Вопрос2. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей и институтов права

Деление системы права на отрасли основывается на опреде­ленных критериях.

Такими критериями являются предмет (ма­териальный критерий) и метод (юридический критерий) право­вого регулирования.

Предмет правового регулирования— совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных пра­вовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»).

Предмет правово­го регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

Предмет правового регулирования представляет собой ус­ловное выделение определенного обособленного круга (совокуп­ности) общественных отношений, которые обладают единым качеством. Это позволяет обобщить нормы права, которые регу­лируют круг (совокупность) общественных отношений, в такую нормативную общность как отрасль права.

Общественные отношения, входящие в предмет должны отвечать следующим требованиям:

1. Они должны быть социально значимы, т.е затрагивать интересы индивидов, объединений, общества в целом.

2. Они должны носить сознательно-волевой характер, т.е. их участники должны обладать сознанием для того, чтобы понимать смысл правовых предписаний и волей, для того чтобы направлять свою деятельность на реализацию данных требований.

3. Должны требовать правовую регламентацию на данном этапе развития общества.

Границы предмета правового регулирования подвижны они могут как расширяться так и сужаться.

Например, предметом экологического права является обо­собленная группа общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей сре­ды.

Предмет земельного права — обществен­ные отношения по рациональному использованию и охране зе­мель.

Предмет административного права — управленческие от­ношения. Предмет трудового права — трудовые отношения и т.д.

Каждая отрасль права имеет свою, относительно обособленную, сферу регулирования.

Отграничение предмета правового регулирования одной от­расли от другой осуществляется на основе выявления качествен­ной однородности составляющих его элементов:

— субъектов,

— объектов,

— содержания,

— динамических факторов.

Например, в трудовых общественных отношениях субъек­тами выступают рабочие и служащие, объектом — предметы тру­да, содержанием — трудовая деятельность, динамическими фак­торами - изменяющиеся потребности в рабочей силе. Иной состав элементов имеют имущественные отношения, управлен­ческие и т.д.

Предмет правового регулирования обычно рассматривают в качестве определяющего критерия системы права. Он — главное, объективное основание для распределения правовых норм по отраслям права. Его дополняет метод правового регулирования.

Метод правового регулирования— совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (отвечает на вопрос «как?»).

Он несет основную нагрузку в ди­намике, в «работе» права, показывает, как регулируются обще­ственные отношения, какими приемами и способами.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод пра­вового влияния на общественные отношения. Метод правового регулирования во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволения, обязывания, запреты.

Общими являются два метода правового регулирования:

Императивный

Императивный - основан на началах власти и подчинения, не допускающий отклонений от предписанного варианта поведения. Доминирующие способы регулирования - возложение обязанностей и установление запретов, (властно-авторитарный, директивный), — стро­го-обязательный, построенный на началах власти и подчине­ния, на отношениях субординации (метод «вертикали»).

Диспозитивный— основан на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, допускающий возможность самостоятельного определения варианта поведения. Доминирующий способ регулирования – управомочивание.(метод «горизонтали)

Поощрительный -где действуют разного рода премиальные системы, направленные пи стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий. Поощрениясвойственны в основном трудовому праву. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Рекоменда­тельный -обусловленный тем, предписывает вариант желаемого поведения с точки зрения государства. По отноше­ниюк не государственным организациям властно-императивные средства воздействия непри­емлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекоменда­тельных актов, советов.

Так, метод властных предписаний (обязывания) характерен, как правило, для административного права. Метод равенства сторон и свободного волеизъявления (дозволения) — для граж­данского права. Метод справедливого вознаграждения и поощ­рения — для трудового права. Метод запрета (запрещениенедозволенных действий) — для уголовного права. Метод доз­воления — для предпринимательского права и т.д.

С помощью метода правового регулирования можно легче ориентироваться, к какой отрасли права относятся те или иные понятия и термины. Например, термин «договор» употребляет­ся в разных отраслях права — конституционном, международ­ном, трудовом, гражданском. Трудовой договор подпадает под действие метода регулирования трудового права — метода со­подчинения и тяготеет к связываниям, а договор как основание возникновения обязательств — под действие метода гражданс­кого права — метода автономии и предполагает дозволения.

Таким образом, основанием для обособления норм права в отрасли и институты является предмет и метод правового регулирования.

Наши рекомендации