Основные стадии законодательного процесса в РФ

Законы РФ принимаются в определенном порядке, который осущ-ется в закон-ном процессе – совокупности действий, через которые осущ-ется закон-ная деят-сть Фед-ого Собрания РФ. Закон-ный процесс в РФ, таким образом, состоит из нескольких стадий. Первой стадией закон-ного процесса является закон-ная инициатива – внесение на рассмотрение Гос-ной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом закон-ной инициативы. Кон-ция РФ определяет 2 группы субъектов права закон-ной инициативы: 1) субъекты, право закон-ной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом закон-ной инициативы обладают Президент РФ, Совет Фед-ции, члены Совета Фед-ции, депутаты Гос-ной Думы, Прав-ство РФ, закон-ные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом закон-ной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Констит-ому Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбит-ому Суду РФ. Согласно Регламенту Гос-ной Думы право законно-ной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Гос-ной Думы. В соответствии со ст. 104 Кон-ции РФ законопроекты вносятся в Гос-ную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ных займов, об изменении финансовых обязательств Г, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Прав-ва РФ. Законопроекты, исходящие от гос-ных органов, общ-ных объединений, граждан, не обладающих правом закон-ной инициативы, м.б.внесены в Гос-ную Думу субъектами права закон-ной инициативы. Право закон-ой инициативы осущ-ется в форме: 1) законопроектов и поправок к законопроектам; закон-ных предложений о разработке и принятии новых фед-ых конст-ных законов и фед-ных законов; 2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3) предложений о поправках и пересмотре положений Кон-ции РФ. Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Гос-ной Думой, направляется Советом Гос-ной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия закон-ого процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Гос-ной Думе. Это рассм-ние осущ-ся в 3 чтениях, если Гос-ной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия закон-ого процесса – принятие закона. Совет Гос-ной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Фед-ный закон принимается Гос-ной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.

Общая хар-ка романно-герм., англо-саксонской и мусульманской правовых семей.

Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным источни­ком права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи. На первом месте стоят права, а не обяз-сти.Отсутствует разделение на частное и публичное право. Юрид-кая доктрина носит прагмати-ий, прикладной хар-р. Первостепенную роль играет процедура (процессуальное право). Романо-германская правовая семья- совокупность правовых систем конти­нентальной Европы; Сев.Африки; Юж.Америки; Японии; России (чья правовая система близка к романо-германской правовой семье); некото­рых других гос-в, отличительная особ-стькоторых в том, что основ­ным источником права в данной правовой семье является нормативно-право­вой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.Вся система образ.пирамиду норм, где нижераспол-ый НПА должен соответ-ть вышестоящему НПА. Имеются кодексы, кон-ции,подзаконные НПА. Право делится на част.и публичное. На первом месте стоят права чел.и гр-на, а не обяз-сти. Глав.роль в формир-ии П принадл.закнод-лю, а не судье.Прецедент и прав.обычай явл.вспомог-ным источником П.Семья мусульманского права- совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудо.Аравии, Ирака, Пакиста­на, некоторых других государств. Отличительными чертамимус-кой прав-семьи является то, что: 1) одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мус-ких стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов. НПА играет подчиненную роль. Суд.практика не явл.источником права. Доминир-ая роль у обяз-стей чел-ка, а не у его П.

Наши рекомендации