Общие характеристики основных теорий происхождения Г и П
В юрид-ой лит-ре учеными-юристами рассм-ются следующие основные теории происх-ия Г: Теологическая или божественная(Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) -восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что Г есть продукт божественной воли, в связи с чем гос-ная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных орг-ий и деятелей. Основной смысл - состоит в том, чтобы утвердить верховенство цер-ой власти над светской (Г) и доказать, что нет Г и права «вне Бога». Патриархальная(Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.) - считали, что Г происходит из семьи, явл.рез-том разрастания семьи. В этой связи Г явл.не только продуктом естест-ого развития, но и высшей формой чел-ого общения. При этом гос-ная власть - продолжение отцовской власти. След-но, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.
Договорная (естественно-правовая) (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Она объясняет происх-ние Г заключением общест-ого договора как рез-та разумной воли народа, на основе кот.произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Основой данной нормы явл.положение о том, что «Г-ву предшествовало естест-ое состояние чел-ка». Сторонники теории выступали против идеи божественного происх-ия Г и П. В их представлении власть монарха явл.производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории явл.признание приоритета естес-ого права над позитивным. Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.) - считали, что Г возникает в рез-те насилия и завоевания, а поэтому возник-ние частной собст-сти, классов и Г явл.рез-том внутр.и внеш.насилия, т.е. путем прямого полит-ого действия. В этой связи Г продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юр-кие различия между победителями и побежденными. Классическая форма сущности теории (Л. Гумплович) - считал, что, исходя из примеров образ-ния ряда Г-тв Европы и Азии, Г возникает в ходе «естес-ого отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для упр-ния завоеванными народами и тер-ями нужен был аппарат принуждения, каковым и стало Г. Психологическая(Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.) - считали, что Г и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность теории - в утверждении психол-ой потребности чел-ка жить в рамках организ-ого сообщества, а также в чувстве необх-сти коллективного взаимодействия. Суть теории заключалась в попытке объяснить возник-ние гос-нно-правовых явлений и осущ-ние власти особыми психол-ими переживаниями и потребностями людей. Расовая(Гобино, Ницше и др.) - содержание теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психол-ой неравноценности чел-ких рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, гос-ный и общ-ный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями явл.создатели цив-ции, кот.были призваны осущ-ять господство в общ-ве и Г) и низшую расу (т.е. такую, кот.была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цив-ции). В этой связи высшие расы с помощью Г и П должны были господ-ть над низшими, которые д.б. слепо и беспрекословно повиноваться. Органическая(Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.) - они Г сравнивали с чел-ким организмом. Платон сравнивал структуру и функции Г со способностью и сторонами чел-кой души. Спенсер считал, что «Г есть некий общ-ный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. В этой связи Г образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет сущ-ать, пока сущ-ет чел-кое общ-во. При этом если организм здоровый, то и клетки его функц-ют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функцио-ния всего организма». Материалистическая (классовая)(Маркс, Энгельс, Ленин) - считали, что Г возникло, прежде всего, в силу экон-ких причин: общ-ого разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собст-сти, а затем раскола общ-ва на классы с противоположными экон-кими интересами. Как объективный рез-т этих процессов возникает Г, кот.специальными средствами подавления и упр-ния сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экон-ски господ-щего класса. Т.о., суть данной теории заключается в том, что Г явилось на смену родоплеменной орг-ции, а право - обычаям. В ней Г не навязывается общ-ву извне, а возникает на основе естес-ого развития самого общ-ва, связанного с разложением родового строя, появлением частной собст-сти и социальным расслоением общ-ва по имущ-ому признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экон-ких условиях родоплеменная орг-ция оказалась неспособной управлять общ-вом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспеч.преимущество интересов одних членов об-ва в противовес интересам других. Т.о., общ-во, состоящее из экон-ски неравных социальных слоев, порождает особую орг-цию, каковой стало Г. Учение о Г Гегеля. Представитель немец.классической ф-фии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений пр-ды и общ-а, а, след-но, Г и П, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил Г и П из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «Г есть высшая форма реализации нравст-ти, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Г имеет высшее право в отношении личности, а высшая обяз-сть личности - быть достойным членом Г». Т.о., в данном учении Г изображается как воплощение высших нравст-ых ценностей, Гегель создает подлинный культ Г, полностью подчиняя ему чел-ка. Ирригационная (гидравлическая)(К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возник-ие Г-тв, их первые деспотические формы он связывает с необх-тью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необх-сть приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общ-во. Патримониальная(Гаммер). Он считал, что Г произошло от права собств-ти на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распр-ется на всех людей, проживающих на данной земле. Демографическая.Сущность теории - практически все общ-ные процессы, в том числе и образование Г, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной тер-рии, кот. нужно управлять. Кризисная. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-гос-тв, на взаимосвязь происхия Г и становления производящей экки. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической рев-ции, переходу на этом этапе к производящей эк-ке и, прежде всего, селекционной деят-сти. Социально-экономическая. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происх-ия Г обстоят-ами разделения труда и обособлением деят-ти по рук-ву общ-ом. Впоследствии англ-ие экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный хар-р. Говоря об основных теориях возник-ия П, следует отметить, что основные учения о происх-ии П обычно тесно связаны с концепциями происх-ия Г, хотя в их содержании немало специфического. Кратко рассмотрим некоторые теории происх-ния П. Теологическая-исходит из божественного происх-ия П как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в П природных и чел-ких (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что - Богом данное искусство добра и справедливости. Эта теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказ-ва, а на веру. Теория естественного П отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происх-ия П. Сторонники теории считают, что параллельно сущ-ет как позитивное П, созданное Г путем закон-тва, так и естес-ое право. При этом, если позитивное П возникает по воле людей, Г, то причины появления ест-ого П были иные. Ест-ное П людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В ест-но-правовой теории доминирует антропологическое объяснение П и причин его возн-ния. Если П рождено неизменной природой чел-ка, то оно вечно и неизменно, пока сущ-ет чел-к. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным. Создательнормативистскойтеории П Г. Кельзен выводил П из самого. П. П, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возн-ния П вообще не сущ-ло. Психологическая(Л. Петражицкий) - усматривает причины правообразования в психике людей. П - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психол-ого фактора на возн-ние и функционирование П нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной. Марксистская концепция происх. П явл.последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни П лежат в эк-ке, в базисе общ-ва. Поэтому П не может быть выше эк-ки. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.