Подзаконные акты: понятие, виды
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общ-х отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий. Президент, будучи главой гос-ва, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава гос-ва реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы гос-ва может быть проверена КС РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федер. Собр. представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Прав-ва РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
3. Акты (риказы, инструкции, уставы, положения) министерств, ведомств, го. комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Прав-ва РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Мин. финансов, МВД, ЦБ, МНС и т.п.
4. Решения и постановления местных органов власти (например, областных представительных, законодательных структур).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос-венного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. Нормативные акты муниципальных (негосу-х) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, ПВТР).
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НПА
Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Чтобы проще было ориентироваться в огромной массе различных правых норм необходимо построить их в определённую систему. Такая деят-ть выражается в понятии систематизация, т.е упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях удобства пользования ими на практике. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, ликвидации пробелов.
Выделяют следующие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр. значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия – СЗ РФ), тематический (по определенной тематике – Свод законов РФ) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации.
Инкорпорация подразделяется на:
- официальную, при которой осущ-ся внесение норм права в сборники действующего зак-ва самим автором либо уполномоченным лицом (СЗ РФ). На офиц. инкорп. можно делать ссылки в практике.
- неофициальную - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр. значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация- форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей НК РФ, ГК РФ). Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Кодификация законодательства может быть:
- всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства,
-отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства,
-специальной, когда перерабатываются нормы к.-л. правового института. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).
Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются:
основы законодательства - кодифицированные НПА федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;
кодексы- систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общ-х отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);
уставы - кодифицированные НПА, объединяющие нормы, регулирующие деят-ть министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);
положения- кодифицированные НПА, определяющие юр.статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, гос-венных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);
правила - кодифицированные НПА, устанавливающие порядок к.-л. вида деятельности (например, правила дорожного движения).
Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации (учёт). Это - введение в строй электронной системы классификации правовых актов ("КонсультантПлюс", «Гарант» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность гос. и общ-х структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов (журнальный учёт, карточный учёт):
а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других гос-в, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;
б) оперативность получения требуемой информации и т.д.
Таким образом, существуют различные виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в этом процессе.