Ответственность наследников по долгам наследодателя
См. ст. 1175 ГК РФ.
При изучении проблемы целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
· что понимать под "долгом" наследодателя и под ответственностью наследника;
· правоотношение какого вида складываются между наследниками и кредитором наследодателя;
· чем определяется размер обязанности каждого наследника;
· каков порядок реализации кредиторами их прав.
Под долгом в гражданском праве принято понимать обязанность (см., например, ст. 323 ГК РФ), а обязанности входят в состав наследства (ст. 1112 ГК РФ). Поэтому в ст. 1175 ГК РФ речь идет о любой перешедшей по наследству обязанности наследодателя. Однако чаще всего к наследникам переходят обязанности по денежным обязательствам. Среди них могут быть и обязанности по уплате налогов (подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Не столь просто ответить на вопрос о том, что такое " ответственность" наследника. Если термин ответственность используется в ст. 1175 ГК РФ в классическом значении, то вопрос об исполнении обязанностей, входящих в состав наследства, остается открытым. Невозможно представить, что столь важная часть отношений по поводу наследования не урегулирована. Поэтому термин "ответственность" должен иметь иное значение. В данном случае, как и в ряде других, законодатель использовал выражение "ответственность" как синоним термина "обязанность". Наследники отвечают по долгам, т. е. обязаны исполнить обязательства наследодателя, перешедшие к ним по наследству.
На вопрос о том, какое правоотношение складывается между наследниками и кредиторами, легко ответить, обратившись к ст. 1110 ГК РФ, ст. 1164 ГК РФ, ст. 321 ГК РФ и ст. 322 ГК РФ: обязательственное правоотношение с множественностью лиц на стороне должника в том случае, если наследников более одного. В силу прямого указания закона сонаследники несут солидарную обязанность (ответственность) перед кредитором (ст. 322 ГК РФ). По исполнении этой обязанности одним наследником, он приобретает регрессные требования к другим (ст. 325 ГК РФ).
Солидарная ответственность наследников ограничивается для каждого из них стоимостью полученной доли наследства. Нельзя смешивать долевую ответственность и ответственность, размер которой ограничен долей наследства.
Порядок предъявления требований кредиторов установлен п. 3 ст. 1175 ГК РФ. Его содержание не ясно и требует специального толкования. Поскольку указанный пункт существенно отличается от регулировавшей те же отношения ст. 554 ГК РСФСР 1964 г, для уяснения его смысла эффективен метод сравнительного толкования. Целесообразно последовательно ответить на следующие вопросы:
· о каких требованиях кредиторов упоминается в ст. 1175 ГК РФ;
· к кому кредиторы должны предъявлять требования;
· что происходит с долгами, входящими в наследство, по истечении указанных в п. 3 ст. 1175 ГК РФ сроков.
По природе требование может быть либо исковым, либо претензионным. Если в ст. 1175 ГК РФ речь идет об исковом требовании, то не ясно, почему законодатель не упомянул о заявлении иска, а также трудно объяснить включение абз. 2 п. 3 в статью 1175 ГК РФ (традиционно подобные положения относятся не к срокам исковой давности, а к пресекательным срокам).
Общепризнанно, что в ст. 1175 ГК РФ речь идет о претензиях, носящих уведомительный характер. Это означает, в частности, что при предъявлении досрочного требования наследник имеет право отложить исполнение до наступления срока (если, получив такое требование, наследника был бы должен исполнить обязательство, законодатель включил бы в ст. 1175 ГК РФ формулировку, подобную той, что мы видим в п. 2 ст. 60 ГК РФ или ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ.
Если же требование кредитора предъявлено после нарушения обязательства, это действие не влияет на течение исковой давности и, уж конечно, не заменяет предъявление иска. В ст. 554 ГК РСФСР требования кредиторов назывались претензиями, что более точно отражало их природу.
Предъявление требования возможно наследнику, принявшему наследство, или душеприказчику. Узнать о наличии этих лиц можно у нотариуса по месту открытия наследства. Особый случай – предъявление требования к наследственному имуществу. Законодатель понимает под ним подачу соответствующего заявления в суд (об этом свидетельствует последнее предложение абз.1 п. 3 ст. 1175 ГК РФ). По ст. 554 ГК РСФСР предъявление требований к наследственному имуществу осуществлялось и путем подачи заявления об этом нотариусу. В ст. 1175 ГК РФ указание на такую возможность отсутствует, а расширительное толкование п. 3 ст. 1175 ГК РФ спорно (см. о расширительном толковании п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
Ясно, что законодатель исходил из общего правила о том, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения порядка исчисления срока исковой давности (ст. 201 ГК РФ). Это означает, что срок исковой давности заканчивается независимо от того, когда открылось наследство. Однако возникает вопрос, какое значение придается факту предъявления требований кредиторами. Поскольку этот факт не влияет на течение исковой давности, логично признать, что пропуск срока, установленного для предъявления претензий, погашает право требования кредитора
Но, в отличие от правила ст. 554 ГК РСФСР этот срок совпадает со сроком исковой давности. Предложенная законодателем конструкция ставит кредитора в тем более невыгодное положение, чем короче срок между датой открытия наследства и датой истечения срока исковой давности по нарушенному наследодателем праву кредитора. Сложно объяснить, чем руководствовался законодатель, устанавливая правила п. 3 ст, 1175 ГК РФ.
Мы не рассмотрели правило п. 2 ст. 1175 ГК РФ. Оно логически вытекает из положения о том, что трансмиссар получает право на принятие двух самостоятельных, не смешивающихся наследственных масс (ст. 1157 ГК РФ), а потому и требования кредиторов двух наследодателей не "смешиваются".