Классификация правовых норм. 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):1) Нормы законов - нормы общего
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):1) Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей тер-рии Г; 2) Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты прав-тва) - нормы ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные террит-ыми, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или испол-ных органов краев, областей; 3) Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в орг-циях, фирмах и действуют только в пределах данной орг-ции (правила внутреннего трудового распорядка). 2. По выполняемым функциям:1)регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; 2) охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод чел-ка, предусматривают меры наказания или иного юрид-ого воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания. 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:1)учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общ-ных отношений, правового положения чел-ка, пределов действия Г; 2) обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осущ-ние субъективных прав и обяз-стей в процессе правового рег-ния. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации П; 3) декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного хар-ра, определяют задачи правового рег-ния отдельных видов общ-ных отношений, содержат нормативные объявления; 4) дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в угол.закон-тве, сделки в гражд-ом праве и т.п.); 5) коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями; 6) оперативные (нормы-инструменты) – устан-ют даты вступления НА в силу, прекращения его действия и т.п. 4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; админ-ные и т.п. Отраслевые нормы подразделяются:1)материальные - предназначены для воздействия на общ-ные отношения путем прямого, непосредственного их рег-ния, закрепляют, например, правовой режим собст-сти, порядок ее приобретения; 2) процессуальные - закрепляют процедуру защиты и осущ-ния норм материального П (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов П); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм П. Два вида процессуальных норм: 1) обслуживающие отрасль в целом - нормы угол., гражд.или админ-ого процесса; 2) обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или закон-ный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров. 5. По методу правового регулирования:1)императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания); 2) диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП); 3) поощрительные - предписания о предоставлении гос-вом определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного рез-та (нормы, устанавливающие гос-ные награды, почетные звания); 4) рекомендательные – устан-ют варианты желательного с точки зрения Г поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответ-сти, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия). 6. По средствам, используемым для рег-ния общ-ных отношений: 1)обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия; 2) управомочивающие - предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия; 3) запрещающие – устан-ют запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания. 7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом). 8. По кругу лиц: 1)общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на тер-рии данного Г; 2) специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников. 9. Специализированные нормы:1)компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущ-ого, так и морального хар-ра; 2) коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному рег-ют одни и те же общ-ные отношения. 10. В зависимости от хар-ра структурных элементов:относительно-определенные; бланкетные; отсылочные. 11. По степени определенности. 1)абсолютно опред-ные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте; 2) относительно опред-ные — не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы; 3) альтернативные.