Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды

Подзаконный нормативный правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативных правовых актов.

Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации — Федерального Собрания. Речь идет об актах Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме законов, принимаемых Государственной Думой и одобряемых Советом Федерации, эти палаты принимают постановления — подзаконные акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия.

Акты Президента. В соответствии с Конституцией России, Президент Российской Федерации является главой государства и наделен весьма широкими полномочиями. Реализуя их, он издает указы и распоряжения. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты.

Акты Правительства. Правительство издает постановления и распоряжения.

Акты федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти разрабатывают и издают нормативные правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д.

Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Все акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, являются подзаконными.

Акты государственных и негосударственных организаций. Реализуя свои функции, эти организации разрабатывают и принимают (издают) такие виды нормативных правовых актов, как приказы (издаются руководителем организации), различного рода уставы, положения, на основе которых они действуют (устав предприятия, ассоциации, объединения, акционерного общества открытого или закрытого типа, утверждаемый участниками или принимаемый на общем собрании, конференции трудового коллектива).


38.Политическая система общества: понятие, состав, виды.

Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции . Это государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения , участвующие в сфере общественной жизни, где основой является завоевание, удерживание и использование власти.

Существуют факторы, задающие тот или иной характер политической системе общества, формирующие те или иные ее виды. Это организация государственной власти, борьба за власть и за использование в своих целях институтов государства между политическими образованиями - партиями, политическими движениями и другими общественными организациями, и факторы иного свойства.
К иным факторам можно отнести потребность в наиболее эффективной организации экономической жизни общества, его стабильности, выгодном сотрудничестве с другими государствами, обеспечении интеллектуального потенциала общества, соблюдении культурных и иных интересов этнических меньшинств и национального большинства и т.д.

Первым можно выделить такой тип социальной среды, где результаты труда распределяются особым слоем государственно организованных людей. Это чиновники, организующие работы, производство, услуги, устанавливающие цены, размеры оплаты труда. Они становятся распорядителями и выступают от имени государства. Собственность в такой среде существует в государственной, общественной, иногда в личной формах. Частная собственность чаще всего не допускается. Такое состояние социальной среды приводит к нестабильности в этой системе, вызывает недовольство и протесты тех, кто обделен распределением и положением в ней. Такая система скрывает в себе большое количество социальных потрясений и конфликтов , которые разрушают в конце концов общества распределительного типа. Уравнительность в таких обществах становится господствующей идеологией и уничтожает любую мотивацию к труду.

Политические системы, возникающие в такой социальной среде, характеризуются преувеличенной ролью государства и его аппарата. Власть повсеместно вмешивается в жизнь общества. Инакомыслие подавляется, создается государственная идеология. Такая политическая система характеризуется тем , что у власти находится одна партия, иные общественные организации являются проводниками государственной политики. Политические системы таких обществ находятся в изолированном состоянии от внешнего мира.

Политическая система в данной среде имеет своей целью стабилизацию и консервацию общественной жизни. Господствуют бюрократия, номенклатура, политическая элита, чиновничество. Для таких систем характерен культ вождя, диктатора. Стабильность политической системы поддерживается принуждением, насилием, террором и геноцидом к своему народу, экспансией и агрессией по отношению к соседним государствам. Яркими примерами здесь являются социалистическое общество сталинского типа, политические системы в некоторых азиатских государствах.

Второй тип социальной среды основывается на рыночной товарно-денежной основе, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Положение человека здесь определяется его имущественным состоянием, богатством и активностью. Часто богатство здесь может быть нажито незаконным путем. Вот почему и эта среда оказывается противоречивой, несправедливой и конфликтной. Но она более устойчива, чем распределительная среда, и исторически более распространена.

Государство в политических системах, относящихся к данной среде, обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность и собственность. Партии стремятся к завоеванию власти путем участия в выборах на демократической основе. Интересы индивида, его права и свободы имеют в такой системе приоритет над правами коллектива. Собственность, в первую очередь частная, охраняется государством. Информационные права граждан и свобода слова являются важным фактором политической жизни. В принципе, политическая система, основанная на рыночных товарно-денежных отношениях - это либерально-демократическая модель общественного развития.

Либерально-демократические политические системы чаще всего являются открытыми, т.е. обмен знаниями, товарами, инвестициями становится их характерным признаком. Взаимоотношения государства, партий и иных организаций обеспечиваются конституционным регулированием. В таких системах часто возникает имущественное и социальное расслоение, достигающее высокого уровня и ведущее к всплескам общественной напряженности.

Третий тип организации социальной среды смешанный или, по-другому, конвергенция. В конвергеционных политических системах существуют определенные недостатки: нестабильность, противоречивость. К таким недостаткам можно отнести пережитки социализма в нынешней российской действительности. Для конвергеционных политических систем характерно провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства, сохранение системы прописки граждан, сохранение полицейского сыска, закрепление принципа разделения власти, государственная монополия на телерадиовещание и т.п.

Таким образом, мы дали определение политической системе, выделили разные виды политических систем и основной формирующий их социологический фактор - социальную среду.

Политическая система общества представляет собой единство государства и других социальных элементов, имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей, господствующих в данном обществе, где главным является удержание и использование власти.
Политическая система обеспечивает проведение внешней и внутренней политики, формирует и защищает интересы классов. Тип политической системы определяется той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.

Политическая система также может обладать различными дополнительными характеристиками в зависимости от определенной исторической обстановки, национальных традиций, менталитета, психологии.

В состав политической системы могут входить различные социальные институты, обладающие определенными политическими функциями или не имеющие таковых, но формирующие социальные цели и идеалы жизни общества, которые преобразовываются в конкретные политические функции.
В политическую систему государство входит как политическое, территориальное, структурное образование общества. Государство - самый важный элемент политической системы общества, взаимодействующий с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями.

Политические системы имеют динамический характер, перестраиваются, эволюционируют и возникают в результате необходимости завоевания власти, ее организации, использования и удержания в интересах тех или иных социальных сил, всего общества.


Наши рекомендации