Способы изложения норм права в статьях нормативных актов

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называется прямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуют отсылочные либо бланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136», подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136, к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.

12 Понятие форм (источников права). Их виды. (Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права в различных правовых системах.)

Источник пра­ва – это форма официального выражения общеобязательных пред­писаний, создаваемых органами государства в целях регламента­ции общественного порядка.

1) Правовой обы­чай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вслед­ствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обес­печивается государственным принуждением. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в ка­честве которых признаются сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо доку­менте или нет.

2) Судебный прецедент (Великобритания, США, Австралия и другие страны). Сущ­ность судебного прецедента заключается в придании нормативно­го характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Российская правовая система исключает возможность созда­ния норм права судами, так как задача последних усматривает­ся только в применении права к конкретным жизненным об­стоятельствам (фактам).

3) Нормативный договор – это соглаше­ние 2 или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственные договоры, федеративный договор и др.). Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после зак­лючения договора и в нем установлены иные обязательные пра­вила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Договором нормативного содержания является Федеративный договор 1992 г. "О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации".

4) Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобя­зательные юридические нормы (правила поведения). Отличительные признаки нормативно-правового акта:

а) издается уполномоченным государственным органом;

б) обладает определенной юридической силой;

в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

г) имеет конкретную сферу применения;

д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

е) обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права.

и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен.

к) обладает четкой внутрен­ней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, парагра­фы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п.

Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы:

g нормативно-правовые акты (законы, указы, постанов­ления, инструкции, договоры и т. д.)

g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные преце­денты, решения органов власти и т. д.).

Наши рекомендации