Взаимодействие с другими отраслями
Земельное право находится во взаимосвязи с иными отраслями. Кроме конституционного, существует тесная связь земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также экологического и природо-ресурсовых отраслей (водного, лесного, горного).
конституционное
Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции норм, регулирующих земельные отношения. Наряду со ст. ст. 9 и 72, большое практическое значение представляет ст. 36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
природо-ресурсовые отрасли
Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природо-ресурсными отраслями законодательства.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные ФЗ. К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
гражданское
Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности гос. регистрации и т.д.
«Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (ст. 3 ЗК РФ).
градостроительное
Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономич. и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
административное
Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по гос. управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом, в ходе гос. управления земельным фондом, гос. органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида гос. управления (ведение гос. земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).
2. Понятие, виды и система источников земельного права.
Система источников права - совокупность НПА, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридич. силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.
Источники права - различные способы выражения правотворческой деят-ти государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Источник земельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
Первичный элемент законодательства - НПА - документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.
Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:
а) действие по территории - определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
б) действие по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
в) действие по кругу субъектов:
■ общих субъектов - лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками;
■ специальных субъектов - лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.
Виды источников права
· Правовой обычай;
· НПА - наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения.
· Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
· Юридический прецедент;
· Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
· Религиозные тексты - основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
· Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
· Другие
Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай. Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:
а) согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
б) согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
в) свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана.
г) большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов:
1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
2. Конституция РФ — основной источник для всех отраслей права.
3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнит. власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
8. НПА субъектов РФ.
9. НПА органов местного самоуправления.
10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.
Конституция РФ, где выделяют 2 группы норм:
1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
2) иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является
ФЗ:
· Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
· ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
· ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";
· ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
· ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
· ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
· ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
· ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.
Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.).
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
Не являются источниками:
правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются - данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.
3. Нормативно-правовые договоры как источники земельного права.
Нормативно-правовой договор – соглашение 2х или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридич. нормы.
Могут называться по-разному: "контракт", "соглашение", "договоренность" и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).
Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:
• представляет собой соглашение 2х или более субъектов права;
• выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
• стороны имеют равное правовое положение;
• является добровольным волеизъявлением сторон (в отличие от НПА, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа);
• содержит юридич. нормы;
• по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридич. актам.
Нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридич. акта (договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.
Нормативно-правовой договор от договора как индивидуального акта отличается неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.
Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники (например, договоры об общих и специальных земельных сервитутах).
Наибольшее значение имеетдля международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права.
Часть 4 ст.15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Соответственно общепризнанный принцип международного права, как и иной обычай или международный договор, не является источником внутригосударственного права. Но, становясь, согласно отсылочным нормам, составной частью правовой системы государства, нормы международных договоров оказывают такое же регулирующее воздействие на внутригосударственные отношения, как и закон.
В условиях федеративного устройства приобретают значение соглашения между гос. органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это не удивительно, так как Конституцией РФ (ст. 72) эти вопросы отнесены к совместному ведению.
4. Нормативно-правовые акты в системе источников земельного права.
ЭТО есть в ВОПРОСЕ №2:
Система источников права - совокупность НПА, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридич. силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.
Источники права - различные способы выражения правотворческой деят-ти государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Источник земельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.
Первичный элемент законодательства - НПА - документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.
Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:
а) действие по территории - определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
б) действие по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
в) действие по кругу субъектов:
■ общих субъектов - лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками;
■ специальных субъектов - лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов:
1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
2. Конституция РФ — основной источник для всех отраслей права.
3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнит. власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
8. НПА субъектов РФ.
9. НПА органов местного самоуправления.
10. Вспомогательные НПА (нормативно-техническая документация). Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.
Конституция РФ, где выделяют 2 группы норм:
1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
2) иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является
ФЗ:
· Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
· ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
· ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О гос. кадастре недвижимости";
· ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
· ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
· ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
· ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
· ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.
Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.).
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
Нормативно-техническая документация– утвержденные в установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры, различные санитарные нормы и правила, государственные стандарты:
· СНиП 108-78, СНиП 02.01-85 и др.
· ГОСТ 17.5.1.02 – 78 «Классификация нарушенных земель для рекультивации» и др.
Не являются источниками:
правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются - данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.
5. Земельные правоотношения (понятие и виды).
Любое правоотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.
Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридич. обязанности.
Земельные правоотношения - общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.
Для любого правоотношения, в том числе и земельного, характерны следующие признаки:
ü это общественное отношение, которое обозначает собой юридич. связь между субъектами;
ü возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);
ü это связь между лицами посредством субъективных прав и юридич. обязанностей;
ü это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);
ü это отношение, охраняемое государством и составляющее основу гос. принуждения.
Любое земельное правоотношение состоит из 3-х необходимых элементов:
· субъектов;
· объектов;
· содержание правоотношения как совокупность прав и обязанностей участников этого отношения.
Особенность земельных правоотношений - РФ, ее субъекты и муницип. образования могут выступать в двух качествах:
· как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении гос. земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.
· как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридич. лицами (ч.2 ст.9, ст.10 и 11 ЗКРФ).
КЛАССИФИКАЦИЯ:
а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли):
ü регулятивные - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридич. ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками позитивных действий.
Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для гос. или муницип. нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).
ü охранительные - реализуются при применении юридич. ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения.
Самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных и юридич. лиц в соответствии со ст. 8.6. КоАП РФ.
б) по степени конкретизации субъектов правоотношения:
ü абсолютные - в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридич. обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.
Пример - правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, а все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.
ü относительные - правоотношения, где обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.
Пример - правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. В соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.
в) по характеру регулирования отношений:
ü материальные - устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.
Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.
ü процессуальные - выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации.
Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для гос. и муницип. нужд и т.д.
В зависимости от целевого назначения земель, виды земельных отношений:
§ по использованию земель с/х назначения;
§ по использованию земель поселений;
§ по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного спец. назначения;
§ по использованию земель особо охраняемых территорий;
§ по использованию земель лесного фонда;
§ по использованию земель водного фонда;
§ по использованию земель запаса.
В зависимости от своего содержания, виды земельных отношений:
§ правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение.
Возможность существования, наряду с гос. и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных
участков.
§ правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на 2 подгруппы:
§ правоотношения, имеющие характер вещных прав.
К вещным правам относятся закрепленные в главе IV ЗКРФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.
§ правоотношения, имеющие обязательственный характер.
Сюда относят правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).
По основным институтам земельного права:
— правоотношения собственности на землю - лежат в основе других отношений. Все другие отношения имеют производный, зависимый от них характер.
Подвиды таких правоотношений:
§ частной собственности (индивидуальной, общей совместной, общей долевой);
§ гос. собственности (федеральной, субъектов);
§ муниципальной собственности.
— правоотношения использования земель (имеют производный характер от отношений собственности):
§ непосредственного пользования (использование на праве собственности);
§ производного пользования (использование на других титулах).
Производное пользование может быть первичным (от собственника) либо вторичным (от пользователя, например служебный надел).
— государственного управления землями. По своей форме являются административно-правовыми, носят служебный характер по отношению к большинству других видов.
— охрана земельных права (институт ответственности).
6. Субъекты земельных правоотношений (понятие и виды).