Классификация правовых норм
Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе права, глубже познать их природу и назначение, значительно усовершенствовать правотворч-ю и правоприминит-ю деят-ь
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
- исходные нормы, которые определяют основы правового рег-я общ-х отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларат. нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения юр. понятий);
- общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
- специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общ-х отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации);
2) в зависимости от предмета прав. Регулир-я (что регулирует, по отраслевой принадлежности) -на конституц-е, гражд-е, админ-е, земельные и др.;
3) в зависимости от их характера – на
- материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.)
- процессуальные(угол-процес-е, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
- императивные(содержащие властные предписания). Не допускает отклонений в регулируемом поведении. Содержит слова, «должен», «обязан».
- диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Позволяет сторонам отношений договорится по вопросам объёма, процесса реализации субъективных прав и обяз-ей. Присущ ГП. Содержит слова «имеют право», «может».
- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); 20% от найденной вещи.
- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия – на:
- постоянные (содержащиеся в законах). В них не указан конечный срок их действия.
- временные(указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием). В заголовке или в тексте указан срок их действия.
6) в зависимости от функций (роли регулирования) – на:
- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.)
- охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы ГПП, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на:
- общераспространенные(действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ)
- специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на
- абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответ-ть),
- относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания).
- альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в завис-ти от сферы действия - на
- общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ),
- региональные(действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.)
- локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы – на:
- правовые нормы законов
- прав. нормы подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на
- управомочивающие(предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств),
- обязывающие(предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату)
- запрещающие(не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые
- гос. органами (законодательными, исполнительными)
- негос-ми структурами (народом на референдуме либо органами м.с.).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общ-х отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
Структура юр. нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга.
Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.
1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юр. фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответств-ти выступают общие признаки субъекта преступления: соответств-й возраст и вменяемость).
Гипотеза устан-ет условия возникновения прав и обяз-ей. Как правило гипотеза начинается со слов «если» (либо оно подразумевается.)
Напроимер: ст.498 ГК РФ: «если
покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по треб-ю покуп-ля незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму».
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по степени сложности (строения гипотезы) гипотезы подразделяются на:
- простые (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юр.нормы. Напр. «договор найма жилого помещения заключается в письменной форме».
- сложные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств). Напр. Ст.130 СК РФ: «Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутств-ми; признаны судом недееспособными и тд.»
2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, и т.п.).
Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:
а) по способу изложения правил поведения– на
- простые – указ-ют дозволенные или запрещённые действия без описания признаков данных действий, т.к. они достаточно очевидны; например, ст. 128 «Незаконное помещение лица в психиатрический стационар».
- описательные, содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч.1 ст.209 УК РФ характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой);
- отсылочные, содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно-правовой нормы. Ч.1 ст.112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111»
- бланкетные, содержащие ссылку на другой НПА. Ст.264 УК РФ
«Нарушение лицом ПДД и эксплуатации транспортных средств». Что бы применить эту норму необходимо обратиться к ПДД.
б) по своей юр.направл-ти выделяются:
- предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора);
- обязывающие или повелительные (императивные) (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа);
-управомочивающие (диспозитивные) (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя);
- рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и гос-во, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан);
- запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юр. ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, гос. награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
В зависимости от степени определённости санкции делятся на:
-абсолютно определённые. Точно указываются мера гос. воздействия (В УК РФ таких санкций нет).
-относительно-определённые санкции. Устанавливают низший и высший предел (от 3-х до 5 лет л.с.) или только высший (до 2-х лет). Низший предел 6 месяцев.
-альтернативные санкции позволяют правоприминителю выбрать из двух и более вариантов один, наиболее соответствующий. (л.св., штраф, исправит. работы).
Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.