющий) орган или назначен один из руководителей, отвечающий за экономическую безопасность. Для крупного предприятия целесообразно создание собственной службы безопасности. Как правило, всю деятельность по обеспечению безопасности координирует один из руководителей предприятия. Для выработки предложений и выполнения консультативных функций может создаваться совет по безопасности.
Служба безопасности может включать самые разные отделы, группы, подразделения. К наиболее значимым из них следует отнести следующие подразделения: охраны, режима, по работе с кадрами, инженерно-технической защиты, разведки и контрразведки (детективная группа), информационно-аналитической деятельности, оперативного реагирования, кризисную группу и др. При этом обеспечивается пожарная безопасность, сохранность имущества, предотвращается несанкционированный доступ на объект, осуществляется контроль и т.д. С помощью организационных мер создаются специальные подразделения, посты, патрули, зоны безопасности и т.д.
Финансовые средства необходимы для приобретения технических устройств безопасности, содержания службы безопасности, подготовки кадров, стимулирования труда и т.д. Аналогичным образом по прямому назначению должны использоваться и другие силы и средства.
Система безопасности предприятия сможет решать стоящие перед ней задачи только тогда, когда будет действовать, т.е. ее неотъемлемым составным элементом являются практические действия по обеспечению безопасности предприятия.
Таким образом, в результате рассмотрения системы экономической безопасности предприятия можно сделать следующий вывод: служба безопасности предприятия призвана на основе эффективного использования корпоративных ресурсов создать условия для достижения целей предприятия, своевременно обнаружить и максимально ослабить воздействие различного рода опасностей и угроз в условиях конкуренции и хозяйственного риска.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Многогранность сферы обеспечения безопасности и защиты информации требует создания специальной службы, осуществляющей реализацию специальных защитных мероприятий.
Структура, численность и состав службы безопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) за рубежом определяются реальными потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до полномасштабной службы компании с развитой штатной численностью. В зарубежных источниках, например, рассматривается следующая структура службы безопасности фирмы (рис. 1). Она возглавляется начальником службы безопасности, которому подчинены служба охраны, инспектор безопасности, консультант по безопасности и служба противопожарной охраны.
С учетом накопленного зарубежного и отечественного опыта и особенностей рыночной экономики предлагается рабочий вариант службы безопасности предприятия среднего масштаба производства, ее структура и должностные инструкции
Общие положения.
Основными задачами службы безопасности предприятия являются обеспечение безопасности предприятия, производства, продукции и защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных каналов ее утечки и различных злонамеренных действий со стороны конкурентов.