Предмет иметод прав. регулир-я как критерии выделения отраслей
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.
Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общ-х отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты – инд-е и кол-е;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) факты (события, обстоятельства), выступающие непоср-ми причинами возникновения или прекращения соответств-х отношений.
Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право.
Под методом понимаются приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.
Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность прав. регулир-я.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общ-х отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.
Метод же служит дополнительным, юр. критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общ-х отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
В общее понятие метода правового регулирования входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом гос-во с помощью права воздействует на отношения:
а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, эконом-е и иные потребности, и др.);
б) издание соответствующих НПА, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общ-х отн-й (гр. и юр. лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений..
Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся: императивный и диспозитивныйметоды, используемые главным образом в УП и ГП. В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы носят универсальный характер.
Такое же значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общ-е отн-я в нужное русло.
В АП действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленч-ю, служебную, оперативную и иную деят-ть гос.органов и должн.лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.
Поощрениясвойственны в основном ТП, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники суд. разбир-ва находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
В с/х праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что КФХ, колхозы - не гос.организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Гос-во оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает метод свободного волеизъявления, под которым понимается форма самостоятельной юр. деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общ-х отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.