Нонрма права и статья нпа. способы и приёмы изложения норм в статьях нпа

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения нормы, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных НПА.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой (простой) способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта (гипотеза+диспозиция+санкция);

2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");

3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован ФЗ "Об оружии").

45. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность - общее свойство всех типов права. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера.

При этом не следует смешивать понятия"система права" и "правовая система".

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права.

Правовая норма – первичный и конечный элемент системы права. Она первая испытиывает изменения, в нём происходящие Это исходящее от гос-ва общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общ-х отношений.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общ-х отношений. Если юр. норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общ-й жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в УП - институт необходимой обороны, институт невменяемости; в ГП - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в КП - институт гражданства; в АП - институт должностного лица; в СП - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на:

- гражданские,

- уголовные,

-административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на:

- материальные

- процессуальные.

Далее институты классифицируются на:

- отраслевые. Отраслевой институт состоит из норм одной отрасли права,

- межотраслевые (или смешанные). Межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт гос-ой собственности, институт опеки и попечительства.

- простые. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.

- сложные (или комплексные). Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

- регулятивные. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений.

- охранительные - направлены на их охрану, защиту (типичны для уголовного права);

- учредительные (закрепительные)- закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для гос-венного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга.

ИНСТИТУТ ПРАВА

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общ-х отношений. Если юр. норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общ-й жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в УП - институт необходимой обороны, институт невменяемости; в ГП - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в КП - институт гражданства; в АП - институт должностного лица; в СП - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на:

- гражданские,

- уголовные,

-административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на:

- материальные

- процессуальные.

Далее институты классифицируются на:

- отраслевые. Отраслевой институт состоит из норм одной отрасли права,

- межотраслевые (или смешанные). Межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт гос-ой собственности, институт опеки и попечительства.

- простые. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.

- сложные (или комплексные). Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

- регулятивные. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений.

- охранительные - направлены на их охрану, защиту (типичны для уголовного права);

- учредительные (закрепительные)- закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для гос-венного и административного права).

Наши рекомендации