Акты применения права: понятие, виды
Акт применения права (правоприменительный акт) - официальный правовой документ, содержащий инд.-ое гос.-властное предписание компетентного органа или должн. лица в результате разрешения конкретного юрид. дела.
Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юр.нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;
2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от гос-ва либо с его согласия от общ-х объединений, органов м.с., других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юр. фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому её применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются гос. принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все офиц. документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные признаки.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: вводную часть, описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юр. силу.
Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
1) По отраслевому признаку они подразделяются на:
- уголовно-правовые (приговор суда),
-гражданско-правовые (решение суда),
-административно-правовые (протокол об адм. Правонарушении и др.
2) По субъектам их издания – на:
- акты органов представительной власти;
- акты органов исполнительной власти
- акты правоохранительных органов (суда, прокуратуры).
- акты органов гос-венного контроля (налоговая, таможня).
3) По последствиям – на:
-правообразующие,
-правопрекращающие;
-правоизменяющие;
Например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
4) По форме выражения – на:
- письменные (протокол)
- устные (распоряжение командира, резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие)
- конклюдентные (молчаливые). К ним относятся: указатели, сигналы, жесты, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.
5) По названию акты применения права могут иметь форму:
- указа,
-постановления,
-приказа, распоряжения,
- протокола,
-приговора и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормат-х актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а с др. стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов инд-х и кол-х (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общ-х отношений. А это уже - свойства нормативного акта.
6) По характеру правового воздействия:
- регулятивные – устан-ют права и обяз-ти в связи с правомерным поведением (зачисление в ВУЗ, решение о назначении пенсии);
- охранительные – издаются в связи с совершением людьми неправомерных действий, правонарушений (приговор суда, протест прокурора).
7) По назначению они м.б.:
- вспомогательными (назначение экспертизы);
- основными (решение суда, приговор суда).
Акты применения должны отвечать требованиям: обоснованности, законности и целесообразности.
70. ОТЛИЧИЯ АКТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА ОТ НПА И АКТА ИНТЕРПРИТАЦИИ
Акты применения и НПА понятия не тождественные и имеют отличия др. от друга:
1) Акты применения имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;
2) Акты применения не создают правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права. НПА, наоборот является источником права, включающий совокупность правовых норм.
3) Акты применения исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие.
НПА рассчитан на неоднократное применение (много и много раз).
4) Структура акта применения отражает стадии правоприменительной деятельности (вводная, описат-я, мотивиров-я, резолютивные части). НПА не содержат такой структуры.
Также следует отличать акты применения от актов интерпритации (актов толкования):
1) Акты толкования действуют в единстве с НАП. Так, являясь разновидностью актов толкования – интерпритац. акты правотворчества являются источником права (Инструкции ЦБ РФ, Разъаяснения Ген. прокурора и тд.). Акты применения права – не являются источниками права.
2) Акт толкования не применяет нормы права, а разъясняет их содержание, смысл.
3) Акт толкования может быть рассчитан на длительное применение во времени(Инструкции) или относительно длительное (казуальное толкование конкретной правовой ситуации), а Акт применения права – на однократное использование.
4) акты применения права могут издаваться только спец. уполномоченными гос.органами или должн. лицами, а акты толкованиея могут носить неофиц. Хак-р-ер. Их могут издавать учёные, специалисты, граждане.
Акт толкования относится к широкому кругу людей (всем лицам, ведомствам и др.), а акты применения – к конкретным лицам.